Глава 8.
Пришла пора прощаться с замечательным северным городом Тромсё и с гостеприимной материковой Норвегией. Раньше, в представлении наших курсантов, это должна быть суровая страна суровых потомков викингов.
- Ребят, на самом деле здесь климат получше нашего ленинградского. Плодоносят и яблони, и груши, и вишни со сливами. А у нас в Красном селе яблоки кислые, вишня и слива не родятся совсем, не говоря уж о грушах, - со знанием дела рассуждал Рома, уроженец Ленобласти.
- Вот бы нам такую зиму, как в Тромсё, и у нас бы груши росли, - добавил он.
- А вы видели на берегу памятник Амудсену? - спросил Костя.
- А как же! Я сфотографировал его. Великий был человек, - отозвался Алексей.
Норвегия подарила миру много великих людей. Это и композитор Эдвард Григ, и режиссер Ингвар Бергман, и драматург Генрик Ибсен, и полярные исследователи Фритьоф Нансен, лауреат Нобелевской премии мира в 1922 году (В ходе экспедиции на корабле «Фрам» Нансен достиг Северного полюса в 1895 году) и Руаль Амудсен. Руаль Амундсен - первый человек, достигший Южного полюса (1911 года). Он первым побывална обоих географических полюсах планеты. Кроме того, воздушная трансарктическая экспедиция 1926 года под руководством Руаля Амундсена является первой из всех, кому удалось достичь Северного полюса. Он организовал и возглавил вторую в истории успешную вдоль берегов Сибири, став, таким образом, первым человеком, замкнувшим кругосветную дистанцию за Полярным кругом. Амундсен - один из пионеров применения авиации и воздухоплавательных средств - гидросамолётов и дирижаблей - в арктических путешествиях.
Биография великого норвежца, последнего викинга, как его называли, покруче любого приключенсюческого романа.
Море сверкало в утренних лучах незаходящего полярного солнца. Казалось, что это не Северный Ледовитый океан, а какое-нибудь тёплое море с бирюзовой водой. По левому борту мелькали черно-белые горбатые спины косаток.
- Эх! Зря я не купил Кодак! Леха, давай снимай скорее! - волновался Костя, на минуту оторвавшись от покраски леера, (ограждения верхней или шлюпочной палубы, платформы или трапа, состоящего из металлических леерных стоек и тросов или прутьев-лееров, протянутых между ними).
- Сейчас, сбегаю за фотиком! - отозвался Алексей, отложив в сторону банку с краской.
Практикантов часто привлекали к таким, не требующим профессиональных знаний работам на судне.
Обычный распорядок дня на сухогрузе был таков: четыре часа вахта, восемь часов отдых. День ненормированный. И если что-то случилось, конечно, привлекали всех.
- Вахта – это понятно, а когда отдых – тоже дел немало. Завтрак, обед, ужин - чем не работа? - шутили моряки. Но, вообще, за членами команды закреплены объекты, которые они отмывали. Ну, и обязательно надо отдохнуть. Для этого на судне и существует адмиральский час, когда отдыхает начальство, не грех отдохнуть и команде, кроме вахтенных, конечно.
- Да, сухогруз, ребята, по сравнению с парусником - настоящий курорт, - восхищался Игорь, невзлюбивший практику на "Мире", учебном паруснике Макаровки.
- А мне на фрегате нравилось. Каждой клеточкой чувствуешь, что ты не где-нибудь, а в море под парусами. До дрожи чувствуешь парусник, этот живой организм. А какая красота открывается с клотика! И каждый день что-то экстремальное - не заскучаешь! - откликнулся Костя.
- Ничего, и на сухогрузах бывает такой экстрим, что закачаешься, - подслушав парней, вмешался в разговор старший механик Александр Николаевич:
- Я всегда ходил на гражданских судах. У нас запрещена выпивка, обязательно надо отдыхать, чтоб не заснуть на вахте. Потому что в море всякое случается. Был случай: мы везли эстонский лес в Швецию. Около двух суток погрузка, сутки-полтора переход и полтора дня выгрузки. Грузили не только в трюмы, но и на крышки. Для этого ставили мощные стойки, между них клали брёвна высотой до трёх метров, стягивали их тросами. Лазать приходилось по обледенелым брёвнам. Устали, но все сделали. Уже выходили из Таллинского залива в море, капитан пошел отбивать служебные телеграммы, и вдруг корабль дном идет по камням. Капитан выскакивает – третий штурман заснул.
В корабле пробоина. Вода хлещет. Потом крен уже на десять градусов (это кажется, что мало, а на палубе не устоять). В общем, начали балласт топить, штурман посчитал, сколько до потопляемой. Вроде, выровнялись. Ну и как-то пошли, перескочили гряду, на которую наткнулись. Насосы работают на полную, бригада пытается заделать. Кое-как что-то получилось, дошли до Швеции, выгрузились. А потом поступил приказ идти в Питер, там, где наша компания базировалась. Пришли – и нашего капитана сразу сняли и разжаловали в старпомы. Многих уволили, других раскидали по судам. И все это из-за одного дурака, который заснул. Вот такой случай! А вы говорите - курорт!
- А пожары случались? - спросил Костя у старого морского волка.
- Пожары мы тушили быстро. А вот с двигателем был случай – на всю жизнь такое запомнишь. Я еще в порту пришел в свою контору, говорю: «Нужны детали – насос клапана, а то прямо в море заглохнем». Но мне сказали: «Нет, идите так». И мы пошли на Египет. Была зима, шторма, где-то мы стояли и пережидали, где-то быстрее набирали. И вот до берега осталось километров 100 с лишним (я не буду вам в милях, чтобы вас не путать), а движок глохнет. Первый движок заглох, второй не успеваем накачать – он тоже глохнет. И остались мы без электричества.
Встали в дрейф. Часов через шесть капитан зовет на мостик. Говорит: «Смотри, у нас точно по курсу стоит нефтяная вышка, и мы несемся прямо на нее. Делай что хочешь, но запусти хоть один движок, иначе врежемся». Я бегом вниз, дал мотористу ведра воды, поставил, и мы пустили движок. Он кипит, мы на него водой, оттуда пар. В общем, полный ужас. Но корабль отвернули, и мы прошли мимо вышки.
К утру мы кое-как один двигатель сделали (как говорится, при помощи ключа и такой-то матери) и доплыли до пригорода Александрии. А там уже посыльный из компании привез детали. Мы их отшлифовали, и все встало на места.
По впечатлением от рассказа старшего механика, курсанты отправились на адмиральский час. Отдыхать, так отдыхать.
Во второй половине дня на горизонте показался остров Медвежий.
Остров Медвежий - единственная земля на пути от Норвегии до Шпицбергена. Эта же точка является редкой точкой стыков аж 3-х морей: Норвежского, Гренландского и Баренцева.
Воды вокруг острова кишат рыбой. По курсу на Шпицберген встретилась шхуна с нашими рыбаками. По их словам они за полчаса подняли 50 кг трески, которой поделились с командой сухогруза.
После Медвежьего острова шли прямиком на Шпицберген, конечный пункт плавания "Ленинского комсомола".
- Ну, вот, товарищи практиканты, совсем скоро вы узнаете, что такое Шпицберген и с чем его едят. Сразу предупреждаю, мы будем опять заграницей. Вести себя должно так, чтобы нашей великой Родине не было стыдно за вас. Зайдём мы сначала в норвежский Лонгйир, оформим все документы, а потом уже пойдём к себе в Баренцбург. Посмотрите, как можно жить при коммунизме.
Интересная информация!
В 60-х годах в СССР был поставлен эксперимент по коммунистическому общежитию, который почему-то освещался очень скупо. На норвежском острове Шпицберген СССР взял концессию на добычу угля, и там была , так сказать, наша колония. Посылали опытных специалистов и, разумеется, туда, ехали люди за деньгами, т. е. далеко не рафинированные бессребреники. В этой колонии были магазины, в которых, естественно, всё продавалось за деньги. Экспериментаторы поставили советскую колонию Шпицбергена в условия, похожие на коммунизм, – объявили, что все товары можно брать бесплатно по потребности. Сначала все бросились хватать, особенно дефицит – паюсную икру, сигареты с фильтром и т. д. Но экспериментаторы упорно снова и снова заполняли магазины товарами. И тогда люди успокоились и стали брать ровно столько, сколько им нужно. Но главное оказалось впереди. Спустя некоторое время они стали бесплатно брать меньше товаров, чем раньше покупали! Правда, это были советские люди, которые, по меньшей мере, школьное воспитание получили при Сталине, а не нынешние россиянцы. Тем не менее, и сегодня говорить о том, что коммунизм невозможен, может только необразованный человек.
То есть, понимаете, в чём штука? Не смогли в СССР обеспечить товарное изобилие. Чтобы «люди успокоились и…». При том, что к означенному времени промышленность это сделать, в общем, могла. По большому счёту. Но люди, стоявшие тогда у руля страны попросту испугались перемен и решения задач такого масштаба. Вот поэтому-то этот эксперимент и «освещался очень скупо». И впоследствии нигде и никогда не повторялся. А Сталина с Берией уже не было… Оставалось вместо очередного эпохального прорыва свернуть на знакомый путь, на нечто давно известное и не требующее каких-то личных запредельных усилий и знаний. Вот вам и ещё одна причина пресловутого «дефицита» и застоя. Может быть, самая главная.
*************
А вот и Шпицберген, по норвежски Свальдбард. Остров брутален и по-космически прекрасен. Это как Марс, если бы на нем была жизнь: почти без растительности, но с обилием птиц, зверей и ледяных пейзажей. Природа здесь сурова и бескомпромиссна: только что было тепло от ласковых солнечных лучей, и вдруг - ледяной ветер, от которого сразу промерзаешь до костей.
Шпицберген находится высоко за Полярным кругом, поэтому здесь сильно выражены полярный день и полярная ночь.
Сухогруз пришвартовывался в Норвежском Лонгйире. Город с уже знакомыми разноцветными домиками. Чистый, ухоженный Люди в городе занимаются туризмом, добычей угля и наукой. Виды разрешенной деятельности на Шпицбергене сильно ограничены. В разгрузке курсанты, как обычно не участвовали. Воспользоваться увольнением и осмотреть город? Почему бы и нет.
Климат в Лонгйире — арктический, большую часть года температура ниже нуля. Среднегодовая температура воздуха −6 °C, средняя температура января −14,6 °C, июля 6,5 °C. Добавьте сюда влажность и ветер. Но люди живут и работают.Одну из опасностей на Шпицбергене представляют белые медведи. За пределы населенных пунктов выходить без оружия или сопровождающего с оружием нельзя. На окраине Лонгйира установлен специальный знак.
Так как многие ходят с оружием, то на банках и общественных учреждениях приходится вешать таблички о том, что с оружием вход запрещен. Ружья нужно убирать в сейфы у входа...
Продолжение следует:
Начало: