Когда-то в Москве было целых четыре Мещанские улицы, каждая под своим номером, с 1-й по 4-ю. Сегодня три из них носят новые имена: проспект Мира, улицы Гиляровского и Щепкина. И только бывшая 4-я стала просто Мещанской безо всякого номера. Свои новые названия они получили в 1960-х годах. Возможно – потому, что ну не может в столице Советской республики, первого в мире государства рабочих и крестьян быть столько «мещанского».
Я часто пишу, что тот или иной дом стоит на углу двух улиц или переулков, и эти дома, как правило, за счет своего углового расположения выглядят очень выигрышно. Сегодняшний мой архитектурный персонаж стоит не на углу, но…
…Два его фасада выходят на параллельные улицы, когда-то бывшие Третьей и Четвертой Мещанскими
Если помните, на днях я рассказывал о доходном доме Марии Уткиной, за который Яндекс-Алиса выдает здание на улице Щепкина, 25/20. В той статье я обещал рассказать о нем, что и делаю сегодня.
В действительности этот доходный дом, в 1905-1906 годах построенный Густавом Августовичем Гельрихом, русским зодчим германского происхождения, заказала потомственная почетная гражданка, купчиха Елизавета Николаевна Шевлягина.
Изначально дом планировался в форме каре с закрытым внутренним двором-колодцем, но одну из частей в итоге не построили, и комплекс остался П-образным. Если взглянуть, то можно увидеть уже подготовленные к работе, но заложенные проходы между корпусами.
И вышел он необычным и привлекательным. В четыре этажа, с магазинами внизу и тремя этажами меблированных двух-, трех- и четырехкомнатных квартир, в которых были обустроены водопровод, канализация и электричество, оформленный в стиле рационального модерна, приверженцем которого был Гельрих.
Со стороны Мещанской фасад украсили три эркера с чуть закругленными углами, оштукатуренные и выкрашенные в белый цвет.
(5 фото)
А на улицу Щепкина смотрят целых пять эркеров – округлых и облицованных цветной плиткой-кабанчиком, зеленой и глубокого синего цвета. Сами же фасады выложены песочно-коричневой плиткой и декорированы мелкими керамическими вставками с цветочными узорами.
(9 фото)
Конечно, и овальные наросты-«бровки» по краям фасадов замечательны и интересны.
(5 фото)
Попал этот дом и в…
…Объектив кинокамеры великого немого
Это случилось во времена НЭПа при съемке сомнительного свойства мелодрамы «Третья Мещанская», снятой в 1927 году режиссером Абрамом Матвеевичем Роомом, в которой практически неприкрыто и незавуалированно была продемонстрирована история совместной жизни Владимира Маяковского, Лили и Осипа Брик.
Автора сценария картины, Виктора Борисовича Шкловского, хорошо знакомого с Маяковским лично, долго потом терзали за то, что он «бестактно ославил» поэта. Впрочем, не он один прошелся по отношениям этих троих.
Кстати сказать, та далеко не святая троица никогда не жила ни на Мещанских улицах, ни на Большой Никитской. Впрочем, это уже совсем другая история.
* * *
Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал до конца. Ваши лайки и комментарии продемонстрируют алгоритмам Дзена, что статья стоит того, чтобы ее предложить большему количеству пользователей. Дзен доверяет читателям, оставляющим отклики на публикации авторов.
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!