Ворота дома № 59 сегодня. Слева, под аркой, вход в нашу квартиру № 10. Со двора был еще черный вход. Фото Анны Першиной
Шаг третий:
Пять шагов по улице Марата. Шаг третий: от взорванной церкви к Домику няни | Григорий И. | Дзен
Григорий Иоффе
А я возвращаюсь покуда (цитата из «Шага третьего») к воротам своего дома 59, к Круглому рынку, в своё непитейное еще детство, когда пил только грузинский (индийский по праздникам) чай, молоко из треугольных бумажных пакетиков и лимонад из полулитровых стеклянных бутылок…
Сегодня ворота нашего дома выглядят так: снимок вверху. С потугой на затейливость. А 70 лет назад две массивные коричневые створки с калиткой в них были из дерева толщиной сантиметров десять. В полночь дворники закрывали ворота до утра, и, припозднившись, например, из гостей (в те годы люди любили ходить в гости и принимать гостей у себя), попасть во двор можно было только через проходную парадную, что справа от арки.
Рано утром, выходя на работу, кто-то из дворников ворота открывал. Обычно это делала тетя Шура, старший дворник, жившая в нашей квартире. В доме был еще просто дворник (дворничиха), если не ошибаюсь – тетя Нюра, и вдвоем с тетей Шурой они поддерживали во дворе и на улице, на нашей части тротуара, идеальный порядок. Особенно заметен был их труд зимой, когда с раннего утра за окном можно было услышать разнообразные шорохи и скрипы. Деревянными лопатами они насыпали свежевыпавший снег на большие металлические листы и за веревку волокли этот груз на улицу, сооружая на мостовой вдоль тротуаров аккуратные линии сугробов. Утром, когда я отправлялся в школу, а бабушка в магазин, эти сугробы уже сгребала своими лапищами и ссыпала снег в ползущий следом самосвал снегоуборочная машина.
По тротуару, выложенному большими, почти метр на метр, серыми каменными плитами, мы шли направо, до Социалистической улицы, на углу которой, в доме 65/20, был ближайший гастроном, в народе именовавшийся «гидравликом». Почему так? Ответить никто не мог. Гидравлик и гидравлик. И все-таки, через многие годы, подсказка нашлась: в книге Дмитрия Шериха «По улице Марата», изданной в 2004 году, в главе о самом, наверное, необычном и «затейливом» строении на нашей улице. Всё, о чем пойдет речь в цитате из книги, относится к значительной части нашего огромного квартала (огороженного, по современным названиям, улицами Марата, Достоевского, Разъезжей и Боровой), на землях которого еще в середине ХIХ века располагались огороды купчихи Марьи Васильевны Сидоровой.
Дом Зигеля
«Затейливый дом № 63 сразу бросается в глаза. Этакая игрушка, барский особнячок – особенно на фоне скучноватой окружающей застройки.
Это и есть особняк. Принадлежал он уроженцу Саксонии Курту Зигелю, известному в столице инженеру и предпринимателю. Вообще-то во владении Курта Богдановича находился обширный участок между Николаевской и Ямской улицами – и весь этот участок был по его заказу застроен: производственные корпуса завода “К.Б. Зигель”, складские помещения, особняк… Большую часть работ осуществил известный архитектор Иероним Китнер.
Предприятие Зигеля открылось в столице еще в 1877 году. Занялся тогда саксонец оборудованием для подачи воды и газа, устраивал вентиляцию и изготавливал “механические прачешные”. Поработать ему пришлось немало, и не только в Петербурге. В Екатеринодаре, например, Зигель построил первую водопроводную станцию».
Вот так и случилось, что магазин, ближайший к зданию завода, выпускавшего гидравлическое оборудование, был, «на местном диалекте», назван гидравликом, хотя, конечно, на его вывеске этого замысловатого слова никогда не было.
У гидравлика мы с бабушкой расставались. Она заходила в магазин, а я поворачивал направо, на Социалистическую (бывшую Ивановскую) улицу.
Дом № 65 с гидравликом на углу. В 2016 году, когда мы с Любой высадились на Марата, чтобы поснимать наш дом и его окрестности для книги «100 лет с правом переписки», в помещении гидравлика находилось отделение Сбербанка
В спину мне поддувал ветерок с ароматом горелого шоколада, веявший с кондитерской фабрики имени жены В.И. Ленина Крупской (наверное, думал я, Надежда Константиновна очень любила сладкое). Переходил улицу Достоевского, и вот он, в нескольких шагах, дом 16, школа № 297. Шестиэтажный, построенный в 1912 году доходный дом, не обремененный, в отличие от соседнего 14-го, «архитектурными излишествами». Внешне примечателен разве что строгими формами, линией барельефов под окнами 3-го этажа и треугольным фронтоном.
Дом № 16 по Социалистической улице. Некогда - школа № 297. Фото 2016 года
Внутри – тоже ничего особенного, кроме единого пространства двух верхних этажей, которое в наши школьные годы было спортивным залом. Или зрительным – в дни каких-либо праздников. Что могло быть в этом огромном помещении обычного доходного дома до того – можно только догадываться. Если, конечно, спортзал – не результат капитального ремонта.
По некоторым сведениям, в этом доме жил в 1914 году поэт Осип Мандельштам, а в 1915–16-м – изобретатель телевидения В.К. Зворыкин, в то время, когда он был преподавателем Офицерской электротехнической школы. Теперь там бывают другие люди: в здании поселилась гостиница «Инжэкон».
В истории города более известен соседний с нашей школой дом – № 14. В нем, практически до конца ХХ века, находилась типография, где некогда, с 1912 по 1914-й год, печаталась газета «Правда», а в 50-е годы – «Вечерний Ленинград» и другие городские газеты. День выхода первого номера «Правды» – 5 мая по новому стилю, в советское время шумно праздновался журналистами, как День печати, но в смутные времена одним майским праздником стало меньше, он был перенесен и затерялся где-то в недрах календаря; при этом В.И. Ленин, как «основатель» Дня печати, был переименован в П.А. Романова (он же Петр I), а большевистская печать и печать вообще – во всероссийскую.
Память об исторических событиях, происходивших в этом здании, была впечатана в мемориальные доски, висевшие на его фасаде. После ремонта дома и преобразования его в бизнес-центр доски исчезли. Что логично: между трудом и капиталом отношения всегда были непростыми. В данном случае, как это случается чаще всего, победил капитал.
Социалистическая улица, дом № 14, 2016 год
Окончание следует
По страницам книги "Сто лет с правом переписки. Народный роман", которую пока еще можно купить в интернет-магазинах OZON, "Маркет", в ИЦ "Гуманитарная академия" и в издательстве "Петербург - ХХI век".