Найти в Дзене

Всему голова: как УАЗ-450Д золотую медаль получил

Бортовой грузовик УАЗ-450Д, прозванный в народе «Головастиком», оказался на конвейере первым из всего нового семейства. В отличие от машин с цельнометаллическим кузовом, ему в основном досталась работа в народном хозяйстве. И он с ней справился на ура. В 1955 году приказом министра автомобильной промышленности Ульяновскому заводу поручили разработку нового семейства малотоннажных машин повышенной проходимости. Новая модель была адресована в первую очередь военным, так что приоритет отдали модификации с цельнометаллическим кузовом – той самой всенародно любимой «Буханке». Обоснование простое: в таком формате можно выпускать грузовые, пассажирские и грузопассажирские варианты, включая столь нужные армии санитарки. Но и о потребностях народного хозяйства не забыли. Бортовой грузовик с двухместной кабиной тоже заложили в проект. Это сейчас разномастные LCV, которыми можно управлять с категорией В в правах, мы встречаем на каждом углу. А в 1950-х в СССР вообще отсутствовали грузовички под п

Бортовой грузовик УАЗ-450Д, прозванный в народе «Головастиком», оказался на конвейере первым из всего нового семейства. В отличие от машин с цельнометаллическим кузовом, ему в основном досталась работа в народном хозяйстве. И он с ней справился на ура.

УАЗ-450 на выставке ВДНХ. 1959 г.
УАЗ-450 на выставке ВДНХ. 1959 г.

В 1955 году приказом министра автомобильной промышленности Ульяновскому заводу поручили разработку нового семейства малотоннажных машин повышенной проходимости. Новая модель была адресована в первую очередь военным, так что приоритет отдали модификации с цельнометаллическим кузовом – той самой всенародно любимой «Буханке». Обоснование простое: в таком формате можно выпускать грузовые, пассажирские и грузопассажирские варианты, включая столь нужные армии санитарки.

УАЗ-450Д серийная модель
УАЗ-450Д серийная модель

Но и о потребностях народного хозяйства не забыли. Бортовой грузовик с двухместной кабиной тоже заложили в проект. Это сейчас разномастные LCV, которыми можно управлять с категорией В в правах, мы встречаем на каждом углу. А в 1950-х в СССР вообще отсутствовали грузовички под перевозку небольших партий товаров. Поэтому на фотографиях с предсерийных испытаний 1957 года уже можно увидеть в одном караване «Головастики» и «Буханки».

Предсерийный УАЗ-450Д с раздельным лобовым стеклом и обратным креплением дверей
Предсерийный УАЗ-450Д с раздельным лобовым стеклом и обратным креплением дверей

У первых экземпляров будущего УАЗ-450Д было несколько отличий от серийной версии. На них стояло раздельное ветровое стекло с вертикальной центральной перемычкой, двери подвесили на задние петли и использовали сдвижные форточки вместо опускающихся окон. Массовое производство семейства началось 22 января 1958-го. В течение года завод поставил на конвейер три модификации: фургон 450, санитарный автомобиль 450А и бортовой грузовик 450Д. Интересно, что первым из них, несмотря на литеру «Д» в индексе, стал именно «Головастик». Почему? У завода в ту пору были сложности со своевременной подготовкой оснастки и освоением новых деталей, короткая же кабина требовала более простых штампов. За кабиной располагалась деревянная платформа с бортами, откидывающимися с трех сторон. Грузоподъемность составляла 800 кг.

УАЗ-451Д
УАЗ-451Д

Сразу после начала серийного выпуска 450-х УАЗ начал работу над моделью с индексом 451. Ее основным отличием стало отсутствие полного привода. Военным такие машины были неинтересны, зато для городской эксплуатации это было самое оно. Для улучшения развесовки силовой агрегат и радиатор сместили назад, для чего пришлось изменить геометрию лонжеронов рамы. Модифицировали рулевое управление, причем примененная на 451-м схема дожила до наших дней. Правда, моноприводные УАЗы на фоне своих собратьев повышенной проходимости надолго не задержались. Их выпускали с 1961 по 1982 год.

УАЗ-452Д
УАЗ-452Д

В 1965-м стартовало производство основательно доработанных полноприводников под индексом 452. Их построили на базе шасси модели 451. Силовой агрегат вновь сдвинули, на сей раз вниз. Это позволило изменить решетку радиатора, и она обрела ту самую культовую форму, которая неизменна и поныне. Бортовой УАЗ-452Д в 1966 году на международной сельскохозяйственной выставке в Москве получил золотую медаль. Десять лет спустя модели присвоили государственный знак качества.

Середина 80-х принесла семейству 452 масштабную модернизацию и смену индекса. Бортовая модификация стала называться УАЗ-3303, а вот милое имя «Головастик» никуда не делось. Попавшее в самую точку, оно прилипло к машине накрепко. Хотя заводчане называли грузовичок и менее ласково – «Додиком». Как можно догадаться, эта прозвище пошло от буквы «Д» в индексе.

УАЗ-3303
УАЗ-3303

За время жизни модели конструкторы немало экспериментировали, и оттиски этих усилий оставили след в истории УАЗа. Например, у «Головастика» была модификация с мягким верхом. Она попала на архивные фотографии, однако тираж уникального исполнения, как и судьба прототипов, неизвестны. В 1960-х построили несколько опытных экземпляров – седельных тягачей с полуприцепом УАЗ-752. В серию грузовик не пошел, хотя прототипы проехали около 4000 км каждый. Выглядел мини-тягач весьма оригинально.

Седельный тягач УАЗ-752
Седельный тягач УАЗ-752

УАЗ-452С на лыжно-гусеничном ходу
УАЗ-452С на лыжно-гусеничном ходу

В 1962 году «Головастика» поставили на лыжно-гусеничный ход. Спереди появились металлические управляемые лыжи, сзади – ведущие резинометаллические гусеницы. В марте-апреле 1966 года снегоходы прошли по маршруту Новосибирск — Омск — Кустанай — Уральск – Ульяновск с максимальной скоростью 40–45 км/ч.

***

УАЗ-452Д можно встретить практически с любым типом кузова или надстройки, существующими для лёгких коммерческих автомобилей. С тем лишь отличием, что ульяновский грузовичок способен довезти их в такие места, до которых другим точно не добраться.