Может быть, мне это просто кажется, но очень уж часто в книгах бразильских авторов, а тем более в сериалах, мне попадаются сцены, где толпа (пусть даже скромных размеров) сначала накручивает себя до состояния, когда искры из глаз и дым из ушей, а потом отправляется выяснять с кем-нибудь отношения или громить чье-нибудь жилище.
Вот несколько примеров....
I. "O Alienista", Machado de Assis
В психиатрическую клинику Симона Бакамарте, прозванную местными "Зеленым Домом", попадают не только душевнобольные, но и здоровые люди, в которых психиатр заподозрил возможность развития недуга.
Недовольные жители, под предводительством цирюльника, устраивают восстание, отправившись в первую очередь к особняку доктора.
Вот как это было:
Сноски внизу страницы мои - я так выписываю новые слова.
"O Alienista" - это классика бразильской литературы, так же, как и следующее произведение.
II. "O Cortiço", Aluísio Azevedo
Действие происходит на окраине Рио, где предприимчивый (и страшно скупой) португалец выстроил кучу неказистых домишек, которые сдавал в аренду рабочему люду - прачкам, поденщицам, каменщикам и т.п.
Такое поселение и называется "cortiço", то есть "улей", и их в городе становится все больше с каждым годом.
Однажды два таких "улья" устроили настоящую междуусобную войну, спровоцированную соперничеством двух мачо, воспылавших страстью к прекрасной Рите-байянке.
Страсти нешуточные!
Еще там одна из молодых девушек забеременела от приказчика хозяина "улья", и женщины, во главе с матерью девушки, пошли штурмовать лавку, где работал коварный соблазнитель.
III. А что же в сериалах?
"Mulheres de areia", 1993
Героиню Глории Пирес чуть не утопили местные рыбаки. Правда, они принимали девушку за ее сестру-близнеца, которая им много крови попортила.
В другой раз они то же самое устроили своему бывшему работодателю за то, что он втихаря потопил им лодки.
А герой Рауля Кортеза постоянно подзуживал жителей городка, чтобы те скинули мэра - он, видите ли, закрыл пляжи из-за угрозы эпидемии, и местная коммерция захирела вместе с потоком туристов.
"Felicidade", 1991
Тут вообще все очень серьезно.
В городе пропадает мальчик. Подозрения падают на приезжего (его роль играет Тони Рамос), которого видели рядом с ребенком. Подозрения не подтвердились, человек уехал домой.
Снова понадобились его показания, но жители уверены, что пришлый что-то нехорошее сотворил с парнишкой. Они встречают поезд, на котором персонаж Тони Рамоса приезжает в город.
Чтобы его не порвали на лоскуты, под крики толпы, уворачиваясь от града яиц, бедолагу увозят и прячут в гостинице.
Туда же к вечеру перебираются незнакомые с презумпцией невиновности жители. Вторая серия конфликта.
Там, в этой гостинице, и происходит знакомство главных героев.
Кстати, так как народец в городе все время ищет, чему возмутиться, однажды они устраивают погром в доме главной красавицы Елены, чтоб "наказать" ее за обман.
"Amor de Mãe", 2019-2020
Главная героиня, Лурдес, впервые за много лет приехала в родные края проведать мать. Братья ее погибшего непутевого мужа, приняв на грудь, пришли ночью выяснять отношения. Дамы оказались неробкого десятка, и воякам пришлось уйти.
IV. Сейчас я читаю "O Grande Mentecapto", Fernando Sabino.
В самом начале книги главный герой, Жералдо, совсем еще мальчишка, возмущается тем фактом, что в городе железнодорожная станция есть, а поезд всегда проезжает мимо.
Сумасбродный ребенок решает заставить машиниста остановить состав, и ему это удается.
Через несколько дней один из местных малышей вздумал повторить этот подвиг... Поезд не остановился.
Как это бывает, местные жители стали искать крайнего и нашли - отца Жералдо. Если бы не ливень, охладивший их пыл, то от лавки сеньора Бонавентуры камня на камне не осталось бы.
А через несколько лет уже повзрослевший Жералдо попал в другой переплет.
Будучи семинаристом, он случайно задремал в каморке, где сидит падре во время исповеди. В это время рассказать о своих прегрешениях пришла вдова Коррейа Лопес, у которой нашлись деликатные вопросы к исповеднику (ей являлся покойный супруг за супружеским же долгом).
В общем, получился целый шкандаль. В результате Жералдо вылетел из семинарии, а слухи об исповеди вдовы разлетелись по всему городу.
Друзья покойного оскорбились и ночью пошли на кладбище почтить память дорогого господина Коррейа Лопеса. А там как раз прятался изгнанный семинарист Жералдо. Решив, что это пришли по его душу, он раскричался, чтобы его оставили в покое.
Угадайте, что подумали визитеры? Что тот, к кому они отправлялись, восстал из могилы - до такой степени его допекли!
И куда они все пошли? Правильно - к вдове, чтобы показать ей, где раки зимуют.
Жералдо, который не понял, куда все разбежались, побежал за толпой. В результате, вступившись за вдову, собрал все шишки на себя.
Если покопаться....
...можно еще вспомнить примеры.
Я вот и думаю - это народ у них такой горячий, или авторам просто нравится использовать эпизоды с судами Линча в своих историях?
Как вы думаете?
***
Кстати, недавно обсуждали другую сторону бразильской литературы.