Найти в Дзене
ЯМАЛ-МЕДИА

«Еле дополз до избушки»: как промысловый охотник со сломанной ногой провёл полтора месяца в морозной тайге

Оглавление

Сезон 1982 года для Владислава начинался как никогда удачно: морозы были не слишком жестокие, изба цела, да и с добычей везло. Казалось, что всё идёт лучше некуда, но таёжная тишина оказалась обманчивой. Случилось страшное: одно неосторожное движение привело к перелому ноги, и это в сотнях километров от помощи…

Удачно открыл сезон

Промысловому охотнику Владиславу постоянно не везло: то вездеход сломается, на котором он до участка добирался, то медведь избу разорит. Однако сезон 1982 года начинался весьма удачно: и погода стояла хорошая, и все постройки остались целыми. С первым снегом удалось добыть важенку и запастись мясом на половину сезона. Всё шло как по маслу – и это тревожило.

Мышей тогда почти не было, и потому соболь без конца лез в капканы. Но вскоре начиналась миграция зверя, так что мужчина решил поймать столько соболей, сколько вообще возможно. Однажды, установив очередные капканы, он возвращался в построенное собственноручно зимовье и вдруг заметил глухаря.

Следуя за птицей, Владислав стал перелезать валежину и тут же резко полетел в сугроб. В ноге, застрявшей между стволами деревьев, послышался треск. Страшная боль не заставила себя ждать. Для промыслового охотника не было хуже беды, чем сломать ногу в лесу посреди сезона. Ближайшее жильё почти в двухстах километрах отсюда, до соседа с рацией идти 80 километров. К счастью, «зимушка» была недалеко – всего 3 километра. Но их ещё надо пройти…

«Боль захлёстывала, аж глаза не видят»

На улице тогда стоял хороший мороз – под тридцать градусов. Нога распухла и покраснела, наступать на неё было невозможно. Из лиственничных палок и верёвок кое-как удалось соорудить примитивную шину. Главное – добраться до путика и встать на лыжи. До него всего 50 метров – рукой подать. Вот только на них охотник потратил полчаса.

«Боль целиком захлёстывала, аж глаза не видят. Шаг сделаю – стою. Шаг сделаю – стою. Дошёл кое-как до лыж и поняги. Нашёл две сухие листвянки, поставил их под мышки как костыли – и крохотными такими шажочками двинулся вперёд. Не шёл, а вообще, еле полз. До избушки добрался уже затемно», - вспоминал он.

Повезло, что Владислав ранее оставил продукты и дрова с растопкой внутри. Растопив печку, он наконец-то согрелся. Нужно было думать, что делать дальше.

«Скорая помощь» из подручных средств

Из одной лыжи вместе с оструганными лиственными палками мужчина смастерил себе шину посложнее. Остаться в тайге зимой без лыжи у охотников считалось полнейшим безрассудством, но тут выбора не было – прежде всего следовало спасти ногу.

Дальше началась борьба за каждый день покоя. Чтобы конечность скорее зажила, её не стоило тревожить, а значит, каждый лишний шаг был на счету. Владислав растянул запасы как мог, топил печь лишь дважды в сутки, спал в одежде. Когда поднялась температура и начался жар, достал старую аптечку. Принял ударную дозу лекарств и вырубился, проспав полдня. Следующим вечером повторил действие – только тогда температура, наконец, снизилась.

Началась подготовка к долгой зиме: Владислав втаскивал в избу дрова, точил топор и пилу, выбирал ближайшие сухие деревья и протаптывал к ним тропинки. Основная база находилась в 25 километрах от него, но сейчас этот путь представлялся в сотни раз длиннее. Пришлось остаться в «зимушке». До Нового года оставалось 10 дней.

Новогодний подарок

«Что-то меня как стукнуло: буду я его здесь встречать, в полном одиночестве. Даже не на базе, где у меня и радио есть. А вот так – в тишине, у печки, хлебая бульон. И ещё подумалось: как раз к Новому году у меня и дрова нарубленные кончатся…»

Кое-как совершил охотник первую вылазку с подобием костыля, отпилил себе дерево. Недалеко от избушки заметил след соболя и от нечего делать поставил там капкан. Колоть дрова было тяжело – нога реагировала болью на резкие движения. Ближе к празднику стало гораздо легче.

В праздничное утро тайга сделала подарок – в капкан возле избушки попался соболь. Это стало сигналом к действию.

«Буквально за три дня я протоптал около километра путиков и поставил ещё три капкана. И надо же – через три дня поймал ещё двоих соболей!»

Не поверили истории

Спустя 2 недели Владислав решил снять шину. Отёк спал, но дотрагиваться до ноги было по-прежнему больно. Вставать на лыжи мужчина пока боялся. Но, пока сидел в зимовье, изготовил себе новую взамен распиленной. Потихоньку продолжал расставлять капканы недалеко от места пребывания, да так грамотно расставил, что сумел взять полтора годичных плана по пушнине.

В конце января, хромая, он выбрался на базу, где его уже ждал приятель. Услышав про перелом, Алексей рассмеялся. Он был уверен на все 100%, если не больше, что ни один охотник не сможет выполнить плана, если посреди сезона сломает ногу и просидит в избушке. Даже прощупывание ноги не переубедило его.

Разозлившись, Владислав поспорил с ним и, чтобы доказать свою правоту, уже в посёлке направился делать рентген. Результат обследования шокировал всех промысловых охотников – Алексей проиграл спор и проставился так, что ещё неделю мужчины гуляли, произнося тосты за здоровье коллеги.

Не забудьте подписаться на канал «Ямал-Медиа». Здесь мы много говорим о рыбалке и охоте, а также ежедневно публикуем интересные статьи и видео о жизни на Крайнем Севере и не только.

Читайте также: