Сколько здесь шедевров! А сколько удивительных судеб — обо всем поговорим, внимательно все рассмотрим, и не только парадные фасады, но и дворы, где скрыто много интересного.
Начинаем прогулку с площади Труда, которую сегодня и площадью-то назвать сложно в привычном понимании — скорее, большая транспортная развязка. Впрочем, еще в начале XX века было все иначе.
Площадь Труда
До 1923 года — Благовещенская. О, какую метаморфозу претерпело это место. Когда-то здесь встречались каналы — Адмиралтейский и Крюков. Первый доходил до Адмиралтейства (отсюда название). Второй — до Невы.
В середине XIX века оба участка заключают в трубу, а примерно на месте этого перекрестка возводят храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы лейб-гвардии Конного полка. К слову, по проекту Константина Тона — самого несчастливого храмостроителя в Петербурге. Пять из шести его работ уничтожены. В том числе и эта церковь в русско-византийском стиле.
Сейчас на этом месте подземный переход (ровно в центре на фото):
За ним начинается Конногвардейский бульвар, сменивший засыпанную часть Адмиралтейского канала. Та самая труба:
Под землей, в переходе — памятный знак:
Осматриваем площадь по часовой стрелке.
Военно-Морской музей (бывшие Крюковские морские казармы):
Памятник славному адмиралу Федору Федоровичу Ушакову:
Для сравнения на коллаже — фото 1960 и 2025 года:
Кажется, все на месте, да что-то не так)
Перемещаемся дальше.
Северный склад Новой Голландии слева, а справа — «новострой» конца 1970-х:
Здесь его фасад больше виден:
Здание занимает целый квартал между Адмиралтейским каналом и Галерной улицей. Когда-то оно выглядело так:
В 1976 двухэтажный дом снесли и выстроили новый, соединив с четырехэтажным корпусом справа. Многие ленинградцы помнят это заведение на первом этаже канувшего здания с майоликой мастерской Ваулина:
Теперь этот шедевр искусства хранится в Музее истории Петербурга в Петропавловской крепости.
А мы смотрим на противоположную сторону, где высится Николаевский дворец, в советские годы — дворец Труда.
Один из шедевров Андрея Ивановича Штакеншнейдера, большого мастера по части дворцов (Мариинский, например, — тоже его работа).
Вид с угла Конногвардейского бульвара:
Анфас:
100 лет назад:
Слева от него — доходный дом Вонлярлярского.
Парадный фасад с аркадой и кариатидами:
Теперь здесь бизнес-центр.
Напротив — гарнизонный военный суд, а до революции — доходный дом британца Александра Кларка, занимавшегося экспортом русского леса, хлеба и льна.
Между ним и упомянутым «новостроем» 1976 года — продолжение Галерной улицы, которая прервалась из-за Благовещенского проезда.
Сюда мы и пойдем.
Еще раз оглянемся на проезд к Благовещенскому мосту:
И «ныряем» в пространство Галерной улицы, где шедевров архитектуры видимо-невидимо.
Первый на пути — неоренессанс 1870 года по проекту Павла Мижуева. Модный в те годы стиль, «собрат» этого дома еще встретится нам в конце Галерной.
А это неожиданный мезонин во дворе:
На самом деле он «прилеплен» к обратной стороне дома Морского собрания (парадный фасад его смотрит на Английскую набережную). В XIX веке всем этим участком, обоими домами владело знатное семейство Яковлевых (Александр Алексеевич Яковлев — обер-прокурор Синода и «по совместительству» дядя Александра Герцена; дом на Галерной строил уже Яковлев-младший).
Следом — особняк Румянцева.
Особенность Галерной улицы в том, что многие дома занимают все пространство между ней и Невой. Парадные фасады смотрят на Английскую набережную, здесь — «служебные». Яркий пример — особняк Румянцева.
Вот его «помпезная часть» с колоннами:
К слову, напротив особняка в октябре 1917 стоял крейсер «Аврора», именно здесь прогремел ее легендарный выстрел.
А это корпус со стороны Галерной:
В доме открылся первый в России частный публичный музей — еще в 1831 году. В основе — личная коллекция графа Николая Петровича Румянцева. Музей здесь и поныне (истории Санкт-Петербурга). Рекомендую заглянуть.
А мы продолжаем путешествие.
Дом №49 по Галерной улице — особо не примечателен внешне. Принадлежал вначале начальнику Императорской охоты графу Ферзену, затем — князю Александру Васильчикову (писатель и, между прочим, родоначальник кооперативного движения в России).
Но вы только посмотрите, какое богатство скрыто в его дальнем дворе.
Над головой:
У следующего героя — также «рядовой» фасад, но он славен своими обитателями.
Когда-то этим участком владел Яков Алексеевич Потемкин (нет, не сын светлейшего князя, «седьмая вода на киселе», если что). Затем он перешел к его теще, Ольге Брискорн. При ней и был возведен ныне существующий 4-этажный жилой дом, куда осенью 1831 года заехал с молодой женой Александр Сергеевич Пушкин (это их первый совместный адрес в Петербурге).
Двор дома теперь закрыт, но однажды мы туда попали, и вот что обнаружили:
Возвращаемся на Галерную. Обратная перспектива в сторону начала улицы:
Ну а впереди нас ждет главная «звезда».
Это вход в имение Великого князя Михаила Александровича (брата последнего императора Николая II).
Наверняка вы знаете его парадный фасад со стороны Английской набережной:
Модерн 1913 года рождения по проекту Романа Мельцера.
Сейчас мы видим обратную сторону. Входной портал:
Ворота закрыты, но летом тут часто снимают киношники, и нам повезло.
В первом дворе:
Арка во второй:
Внутри:
Напротив особняка Михаила Александровича — также великолепный модерн. 1907 год, дом Станислава Проппера — издателя газеты «Биржевые ведомости» и журнала «Огонек» (разумеется, его дореволюционной версии).
О Проперре ходила легенда, что якобы право на издание газеты он приобрел случайно: одолжив штаны у приятеля, отправился в Апраксин двор покупать новые брюки, но вместо них приобрел с аукциона права на газету всего за 13 рублей с полтиной.
В итоге удачливый издатель выкупает весь участок между Галерной и Адмиралтейским каналом. В глубине его — типография. А это жилой дом с приметной башней:
Башня, к слову, является зрительной доминантой Галерной улицы. Ее видно издалека с обеих сторон:
Следующий дом №42 — «стандартная» эклектика, но внимание привлекает.
В том числе благодаря ажурной решетке балкона в центре фасада:
Дом принадлежал Федору Кранкенгагену (отсюда вензель «К»), как и господин Проппер, тоже имевшему отношение к издательскому делу.
Нашел фотографию 1901 года — момент закладки дома.
Дом №44 — та же эклектика, те же годы (рубеж XIX-XX веков). И тот же шарм, заставляющий остановить взгляд.
А №52 — «брат-близнец» дома №43 в начале нашего пути, помните я упоминал, что подобный неоренессанс тут не один. И вот, пожалуйста:
Дальше снова переходим на нечетную сторону.
Дом №65 — веселый особнячок, «руку к которому приложил» один из мэтров петербургской архитектуры конца XIX века Виктор Шретер.
Когда-то — дом шведского посольства. Как и многие соседи, имеет парадный корпус на Английской набережной. Если на Галерной — эклектика, то там — подражание северному модерну.
Дом №69 — не просто дом. Точнее, у него сдвоенный адрес по Галерной: 69/71. Это обратная сторона имения Великого князя Павла Александровича, самого младшего (в законном браке) сына императора Александра II.
Вот его парадная часть со стороны Английской набережной:
До 1887 года он принадлежал Надежде Половцовой, дочери всесильного барона Штиглица. Великий князь вселяется сюда перед свадьбой с греческой принцессой Александрой. Счастливый брак, редкость для дома Романовых:
Но вот беда, в 1891 Александра умирает при родах второго ребенка, сына Дмитрия. Через 11 лет Великий князь женится на Ольге фон Пистолькорс, разведенной жене своего бывшего подчиненного. Результат — лишение прав и изгнание из России. Только в 1914, когда началась 1 мировая война, супруги смогли вернуться.
Все это время дети от первого брака, дочь Мария и сын Дмитрий, воспитывались в семье Великого князя Сергея Александровича и его супруги Елизаветы Федоровны, не имевших собственных детей (Елизавета — родная сестра императрицы Александры Федоровны).
Во втором браке у Павла Александровича родилось трое детей.
Удивительно переплетение судеб.
Старший сын Дмитрий Павлович в 1916 году стал одним из убийц Григория Распутина. А сын Владимир от Ольги фон Пистолькорс (впоследствии она получила титул княгини Палей, как и дети) — убит большевиками в 1918 году в Алапаевске вместе с Великой княгиней Елизаветой Федоровной, воспитывавшей его сводного брата.
К слову, и сам Павел Александрович убиен во дворе Петропавловской крепости в январе 1919, пережив сына на полгода.
Вот такая история...
Интересно, что прямо напротив корпуса под №69/71 — еще одно владение Павла Александровича, так называемый запасной дворец. Использовался для жилья служащих.
Впереди уже видны проходные «Адмиралтейских верфей»:
У нас остается последний адрес — дворец Бобринских.
И снова здесь драма «сильных мира сего».
Законный супруг Екатерины II, император Петр III считал ее «пустым местом» с самого начала, еще до восшествия на престол. Утешение Екатерина Алексеевна находила у фаворитов. В 1762 году она рожает сына от одного из них, Григория Орлова.
Событие осталось в тайне, тем более, что Петр III почти не интересовался женой и умудрился не заметить ее беременность. Новорожденного мальчика нарекли Алексеем Григорьевичем и отдали на воспитание в семью гардеробмейстера Екатерины Василия Шкурина, который и помог все скрыть в тот самый день, спалив собственный дом для отвлечения внимания.
В 1763 году Екатерина, уже будучи полновластной императрицей, купила на имя сына село Спасское в Тульской губернии, также известное как Бобрики. По названию села ребенку и присвоили фамилию Бобринский.
В отрочестве Алеша передан на попечение личному секретарю Екатерины Ивану Бецкому. Мальчик, согласно описаниям Бецкого, был кротким и послушным. На этом его достоинства заканчивались.
Интересно, что когда на престол взошел Павел I, то он пожаловал сводному брату графский титул, назначил генерал-майором. А императрица Мария Федоровна — этот дворец взамен прежнего на Мойке, где жили Бобринские.
Классический проект Луиджи Руска, в основных чертах своих оставшийся с тех пор неизменным.
В 1798 Алексей Григорьевич перебрался в личное имение в Тульской губернии, там и скончался тихо-мирно 15 лет спустя.
Куда более светскую жизнь вела его супруга Анна Владимировна, урожденная баронесса Унгерн-Штернберг. На рубеже XVIII и XIX веков она расширила дворец, выкупив еще и соседний участок №60 — бывший дом архитектора Саввы Чевакинского; отделала по последней моде его интерьеры и основала салон.
Салон Бобринских привлекал дипломатов и литераторов, его посещали императоры Александр I и Николай I, а на балах танцевала «вся столица» на протяжении нескольких десятилетий. Завсегдатаи дома — Василий Жуковский, Павел Вяземский, а также Александр Сергеевич Пушкин, особенно когда он жил в двух шагах на Галерной.
Традиции эти поддерживал впоследствии старший сын Бобринских, Алексей Алексеевич. Так и принадлежал дворец семье Бобринских вплоть до 1917 года.
Сейчас здесь — факультет «свободных искусств и наук» Петербургского университета.
В заключение — очаровательная акварель Александра Бенуа.
Дальше мы с вами продолжим путешествие — от Ново-Адмиралтейского канала через Мойку, Матисов остров и до конца набережной реки Пряжки.
До встречи и хороших вам прогулок!
P.S. Также приглашаю вас в Telegram-канал — выкладываю то, что не вошло в статьи на Дзен + анонсирую авторские экскурсии.