Найти в Дзене
AMP GROUP

Тест среднечастотной акустики AMP PRO X MR3 V3

В линейке продуктов AMP обновлён среднечастотный динамик MR3, это уже третья его версия. В конструкцию внесены значительные изменения.

Три дюйма

В документации динамик назван Mid-range Speaker. Рабочий диапазон заявлен широкий, от 135 Гц до 18 кГц. Выпускается динамик в КНР специально для AMPGROUP.PRO. Создание высококачественных среднечастотных динамиков — задача не из лёгких. Нужно согласовать между собой диапазон воспроизводимых частот, искажения, чувствительность и дисперсию — причём идти путём компромисса, улучшение одних параметров может повлиять на другие не в лучшую сторону. И результат здесь оказался достойным. Разберёмся, каким образом это достигнуто.

КОНСТРУКЦИЯ

Для повышения верхней границы воспроизводимых частот подвижная система должна быть как можно легче, но при этом может снизиться жёсткость диффузора и возрастут нелинейные искажения. А необдуманное повышение жёсткости диффузора может привести к местным резонансам и призвукам, нужно позаботиться о демпфировании. Поэтому в конструкции использован композитный диффузор из углеволокна с добавкой демпфирующих хлопковых нитей, в этом материале сочетаются жёсткость, лёгкость и отсутствие резонансов. Диффузоры поставляют из Японии.

Кстати, от профиля диффузора сильно зависит диаграмма направленности на средних частотах — но об этом говорить пока рано, разберёмся при измерениях.

Динамик комплектуется «лотусоподобной» сеткой с отверстиями разной формы и площади. Сетка устанавливается в паз корзины на герметик, он входит в комплект
Динамик комплектуется «лотусоподобной» сеткой с отверстиями разной формы и площади. Сетка устанавливается в паз корзины на герметик, он входит в комплект
Подвес резиновый, неглубокий диффузор отсвечивает характерным «графитовым» блеском. Светлые прожилки — те самые хлопковые нити, это демпфирующий элемент. Пылезащитный колпачок полипропиленовый, достаточно крупный — диаметр звуковой катушки 25 мм, что для динамиков такого калибра непривычно много
Подвес резиновый, неглубокий диффузор отсвечивает характерным «графитовым» блеском. Светлые прожилки — те самые хлопковые нити, это демпфирующий элемент. Пылезащитный колпачок полипропиленовый, достаточно крупный — диаметр звуковой катушки 25 мм, что для динамиков такого калибра непривычно много
Ажурная корзина с шестью спицами — литьё из алюминиевого сплава, плюс антирезонансное покрытие. Не звенит. Вентилируемая магнитная система выполнена на основе двух неодимовых магнитов ∅24х6 и ∅24х3
Ажурная корзина с шестью спицами — литьё из алюминиевого сплава, плюс антирезонансное покрытие. Не звенит. Вентилируемая магнитная система выполнена на основе двух неодимовых магнитов ∅24х6 и ∅24х3
Монтажная глубина скромная. Терминалы с креплением под «лопаточки» расположены на изолирующей пластине, подводящие проводники свободные
Монтажная глубина скромная. Терминалы с креплением под «лопаточки» расположены на изолирующей пластине, подводящие проводники свободные

ИЗМЕРЕНИЯ

При первоначальном измерении частота резонанса оказалась далека от заявленной — и это неудивительно, динамик совершенно новый. Поэтому тестовый экземпляр в течение часа подвергался жёсткой разминке розовым шумом при подводимой мощности 2 Вт. Результаты получились интересные.

Z-характеристика гладкая — паразитных резонансов нет ни до, ни после разминки. А частота резонанса снизилась весьма ощутимо — почти на 10%
Z-характеристика гладкая — паразитных резонансов нет ни до, ни после разминки. А частота резонанса снизилась весьма ощутимо — почти на 10%

Параметры Тиля-Смолла

-7

После разминки гибкость центрирующей шайбы увеличилась, снизилась механическая добротность, а частота резонанса приблизилась к паспортной. Полная добротность изменилась незначительно, поскольку определяется она в основном электрической добротностью. А ей с чего бы изменяться? Магнит тот же, звуковая катушка та же. Все отклонения — в пределах технологического допуска и погрешности измерений.

Подвижная система лёгонькая, частота резонанса при этом низкая, но резонанс (вопреки традиции) не попадает в заявленный диапазон частот 135 Гц — 18 кГц. С чем это связано — выясним прямо сейчас.

Спад на осевой АЧХ уходит в ультразвук, но сама АЧХ с заметной неравномерностью. Угловые АЧХ забираются не так высоко, зато более равномерные. При отклонении от оси более 30 градусов заметный спад АЧХ начинается с 5 кГц. Если наводить «в слушателя» с точностью ±15 градусов, можно даже обойтись без твитеров. А провал на 6,5 кГц хорошо глушит «бандитский посвист» на свистящих и шипящих согласных
Спад на осевой АЧХ уходит в ультразвук, но сама АЧХ с заметной неравномерностью. Угловые АЧХ забираются не так высоко, зато более равномерные. При отклонении от оси более 30 градусов заметный спад АЧХ начинается с 5 кГц. Если наводить «в слушателя» с точностью ±15 градусов, можно даже обойтись без твитеров. А провал на 6,5 кГц хорошо глушит «бандитский посвист» на свистящих и шипящих согласных

А что у нас с нижней границей рабочего диапазона? За что её так отодвинули от резонанса? На этот вопрос ответит характер нелинейных искажений.

Искажения измерены при уровне звукового давления 90 дБ. В основном они представлены третьей гармоникой, на низких частотах к ним добавляется вторая
Искажения измерены при уровне звукового давления 90 дБ. В основном они представлены третьей гармоникой, на низких частотах к ним добавляется вторая

РЕКОМЕНДАЦИИ И ОПЫТ

Низкочастотный диапазон ограничен линейным ходом диффузора, поэтому заявка на 135 Гц выглядит излишне оптимистичной — это подтверждают и замеры нелинейных искажений (см. график). То есть работать в этом диапазоне динамик может, но негромко, а с увеличением громкости искажения быстро станут заметны. С учётом фактора искажений я бы порекомендовал для этой головки частотный диапазон от 250 — 300 Гц с активной фильтрацией и частотной коррекцией в области 500 — 1500 Гц. Верхняя граница диапазона при нестрогой ориентации ограничивается 8 — 10 кГц. При строгой — примерно до 16 кГц. При тщательной ориентации и частотной коррекции вполне можно отказаться от твитеров. Процессор рулит.

При рекомендуемом частотном диапазоне от 250 Гц и выше лучшим вариантом акустического оформления будет ЗЯ полным объёмом не менее 0,2-0,3 л. Можно таже использовать установку free air (например, в торпедо) — но с тем же ограничением низких частот.

Звучание хорошо сбалансировано, направленность немного выражена — лучше всего ориентировать головку прямо на слушателя. И, кстати, слушателям от среднего возраста и старше придётся по душе слегка «приподнятый» высокочастотный диапазон — своего рода компенсация возрастных изменений слуха.

МЁД & ДЁГОТЬ

Динамики определённо хороши. Детальное звучание особенно рекомендуется поклонникам «натуральных» жанров. Это удачный компонент для полноценной трёхполосной системы или замена твитеров в двухполосной (естественно, с соответствующим перераспределением «зон ответственности» динамиков). Серьёзные недостатки не обнаружены, несерьёзный — крепление сетки на герметик. Зато по нынешним временам такое счастье почти даром.

Автор статьи на сайте автозвук.рф - Валерий КИМ