Найти в Дзене
В ответе за...

Чужие берега... Коммунизм в капиталистической стране

Сухогруз подходит к Баренцбургу. По обеим сторонам - чудесные берега Ис-фьорда. Высокие, гористые, снежные, с ледниками и глетчерами. Вдали на отвесе горы уже виден сам поселок, кажущийся игрушечным. На палубу высыпала вся команда во главе с капитаном Алексеем Петровичем Вороновым. - Ребята,- обратился он к курсантам, - а вы знаете, что на Шпицбергене проводил научные исследования адмирал Макаров Степан Осипович, именем которого названа ваша мореходка? Он возглавлявил экспедицию на ледоколе «Ермак» на Шпицберген. Степан Осипович Макаров - это легенда российского флота. Он не представлял себе жизни без моря. «В море я у себя дома, а на берегу в гостях», – любил повторять Степан Осипович. Море стало и последним пристанищем адмирала Макарова: он погиб 13 апреля 1904 года на борту линкора «Петропавловск», подорвавшегося на японской мине. Но в историю русского флота Степан Макаров вошел в первую очередь как новатор и изобретатель, а не как флотоводец. За ним не числилось никаких круп
Оглавление

Глава 9.

Сухогруз подходит к Баренцбургу. По обеим сторонам - чудесные берега Ис-фьорда. Высокие, гористые, снежные, с ледниками и глетчерами. Вдали на отвесе горы уже виден сам поселок, кажущийся игрушечным.

На палубу высыпала вся команда во главе с капитаном Алексеем Петровичем Вороновым.

- Ребята,- обратился он к курсантам, - а вы знаете, что на Шпицбергене проводил научные исследования адмирал Макаров Степан Осипович, именем которого названа ваша мореходка? Он возглавлявил экспедицию на ледоколе «Ермак» на Шпицберген.

Вице-адмирал С.О. Макаров и его детище ледокол Ермак
Вице-адмирал С.О. Макаров и его детище ледокол Ермак

Степан Осипович Макаров - это легенда российского флота. Он не представлял себе жизни без моря. «В море я у себя дома, а на берегу в гостях», – любил повторять Степан Осипович. Море стало и последним пристанищем адмирала Макарова: он погиб 13 апреля 1904 года на борту линкора «Петропавловск», подорвавшегося на японской мине. Но в историю русского флота Степан Макаров вошел в первую очередь как новатор и изобретатель, а не как флотоводец. За ним не числилось никаких крупных морских побед, зато закреплено первенство во многих сферах морской жизни. Проведение первой русской торпедной атаки, изобретение колпачков для бронебойных снарядов, усиливавших их пробивную способность, разработка первого в мире пластыря для заделывания пробоин и русской семафорной азбуки, постройка первого арктического ледокола и создание русской радиоразведки — все это заслуги Степана Макарова, человека, который не представлял себе иной судьбы, кроме судьбы морского офицера, и иного долга, кроме служения Родине.

Пришвартовались в порту Баренцбурга. Сразу же после швартовки на борт сухогруза поднялось человек пять - начальник рудника, председатель треста «Арктикуголь», парторг, советский консул. Когда подходили к причалу, он уже был забит народом: собралось, наверное, все население Баренцбурга. Пришли шахтёры и их жены с детьми. В руках многие держали лозунги и флажки.

Порт Баренцбурга
Порт Баренцбурга

После общения с руководством рудника в каюте капитана, командование судна, команда и прибывшие на вахту шахтеры вышли на причал. Началось настоящее братание, и даже состоялся небольшой митинг с взаимными приветствиями и пожеланиями. После этого все пошли осматривать город от музея Баренцбурга и редакции местной газеты, до пожарной части, бассейна и бани. После экскурсии приехавших повели в "коммунистическую столовую", где оказывается всех шахтеров и жителей Баренцбурга кормили бесплатно и, как говорится, сколько душа пожелает. Салат из помидоров и огурцов, выращенных в теплице города, накладывали на тарелку сами. Первое и второе было уже в тарелках, но можно было взять еще и добавки. На десерт - клубника со сливками - тоже из своей теплицы.

После обеда в коммунистической столовой курсанты отправились в магазин. Для местных жителей товары выдавали бесплатно под роспись.

- Вот бы и нам дали по фотоаппаратику, - размечтался Рома. - Да, местные уже точно при коммунизме живут.

- Ром, а у нас в Макаровке не коммунизм? Кормят нас, одевают, обувают. Чего тебе еще надо? - спросил Алексей.

- Мне ничего, а Костику вон - Зенит этот, - Ромка показал на стоящий на полке фотоаппарат.

- Молодые люди, ну что? Выбрали товар? - обратилась к ним продавец.

- Да, выбрал. Дайте мне фотоаппарат Зенит, - попросил Костя.

- Зенит - лучший у нас в стране фотоаппарат. Бесплатно их не отдаём, так что платят все, но с большой скидкой, - остудила Ромин пыл, продавщица.

С новеньким Зенитом наперевес, Костя отправился со всеми вместе на прогулку не только по самому Баренцбургу, но и по ближайшим окрестностям, в питомник ездовых собак. Кинолог Оксана Николаевна рассказала о породах собак, находившихся в питомнике.

У каждой собаки свой домик.
У каждой собаки свой домик.

Оказывается, те собаки, к которым мы привыкли, это одна из разновидностей хаски. Полностью привычная нам порода называется «сибирский хаски».

Сибирская голубоглазая красавица хаски
Сибирская голубоглазая красавица хаски

В питомнике есть как сибирские хаски, так и аляскинские.

Аляскинские хаски более приспособлены для использования в качестве ездовых собак. Они более послушные и дисциплинированные. Отличить их можно по гладкой шерсти, а вот глаза также бывают карие и голубые.

Аляскинские хаски.
Аляскинские хаски.

- Посмотрите, все собаки дружелюбные. Можно потрогать нос, единственное, что не рекомендую - совать в клетку перчатки, их могут заиграть. Когда собак выпускают из вольера или с привязи, они носятся как угорелые в предвкушении поездки, - с этими словами она открыла вольер и выпустила собак к гостям. Хаски окружили ребят, радостно виляя хвостами.

В упряжь идут с удовольствием, ведь им предстоит любимая работа. Обычно в сани запрягают шестерку собак, соединенных попарно.
В упряжь идут с удовольствием, ведь им предстоит любимая работа. Обычно в сани запрягают шестерку собак, соединенных попарно.

Были в питомнике и маламуты, очень похожие на хаски, но гораздо крупнее и пушистее. Маламуты - это самые близкие родственники волка. Пес серьезный, неигривый, как хаски, но очень добрый к человеку, особенно к маленьким детям. Это тоже ездовая, очень мощная собака.

Маламут и хаски. Почувствуйте разницу.
Маламут и хаски. Почувствуйте разницу.

Вот такие познания приобрели друзья курсанты в питомнике ездовых собак. Костя уже перефотографировал всех собак вместе с кинологом и друзьями.

- А алабаи у вас есть? - спросил он у Оксаны Николоевны, проводившей экскурсию по питомнику.

- Нет, алабай хоть и крупная собака, но совсем не ездовая. У алабая слабые суставы, он себя еле носит, не то, что сани. И происхождение у него южное, его призвание овец сторожить, от волков защищать. Вы хотите алабая завести?

- Да, нет. Не я. У моей жены родители держат алабая, правда, нечистопородного. С суставами у него точно проблема. Чем старше становится, тем меньше двигается. Все норовит полежать.

- Он, как я, прямо-таки. Чем старше, тем ленивее, - поведал свой секрет Алексей.

В музее городка гостям рассказали, что Баренцбург является советским административным и культурным центром на Шпицбергене.

Баренцбург и его живой символ - кот Кеша.
Баренцбург и его живой символ - кот Кеша.

В поселке имеется более 25 жилых одно-, двух и даже четырехэтажных домов, почта, больница с рентгеновским, зубопротезным, хирургическим и терапевтическим отделениями, аптека, клуб, радиостанция, подсобное хозяйство, библиотека, гостиница, детсад, школа, музей «Помор», столовая, продовольственный и промтоварный магазины, баня, бытовой комбинат. Все жилые, производственные, административные и другие дома имеют центральное отопление, водопровод с горячей и холодной водой, радио, телефон, электрическое освещение. В клубе имеется зрительный вал на 350 мест, спортзал, плавательный бассейн. В поселке работает вечерняя школа рабочей молодежи. Ученикам, окончившим школу, предоставляется преимущественное право поступления в институты и техникумы. Радиостанция "Баренцбург" поддерживает прямую радиосвязь с Мурманском, Москвой, а также с судами, находящимися в море. Подсобное хозяйство обеспечивает столовую поселка свежими овощами, мясом, яйцами, молоком и т.д. Подсобное хозяйство включает скотный двор с помещениями для коров и свиней, птичник, для кур, теплицу для выращивания лука, огурцов и т.д. В поселке расположено Консульство СССР, осуществляющее дипломатические и другие контакты с норвежской администрацией, находящейся в Лонгирбюене.

