Найти в Дзене
Половинка целиком

Стратегия поступления в колледж

Ух, какое громкое название! Стратегия! А ведь иначе и не скажешь. Когда дитя перебивается с тройки на четвёрку, денег на платку нет, а специальность хочется хорошую, то волей-неволей начнёшь суетиться!

В восьмом классе мы решили, что Полина будет поступать в колледж.

Я поговорила с Полей насчет желаемых специальностей. Ожидаемо, она назвала дизайн, рисование, декоративно-прикладное искусство, реставрация картин, роспись, а в самую последнюю очередь - графический дизайн. Мол, за компьютером и планшетом сидеть не хочу, хочу рисовать красками, кисточками, на ткани и т.д.

Нейросеть упорно выдавала мне чб картинку на просьбу сгенерировать подготовку к экзамену по рисунку.
Нейросеть упорно выдавала мне чб картинку на просьбу сгенерировать подготовку к экзамену по рисунку.

Я стала искать колледжи с подобными специальностями. Оказалось, что без экзаменов есть только один вариант: ихор - исполнитель художественно-оформительских работ. Посмотрели сайт колледжа, выпускные работы студентов. Вроде все понравилось, хотя колледж далековато.

В конце восьмого класса я съездила туда на день открытых дверей. И тут меня ждал неприятный сюрприз: проходной балл прошлого года оказался 4,6 ! Туда прошли почти одни отличники, ну и льготники... А у Полины средний балл за восьмой класс составлял 3,9. До почти отличницы за девятый класс нам было не дотянуться, как ни крути.

Я забеспокоилась и начала искать другие варианты. Поначалу просто открыла карту и посмотрела, что есть рядом с домом. Ага, Колледж Петербургской моды. Ещё ничего толком не изучив, я записала дочку туда на курсы. Для бабушки и учителей в школе мы называли это громким словом "подготовительные", хотя на самом деле это были краткосрочные бесплатные курсы по элементарным навыкам шитья. Там Полина смогла посмотреть на оборудование, обстановку и будущих студентов.

На этом восьмой класс закончился, Полина ушла на каникулы, а моя работа только началась. Я вплотную занялась подбором учебных заведений, начав с самого простого - изучения сайтов.

Сюда Полина ездила на курсы "Введение в профессию". Это самая новая из площадок колледжа, с красивым ремонтом и необычными архитектурными решениями.
Сюда Полина ездила на курсы "Введение в профессию". Это самая новая из площадок колледжа, с красивым ремонтом и необычными архитектурными решениями.

Критерии выбора колледжа

Вот по каким критериям я выбирала учебные заведения.

1) количество бюджетных мест

2) проходной балл прошлого года

3) сложность вступительных испытаний

4) расположение

Расскажу чуть подробнее о каждом пункте.

1) много бюджетных мест

Количество мест на бюджет в разных колледжах колеблется от 5 до 125 на подходящие специальности. Я выбирала те учебные заведения, где набирают хотя бы 25 бюджетников.

2) невысокие проходные баллы прошлых лет

Проходной балл формируется к концу приёма, в зависимости от количества мест и количества поданных заявок. Я надеялась, что средний балл аттестата Полины дотянется до четвёрки, поэтому ориентировалась на эту цифру.

Надо сказать, что этот пункт занял у меня довольно много времени: некоторые колледжи убирают информацию с сайта сразу по окончании приёма. Мол, нечего ориентироваться на баллы прошлых лет, они каждый год разные. Ну да: 2022 - 4,91 балла, 2023 - 4,89 балла, 2024 - 5 баллов 😄действительно, есть настолько популярные колледжи и специальности, что туда из года с год проходят только отличники; кроме того, довольно много ребят, у кого есть льгота (в основном, это дети участников СВО)

Я дотошно просматривала тг-каналы колледжей и комментарии вк на их страницах, иногда писала сообщения в приемную комиссию, и все-таки нашла проходные баллы прошлых лет во всех интересующих меня заведениях.

3) относительно несложные экзамены

Следующим этапом моего отбора было чтение правил поступления и изучение собственно вступительного испытания с критериями оценки. Да, если потрудиться, можно найти и такую информацию! Ох, сколько времени это заняло у меня! 🤪 Кое-где были выложены даже образцы работ, так что я их распечатывала и показывала Полине.

К сожалению, на этом этапе стало понятно, что много куда возможно поступить, только имея художественную школу за плечами - настолько высок был уровень требований. Потому и балл аттестата требовался небольшой, ведь все решало вступительное испытание. Полина же ходила в простую студию при доме творчества, так что рисунки её были хоть и красивые, но непрофессиональные.

Таким образом, я выбрала те колледжи, где к творческому экзамену возможно подготовиться своими силами.

4) географическое расположение

Пару вариантов пришлось убрать, так как колледжи находились ну очень далеко. Даже если Полина туда поступит, то дорога в одну сторону будет занимать 2,5 часа. И это без учёта зимы и пробок.

Дело осложнялось ещё и тем, что у многих колледжей по несколько корпусов, раскиданных по всему городу. Иногда на сайте была информация, по какому адресу учится нужная нам специальность; но чаще мне приходилось выяснять это "вручную", обзванивая приемные комиссии.

Дополнительные моменты

Несколько раз мы посетили ДОД - день открытых дверей. Самостоятельно я посетила один, и еще три - вместе с Полиной. Не то чтобы этот пункт был так важен, но было интересно посмотреть на здания и оборудование, оценить ремонт, контингент студентов и абитуриентов, да и вообще составить общее представление, а ещё понять, как туда добираться. Кроме того, на парочке ДОД мы узнали важные детали об экзаменах и обучении, после чего была отвергнута такая специальность как "реставрация". А также мы отбросили в сторону ещё два заведения, куда, как выяснилось после нехитрых подсчëтов, поступают в основном те, кто весь год ходил на платные подготовительные курсы (100 тыс.руб, но при этом официальной гарантии поступления нет).

Пару раз я полистала и отзывы в интернете, но скоро поняла, что на них вообще не стоит обращать внимания. Во-первых, у разных корпусов одного колледжа оценки могли быть совсем разные. Во-вторых, иногда пятерки стояли за булочки в столовой, а негатив - из-за того, что телефон приемной комиссии не работал. Все это, понятно, никак не относится к процессу учёбы, поэтому изучение отзывов я вскоре забросила.

Куда мы выбрали поступать

Исходя из всего перечисленного, мною было выбрано 5 учебных заведений - с основными и запасными специальностями. Я сделала даже презентацию для семьи, включив в нее все вышеперечисленные пункты. Это было сделано для того, чтоб в дальнейшем не возникали ненужные вопросы и никто не настаивал поступать туда, куда поступить маловероятно либо нереально.

Впоследствии этот список из пяти сократился до двух основных вариантов:

1) Колледж Петербургской моды, специальности "Дизайн костюма " и "Художник по костюмам"

2) Некрасовский педагогический колледж, специальность "Педагогика дополнительного образования: художник, изобразительное искусство и ДПИ"

ПОДГОТОВКА К ЭКЗАМЕНАМ

-3

Колледж Петербургской Моды

Сюда проходной балл был довольно высок, но во-первых, многое решал вступительный экзамен (за него ставится оценка и прибавляется к среднему баллу аттестата), а во-вторых, можно было принести свои дипломы и сертификаты за победы в разных конкурсах. За это начисляли несколько дополнительных сотых балла; мелочь, конечно, и критерии отбора неясны, но попробовать-то можно..

На экзамене необходимо было нарисовать человека в костюме или платье; при этом наряд должен быть в заданном стиле (например, спортивный или романтический) и состоять из определённых геометрических фигур. Я посчитала, что получается 12 вариантов возможных эскизов, поэтому было решено, что раз в неделю Полина будет рисовать разные варианты геометрических нарядов. К концу третьего месяца у неё стало получаться гораздо лучше, а потом она начала рисовать те же эскизы заново, дорабатывая их и придумывая детали.

Уффф, как же мне приходилось пинать Полину! Каждая суббота начиналась с напоминаний, поисков бумаги и карандашей, расчистки рабочего пространства, и с завидной регулярностью наши занятия сдвигались на самый вечер воскресенья. Но тем не менее, потихоньку подготовка продвигалась вперёд.

-4

Некрасовский колледж

В педагогический колледж проходной балл был невысок: кому охота сдавать аж два вступительных экзамена и бегать по врачам ради расширенной медсправки. Хотя в списках поступавших было довольно много аттестатов с отличием, что внушает оптимизм по отношению к будущему нашей школьной системы.

Экзамены были следующие: двойной письменный (сочинение и педагогический тест) и натюрморт с натуры в карандаше. Звучит устрашающе. Но на самом деле нужно было всего лишь получить зачёт.

Темы сочинений были выложены на сайте заранее. Мы с Полиной выбрали пять простых, и она по одному писала их в течение года. Я корректировала, исправляла ошибки, Поля перечитывала и запоминала, чтоб потом воспроизвести на экзамене.

То же было и с педагогическими тестами: мы прорешали образцы с сайта. В основном там были разные термины из педагогики, но варианты ответа были настолько просты, что можно догадаться.

С натюрмортом было сложнее. Сначала я внимательно изучила регламент и время (4 ак.часа) , а потом предложила Полине потренироваться дома. Первый опыт вызвал у неё слезы: она привыкла сначала делать набросок на клочке бумаги, а по правилам экзамена это запрещено. Кроме того, невозможность взять в руки мобильник и пойти попить чай тоже поначалу её нервировала.

В следующий раз дело пошло лучше. Кроме того, я уговорила Полину отнести эти тренировочные натюрморты в студию и попросить педагога указать наиболее грубые ошибки или может быть, дать какие-то подсказки.

Был и смешной случай. Уже летом дочь рисовала на даче, и бабушка соорудила для этих целей композицию из огурцов, помидоров и предметов посуды. Полина приступила к работе, потом ушла на перерыв, а когда вернулась, то обнаружила укусы на овощах: это малыш Виктор решил отведать деликатесы с бабулиного огорода 😄 ну или внести свой вклад в искусство 😄

Не захотела нейросеть надкусанные овощи рисовать 😄
Не захотела нейросеть надкусанные овощи рисовать 😄

....

Так потихоньку шла наша подготовка. Впоследствии мы съездили на дни открытых дверей в выбранные колледжи и убедились, что все делали правильно.

В конце девятого класса я посчитала статистику. Вот что получилось :

Курсы в 8 классе - 40 часов

36 эскизов костюмов - 50 часов

25 тестовых вопросов - 2 часа

6 эссе - 15 часов

3 натюрморта - 12 часов

Итого около 120 часов занятий! Самостоятельных! Ну почти самостоятельных... С моими пинками, окриками, напоминаниями, проверками, комментариями, со слезами и ворчанием, со словами утешения и примирениями, комментариями родственников, расспросами и недоверием...

И, разумеется, бесчисленное количество времени, проведённое мной, за чтением сайтов, правил поступления, изучением адресов, расписаний, сообщений и комментариев в соцсетях, звонков в приемную комиссию и прочее, и прочее , и прочее😄

Несмотря на то, что мы готовились только своими силами, это придало Полине уверенность и ощущение того, что она как следует постаралась и сделала все возможное для успешной сдачи творческих экзаменов.

PS. Бóльшая часть этого текста написана, пока я жду Полину с одного из экзаменов. Все вступительные экзамены в этом году в августе, так что наше ожидание затянулось. Ну ничего! Осталось подождать совсем немного!

Итоги поступления: