В продолжении разговора об отечественной металлической рок-группе Тяжелый День ( о первом ее альбоме я уже говорил здесь https://dzen.ru/a/aJhope3IcBEhmx3i), мне захотелось поговорить и о втором ее альбоме, вышедшем в 1989 г., когда группа, получившая признание и гран-при на фестивале рок-музыке в составе Московской рок-лаборатории все же покинула последнюю и отправилась в свободное плавание. Именно тогда появился двуязычный альбом (ряд композиций из прежнего альбома "В полет"(1987), переписанные заново и с текстами на английском языке, а также три новых композиции, представленные с текстами на русском языке). Вокалист Владимир Бажин как-то объяснял в одном из интервью, что тогда создание песен на английском была данью моды (это уже делали к тому времени такие группы как Shah и Gorky Park), к тому же группа готовила программу для зарубежных гастролей, и такая пластинка стала бы визитной карточкой коллектива за рубежом.
Следует сразу заметить, что данная зарисовка является отражением сугубо моего мнения, ибо я не претендую на объективность в мире музыкальных вкусов, ведь одним нравится то, что порой никак не нравится другим. Посему я расскажу об альбоме одной из групп отечественного тяжелого рока времен седых 1980-х и может кому-то этот рассказ понравится, кого-то возмутит, а кто-то возьмет сказанное на заметку. Мой анализ, скорее всего, будет выглядеть как типичная вкусовщина, субъективная и не претендующая на универсализм, но тем не менее я честен хотя бы в том, что это именно мое видение. Другие же могут его не разделять или же разделять - это сугубо их дело.
Свою статью я решил разбить условно на две части. В первой из них я постараюсь рассмотреть и проанализировать композиции группы "Огонь" и "Бегство из невезения", вторая же будет всецело посвящена композиции прославленного музыкального коллектива, которая известна как "Сделай вздох". Итак, приступим!
Часть 1. "Лучшие гибнут первыми с несбереженными нервами или раной в груди осколочной, оклеветанные всякой сволочью...."
Тридцать пять лет назад, в далеком 1989 году в Советском Союзе, который доживал свои последние годы, появился винил металлической рок-группы Тяжелый День с одноименным названием.
Поэтому поговорим о русскоязычных композициях представленного альбома. В первую очередь хотелось бы отметить такие песни как «Огонь» и «Бегство из невезения». Оба стихотворения были написаны поэтом Олегом Никоновым, который и прежде сотрудничал с группой, написав ей такой текст как «Берегись жала». Музыка композиции "Огонь" была создана творческим триумвиратом — вокалистом группы Владимиром Бажиным, гитаристом Сергеем Чесноковым и барабанщиком Алексеем Никаноровым. Композиция "Бегство из невезения" — единоличное сочинение Владимира Бажина.
Прекрасно помню свои впечатления от прослушивания этих композиций. Мы сидели подростковой компанией, и кто-то из нас поставил эту пластинку фоном. Песня «Огонь» ворвалась убийственным ритмом в сознание слушателей, и мы все резко замолчали, погрузившись во всеобъемлющее настроение, заданное музыкальным коллективом. Надрывно пел вокалист Владимир Бажин, инструменты просто вбивали гвозди в самую душу — визжащая и почти на грани психоделии гитара Сергея Чеснокова — все это вкупе со слаженной, как бездушная машина, ритм-секцией швырнуло нас прямо в 1941 год, в окопы и траншеи советских героев, умирающих под пулями нацистских солдат вермахта, но не сдающихся. Честно говоря, мы слушали все это, открыв рот. Чего-чего, а таких патриотических песен никто из нас от «Тяжелого Дня» не ожидал, причем в те дни, когда подвиг советских солдат в первый год Великой Отечественной войны откровенно поливался грязью и фекалиями на страницах газет, журналов, на радио и на телевидении. «Лучшие гибнут первыми с несбереженными нервами или раной в груди осколочной, оклеветанные всякой сволочью!» — эти слова будоражат до сих пор. Их можно смело использовать в качестве расхожей цитаты. Металлическую музыку нередко упрекают в том, что ее тексты обращены к тинейджерам. Но тот, кто так рассуждает, плохо знает отечественную металлическую музыку! И данный текст Олега Никонова — тому вящее подтверждение!
Фанатский клип к композиции рок-группы Тяжелый День - "Огонь".
Композиция «Бегство из невезения» обладает не менее яркой образностью. «Чавкая ржавчиной листьев осенних, город шагнул в полосу невезения. Спряталось Время в обрывках газеты. Вижу я птиц, догоняющих лето». Медленно и размеренно группа развивает идею, которая подается в невероятном единстве музыки и текста. Здесь они слиты друг с другом настолько, что их просто невозможно друг от друга отделить, будто это сиамские близнецы, что само по себе прекрасно и задает тот самый эффект, который и должна производить на слушателя современная песня. В конце 1980-х годов в позднесоветском обществе на интуитивном уровне все более веяло ощущение разочарования и приближающейся катастрофы, несмотря на упоение праздником разбушевавшейся свободы. Желание сбежать хоть куда-нибудь из той каши, которая вокруг на глазах очень густо заваривалась, нет-нет, да возникало в голове обывателя. Каким образом автор текста все это уловил — немыслимо и понять просто невозможно! «Бегство из невезения! Бегство! Словно второе рождение, бегство! Вокруг удивительный край, светом пропитанный щедро. Летим вместе с ветром!». Фантасмагория композиции воспринималась настолько реально, будто читаешь роман в жанре магического реализма Хорхе Луиса Борхеса, Габриэля Гарсия Маркеса и Хулио Кортасара, предшественниками которого у нас выступали горячо любимые Николай Васильевич Гоголь и Михаил Афанасьевич Булгаков. Хотя лично у меня перед глазами тут же возникали картины в духе работ Марка Шагала «Над городом» (1918) и «Прогулка» (1917-1918). В трудные, непростые мгновения жизни меня так и тянет прослушать эту композицию снова и снова! Впрочем, какой из современных трудяг не испытывал таких желаний, будь офисный работник, чернорабочий, таксист или сугубо работник интеллектуального труда!
Часть 2. "Сделай вздох, последний вздох! Силы найди перечеркнуть итог...." или Последний вздох по...антиутопии.
Самая необычная из русскоязычных композиций на по преимуществу англоязычном альбоме группы Тяжёлый День 1989 года — это, как ни странно, метал- рок-боевик "Сделай вздох". Автором музыки здесь выступил гитарист группы Сергей Чесноков, стихи же были предварительно написаны Александром Шагановым и это был один из тех случаев, когда гитаристу группы нужно было написать музыку к готовому стихотворению, а не наоборот. Именно благодаря этой композиции я наконец-то понял, в какую именно сторону двинулась эволюция и творческие поиски группы, желающей скрестить с одной стороны структуры, легко угадываемые у Accept, AC/DC и Judas Priest, а с другой – элементы наработок популярного в те годы трэш-метала в лице ранних альбомов Megadeath (1986 и 1988 гг.). Практически группа отправилась в путь вовсе не по дороге из жёлтого кирпича к мудрому Гудвину, а туда, куда прежде пошла группа Ария с альбомом "С кем ты?" (1986) (в составе с гитаристом Андреем Большаковым и бас-гитаристом Александром Грановским и иными будущими участниками группы Мастер), а, следовательно, в исканиях, отразившихся и на первом альбоме группы Мастер. Другое дело, что, по-видимому, при этом окончательно залезать в трэш-метал у Тяжёлого Дня не было никакого желания - участникам группы было достаточно и того синтеза, который в результате ими был слеплен.
Остаётся только пожалеть о том, что группа не записала целиком и полностью русскоязычный альбом, компенсируя впоследствии этот шаг изданием исключительно англоязычного опуса. Но тогда мало кто из музыкантов понимал, что, столкнувшись с англоязычным материалом, и отечественный слушатель недостаточно погрузится в "новый дивный мир", заданный альбомом, и зарубежный слушатель, избалованный англоязычными проектами в изобилии, вряд ли по достоинству оценит сотканное музыкальное полотно. К тому же альбомам нужна широкая огласка и грамотное продюсирование с выходом на широкую отечественную и зарубежную аудиторию. И вот этого, как раз, у группы в те годы не было, если не считать ажиотаж вокруг многих музыкальных релизов, выпущенных фирмой "Мелодия", которые зачастую мгновенно завоёвывали большую популярность в позднем советском обществе.
Кстати, о "дивном новом мире". На одном из форумов я как-то вычитал мнение "знатока", безапелляционно утверждающего, что, дескать, и музыка на данном альбоме оставляет желать лучшего ( как и все их песни – адепт от высокой музыкальной критики выразился куда более хлестко, и приходится адаптировать здесь его высокопарный текст, полный головокружительного интеллектуализма), а тексты – это вообще ни о чем! Но суть, конечно, не в этом. Как раз наоборот, в тексте к песне "Сделай вздох" маэстро Шаганов забрался в такое глубинное бессознательное, если психоанализ и ученики Зигмунда нашего Фрейда нам не врут, что даже я, повидавший разные тексты в своей жизни, тут просто временами ронял челюсть на пол, периодически задумываясь о челюсти вставной. Что же в общем-то наваял прославленный поэт-песенник здесь?
Первое, что меня удивило – это обнаружение кочующих тем в творчестве Шаганова. Например, я сразу приметил фразу "сделай вздох, последний вздох, силы найди перечеркнуть итог". "Где-то я уже что-то подобное слышал, но где?" – подумалось мне, и я тут же вспомнил композицию "Солдаты Судьбы" с альбома хардовой группы бывшего на тот момент участника группы "Земляне" гитариста-виртуоза Игоря Романова, которая называлась "Союз". И действительно, искомое нашлось на их втором диске "Красный Свет" практически того же года создания (диск 1989 года). И ведь содержание этой песни довольно близко по содержанию композиции ТД " Сделай вздох". "Сделай глубокий вдох - и зачеркни итог!" – четыре раза повторяет в вокальной строчке Валерий Горшеничев в середине композиции. И герой здесь уже не так наивен, больше научен горьким опытом. Он скорее не верит в простоту реальности, в которой оказался. И эта взаимосвязь двух текстов разных коллективов, написанных одним поэтом, интересным образом переплетены. Создаётся ощущение, что "Сделай вздох" Тяжёлого Дня – это начала истории, а "Солдаты Судьбы" – ее продолжение...Так в чем же суть шагановского текста к песне "Сделай вздох" группы Тяжелый День?!Как так вышло у маэстро, совершенно не понятно, но очень интересно!
Если следовать тексту Шаганова, от лица главного героя композиции повествование идёт о своеобразном мире несвободы, в котором почти все, как один, похожи друг на друга и общество страдает обезличенностью ("В каждом втором видишь себя самого....ты обречён в мире жить двойником"), и в то же время, такое общество – не в меру агрессивно и милитаристски ориентирована, на что намекают некоторые фразы текста ("Нам только осталось двигаться в общем порядке....сталь бьёт по нервам, как электрический ток...").
Модель такого общества уж больно напоминает оригинальный симбиоз обществ, представленных романами-антиутопиями «Мы" (1920) Евгения Замятина и "1984" (1948) Джорджа Оруэлла, а кое-где чувствуется и образность будущей известной голливудской киноантиутопии "Эквилибриум" (2002).
Отчего же главный герой должен так жить?! Ответом на вопрос является фраза: "Это – реальность! Если твой счётчик оплачен, помни, что ты обречён в мире жить двойником!". Намеки в шагановском тексте были предельно ясны: на дворе был 1989 года и в стране гремела перестройка и дочь ее гласность вовсю развивала идеи в духе антисоветском. Общество, выстроенное на основах идей Маркса, Ленина, Сталина и иных их соратников в те годы нещадно критиковалось со всех сторон и такой посыл в песне уравнивал данное общество с милитаристски-коллективистским, в котором личность, по сути, нивелирована.
Истоки такой концепции возникли вовсе не в перестройку: она лишь перепела идеи Ханны Арендт, Збигнева Бжезинского и Карла Фридриха, хотя ещё раньше данные идеи появлялись у таких представителей русской интеллигенции в эмиграции 1920-1940-х гг., как, в частности, у Ивана Ильина и Бориса Вышеславцева, на которых именитые западные коллеги не соизволили даже сослаться, по-видимому, немцам и полякам американского гражданства цитировать каких-то там русских, даже заграничных, было не комильфо.
Но, если влезть в анализ ещё глубже, данные идеи элементами обнаруживались ещё у социолога Эмиля Дюркгейма, либерала и социал-дарвиниста Герберта Спенсера, и даже кое-где у Иммануила Канта. Спенсер, например, призывал перейти от общества войны ( хоть он и говорил о средневеково-феодальном времени) к обществу промышленному ( т.е. капиталистическому, в котором процветают потребительский рай и торговля взамен войне....на практике, правда, страны, вовсю торгующие, вместо избегания войны и разжигания подобных конфликтов в иных странах и регионах как метода построения политики, не гнушаются ни первым, ни вторым, и США тому замечательный пример!).
Текст как раз идёт в том же духе, так сказать, согласно канонам неолиберальной мысли тех лет, которая на рубеже 1980-1990-х гг. несомненно одержала верх над социалистической и коммунистической идеями.
Осуждая казарменный строй, Шаганов совершенно логично предлагает выход в индивидуализме. Выходит, если коллективизм – это плохо, поскольку он стачивает личность на нет, не даёт ей развиться и т.п. (хотя тут, конечно, налицо речь не о коллективизме вообще, а о его радикальных формах), то спасение – в его противоположности.
Но что прописывает Шаганов далее?! Что это должно быть за общество? Понятно, что "все ставни здесь открыты", само собой, иначе никак. Нужно только сделать ставки (рисковать!) и "работать, работать, работать"! При этом Шаганов предлагает почти кодекс этакого строителя нового общества, сиречь бизнесмена и предпринимателя, почти "героя капиталистического труда": будь ярким, не бойся авантюр и опасностей ("ярче и круче..."), избегай сложностей и ищи простых решений ("чем проще, тем лучше..."), не бойся рисковать и решай проблемы одним махом, будь вечно молод в душе – это ключ для разрешения проблем ("как и в шестнадцать – решай неприятность прыжком...").
Такой типаж (практически модальный тип личности, по Р. Линтону), должен быть максималистичен почти во всем – либо да, либо нет, т.е. рассматривать реальность через призму "черное-белое", а иного просто не дано! ("Ехать – так на ночь! Отказывать – напрочь! Иль нет, иль все разом! Так, не иначе!"). "Думай точным броском....живи нарасхват!" – в этих фразах максимализм, трактуемый почти как героизм, достигает своего апогея!
Вместе с тем, шагановский текст сам, не ведая того, вышел в пространство весьма любопытных и интересных смыслов. Ведь получается именно то, что его отчаянный герой – вечный подросток... взрослый человек уже не может видеть реальность в границах "черного-белого". Между ними со временем личность начинает различать массу иных цветовых оттенков.
Но ещё интереснее то, что в тексте отражена столь нелюбимая современниками диалектика (пламенный привет Георгу Вильгельму Фридриху Гегелю!), ведь в упрощённой версии ее первого закона единства и борьбы противоположностей крайности – схожи. И крайний индивидуализм оборачивается просто обратной стороной крайнего коллективизма.
И здесь отрыв в подавлении личности для железного сплочения общества трансформируется в другой отрыв – развивающуюся атомизацию в обществе, т.е. отрыве индивидуумов друг от друга (каждый сам за себя, моя хата – с краю), что ни чем не лучше прежнего варианта и, в действительности, прыжок из одной крайности в другую!
А здесь сразу вспоминается сетования русского философа эмиграции Николая Бердяева, который в своей знаменитой работе "Истоки и смысл русского коммунизма" (1937) писал следующее: "Для русского народа одинаково характерен и природный дионисизм и христианский аскетизм".
То есть, говоря простыми словами, мы – люди крайностей: коллективизм – значит, наш интерес – беспредельная власть коллектива над личностью, а индивидуализм, следовательно, добро пожаловать в безраздельный диктат личностей над коллективом и обществом, где никто никому не нужен, деньги – все, а человек – никто и ничто! И такой индивидуализм становится современным инфантилизмом молодых и уже не молодых людей, цинизмом, отстранённостью и отгороженностью от других людей, черствостью, всецелым погружением в свои проблемы, шопоголией как смыслом жизни и мерилом всего и вся – в обществе мозаики и радостного потребления, а также тотального одиночества...
Тем самым, из антиутопий «Мы» Е. Замятина и «1984» Дж. Оруэлла шагановский герой движется прямиком в иную, не менее прославленную антиутопию, прорисованную Олдосом Хаксли в его нашумевшем романе «О, дивный новый мир» (1932).
Такая вот диалектика! И, полагается, вряд ли Шаганов размышлял о чем-то подобном, когда писал текст для будущей композиции группы Тяжёлый День, но неосознанно он копнул такой пласт идей, о котором, скорее всего, даже и не думал. Что, в общем-то, и отличает истинного художника от ремесленника и графомана – нащупать нерв, выдать его в рамках тех форм, которые предлагает данный вид искусства и тем самым отправить его в самостоятельное одиночное путешествие по дорогам различных толкований, видений, интерпретаций.
В моем понимании рассмотренные мною композиции обращаются к вечным темам и — я просто уверен в этом – они еще переживут всех нас. Когда-нибудь и кто-нибудь в будущем, придя домой, нальет себе большую кружку горячего чая, сядет возле окна, глядя на разбушевавшуюся стихию природы за стеклом, и включит эти песни. И получит то, что когда-то в 1989 году получил я — невероятное эстетическое удовольствие от прослушивания этих трех удивительных композиций. В этом я просто не сомневаюсь. А музыкальному коллективу Тяжелый День я желаю новых свершений и прекрасных песен, которые также будут западать в душу, как и композиции «Огонь», «Бегство из невезения» и "Сделай вздох".
Если Вам было интересно все это читать, заходите в гости и смотрите другие мои обзоры на музыкальные альбомы, книги, фильмы и сериалы.
Мои рецензии на различные книги в рубрике "КНИГИ, ПРОЧИТАННЫЕ В РИТМЕ ВЕЧНОГО ПРОБЕГА ПО ЖИЗНИ" можно прочесть здесь https://dzen.ru/suite/d0367731-7268-424b-9cf7-544ec276bf28
Мои рецензии на различные кинофильмы в рубрике "ФИЛЬМ, ФИЛЬМ, ФИЛЬМ!" можно прочесть здесь https://dzen.ru/suite/848c5517-ef6a-4bf3-8dcc-cf8a8dd88de2
Мои рецензии на различные сериалы в рубрике "НЕ СТАРЕЮТ ДУШОЙ СЕРИАЛЫ" можно прочесть здесь https://dzen.ru/suite/e0c47b8a-ac6b-4a20-baa0-18991b62009c
Мои рецензии на различные музыкальные альбомы отечественных коллективов рок-музыки в рубрике "ЭТО РОК ВСЕХ СОБРАЛ ПОД СВОИМ КРЫЛОМ" можно прочесть здесь https://dzen.ru/suite/30040239-cd01-4d1b-ac99-916c11f7edd5
Мои рецензии на различные музыкальные альбомы зарубежных прог-металлических коллективов в рубрике "ОХ, УЖ ЭТОТ ПРОГ!" можно прочесть здесь https://dzen.ru/suite/15b1336f-1c33-4845-8fd4-474d301fbf07
Наконец, мои отчеты о собственных книгах и рассуждения о сущности творческого процесса в рубрике "МОЕ ТВОРЧЕСТВО" можно прочесть здесь https://dzen.ru/suite/cf4629d4-5af6-4934-a9e0-1bce685d03a9
Слушайте прекрасную и вдохновляющую музыку, и дай Вам Бог счастья, здоровья и исполнения всех желаний!
С уважением искренне Ваш
Поэт, прозаик и драматург,
автор книг и текстов рок-групп
Дмитрий Босов.
P. S. Пользуясь случаем, приглашаю вас в свой творческий клуб на правах автора. Я - поэт, прозаик и драматург. Есть и свои исторические драмы в стихах https://vk.com/club29547461