-10

Поселок Пирамида - второй по величине советский шахтерский поселок на Шпицбергене. Расположен он примерно в 60 милях от поселка Баренцбург и располагался у подножья горы Пирамида на берегу бухты Мимер. Свое название гора получила благодаря своеобразной пирамидальной вершины, сложенной мощными слоями известняков, которые залегают почти горизонтально и образуют гигантские 7-8 метровые ступени. Добыча угля выполняется в шахте № 2 - «Северная», расположенной в горе Пирамида на высоте 400 метров. Для подъема в шахту имеется бремсберг - наземное подъёмное устройство, образованное двумя наклонными рельсовыми путями с движущимися по ним вагонетками с углём. В Пирамиде был построен новый современный дворец культуры, спортивный зал и новая ЦЭС. Жилые дома были собраны из блоков ярких цветов: в основном желтых, каштановых, оранжевых. Помимо великолепных жилых зданий, в Пирамиде были своя школа, детский сад, спортивный комплекс, великолепная больница, дом культуры с библиотекой, в которой насчитывалось более десяти тысяч книг, а также кинотеатр, театр, музей, дворец съездов, роскошная гостиница под названием «Тюльпан», овчарни, коровники и свинарники, парник, где выращивались овощи, фрукты и зелень, и ТЭЦ, обеспечивавшая теплом все жилые и общественные здания… Таким образом, заснеженная территория очень быстро превратилась в оазис изобилия и благополучия. Пирамидчане несказанно гордились тем, что в их маленьком населенном пункте находится все самое северное в мире, ведь они живут еще на 120 км северней от норвежского города Лонгйир. Гордились своим городом, по улицам которого вместо голубей разгуливают чайки, а вместо собак — низкорослые доверчивые олени. На Шпицбергене кроме мхов и лишайников нет никакой растительности, а в наших городках на газонах росла самая настоящая трава на завезенном с материка черноземе.

Жизнь в каждом из городков протекала практически аналогично. Рабочие заезжали сюда на вахту, которая длилась два года. Заработная плата здесь была высокой – больше тысячи рублей. На руки выдавали небольшую часть, а остальные переводили на сберегательную книжку. Наличные же можно было потратить на приобретение товаров в магазинах города. В основном выбор останавливали на бытовой технике, приборах. Люди стремились попасть сюда на работу целыми семьями, с детьми. Представителей подрастающего поколения было здесь в изобилии. Власти позаботились об инфраструктуре городов: детский садик, общеобразовательная школа и даже студия балета. Но это обычные явления даже в других небольших поселках. Самое интересное то, что в этих городах было все бесплатным. Рабочие со своими семьями жили в квартирах в комфортных условиях. За жилье никто не платил. Да и в городских столовых еда была бесплатной, причем поесть здесь люди могли в любое удобное для них время.

Москва не жалела средств на строительство в этом суровом крае прочных жилых зданий, создания великолепной сферы услуг, морского порта и самых передовых промышленных объектов. Заработная плата трудящихся была очень высокой, отпуск — весьма продолжительным, а пенсионный возраст — очень низким. В Баренцбурге и в Пирамиде все было бесплатным, за исключением спиртных напитков. Там шла насыщенная культурная жизнь, часто приезжали ансамбли и театральные коллективы из Москвы, выступавшие в городском театре. Продуктовое снабжение было великолепным. В то время как на многих рудниках СССР работали политзаключенные, на Шпицбергене, в силу его географического положения и определенных политических соображений, было невозможно использовать на шахтах подневольный труд. Таким образом, привлечь рабочую силу можно было только хорошей мотивацией. Отношения с норвежскими обитателями архипелага были в высшей степени дружественными. Между командами Лонгйиру и Пирамиды часто проводились товарищеские матчи по футболу или хоккею. В самый разгар холодной войны на Шпицбергене без проблем уживались капиталистическая и коммунистическая модели.

Три дня, отведенные на стоянку в Баренцбурге, промелькнули как одно мгновение. И вот уже пришло время отправляться в обратный путь. С белыми медведями встретиться не пришлось, зато пообщались с собаками питомника и с единственным котом на архипелаге по кличке Кеша. Кошки здесь вне закона, и Кеша числился песцом. Считается, что кошки могут съесть заразного грызуна и начнется какая-нибудь эпидемия.

Вот он, самый северный в мире кот Кеша провожает судно на материк.
Вот он, самый северный в мире кот Кеша провожает судно на материк.

Прощальный гудок и суровый, но приветливый берег Шпицбергена начинает удаляться. Прощайте, коммунистические города Баренцбург и Пирамида! Вряд ли придётся вернуться сюда, но в памяти этот поход останется у наших курсантов на всю жизнь ярчайшим воспоминанием.

Продолжение следует:

Начало: