Найти в Дзене

О гвоздевом альбоме 1989 г. Рок-группа Тяжелый День - "Тяжелый День"(1989).

В продолжении разговора об отечественной металлической рок-группе Тяжелый День ( о первом ее альбоме я уже говорил здесь https://dzen.ru/a/aJhope3IcBEhmx3i), мне захотелось поговорить и о втором ее альбоме, вышедшем в 1989 г., когда группа, получившая признание и гран-при на фестивале рок-музыке в составе Московской рок-лаборатории все же покинула последнюю и отправилась в свободное плавание. Именно тогда появился двуязычный альбом (ряд композиций из прежнего альбома "В полет"(1987), переписанные заново и с текстами на английском языке, а также три новых композиции, представленные с текстами на русском языке). Вокалист Владимир Бажин как-то объяснял в одном из интервью, что тогда создание песен на английском была данью моды (это уже делали к тому времени такие группы как Shah и Gorky Park), к тому же группа готовила программу для зарубежных гастролей, и такая пластинка стала бы визитной карточкой коллектива за рубежом. Следует сразу заметить, что данная зарисовка является отражением с
Обложка альбома отечественной металлической рок-группы Тяжелый День - "Тяжелый День"(1989).
Обложка альбома отечественной металлической рок-группы Тяжелый День - "Тяжелый День"(1989).

В продолжении разговора об отечественной металлической рок-группе Тяжелый День ( о первом ее альбоме я уже говорил здесь https://dzen.ru/a/aJhope3IcBEhmx3i), мне захотелось поговорить и о втором ее альбоме, вышедшем в 1989 г., когда группа, получившая признание и гран-при на фестивале рок-музыке в составе Московской рок-лаборатории все же покинула последнюю и отправилась в свободное плавание. Именно тогда появился двуязычный альбом (ряд композиций из прежнего альбома "В полет"(1987), переписанные заново и с текстами на английском языке, а также три новых композиции, представленные с текстами на русском языке). Вокалист Владимир Бажин как-то объяснял в одном из интервью, что тогда создание песен на английском была данью моды (это уже делали к тому времени такие группы как Shah и Gorky Park), к тому же группа готовила программу для зарубежных гастролей, и такая пластинка стала бы визитной карточкой коллектива за рубежом.

Следует сразу заметить, что данная зарисовка является отражением сугубо моего мнения, ибо я не претендую на объективность в мире музыкальных вкусов, ведь одним нравится то, что порой никак не нравится другим. Посему я расскажу об альбоме одной из групп отечественного тяжелого рока времен седых 1980-х и может кому-то этот рассказ понравится, кого-то возмутит, а кто-то возьмет сказанное на заметку. Мой анализ, скорее всего, будет выглядеть как типичная вкусовщина, субъективная и не претендующая на универсализм, но тем не менее я честен хотя бы в том, что это именно мое видение. Другие же могут его не разделять или же разделять - это сугубо их дело.

Свою статью я решил разбить условно на две части. В первой из них я постараюсь рассмотреть и проанализировать композиции группы "Огонь" и "Бегство из невезения", вторая же будет всецело посвящена композиции прославленного музыкального коллектива, которая известна как "Сделай вздох". Итак, приступим!

Часть 1. "Лучшие гибнут первыми с несбереженными нервами или раной в груди осколочной, оклеветанные всякой сволочью...."

Тридцать пять лет назад, в далеком 1989 году в Советском Союзе, который доживал свои последние годы, появился винил металлической рок-группы Тяжелый День с одноименным названием.
Поэтому поговорим о русскоязычных композициях представленного альбома. В первую очередь хотелось бы отметить такие песни как
«Огонь» и «Бегство из невезения». Оба стихотворения были написаны поэтом Олегом Никоновым, который и прежде сотрудничал с группой, написав ей такой текст как «Берегись жала». Музыка композиции "Огонь" была создана творческим триумвиратом — вокалистом группы Владимиром Бажиным, гитаристом Сергеем Чесноковым и барабанщиком Алексеем Никаноровым. Композиция "Бегство из невезения" — единоличное сочинение Владимира Бажина.

Прекрасно помню свои впечатления от прослушивания этих композиций. Мы сидели подростковой компанией, и кто-то из нас поставил эту пластинку фоном. Песня
«Огонь» ворвалась убийственным ритмом в сознание слушателей, и мы все резко замолчали, погрузившись во всеобъемлющее настроение, заданное музыкальным коллективом. Надрывно пел вокалист Владимир Бажин, инструменты просто вбивали гвозди в самую душу — визжащая и почти на грани психоделии гитара Сергея Чеснокова — все это вкупе со слаженной, как бездушная машина, ритм-секцией швырнуло нас прямо в 1941 год, в окопы и траншеи советских героев, умирающих под пулями нацистских солдат вермахта, но не сдающихся. Честно говоря, мы слушали все это, открыв рот. Чего-чего, а таких патриотических песен никто из нас от «Тяжелого Дня» не ожидал, причем в те дни, когда подвиг советских солдат в первый год Великой Отечественной войны откровенно поливался грязью и фекалиями на страницах газет, журналов, на радио и на телевидении. «Лучшие гибнут первыми с несбереженными нервами или раной в груди осколочной, оклеветанные всякой сволочью!» — эти слова будоражат до сих пор. Их можно смело использовать в качестве расхожей цитаты. Металлическую музыку нередко упрекают в том, что ее тексты обращены к тинейджерам. Но тот, кто так рассуждает, плохо знает отечественную металлическую музыку! И данный текст Олега Никонова — тому вящее подтверждение!

Тяжёлый День - Огонь (Государственная граница - Год сорок первый)

Фанатский клип к композиции рок-группы Тяжелый День - "Огонь".



Композиция
«Бегство из невезения» обладает не менее яркой образностью. «Чавкая ржавчиной листьев осенних, город шагнул в полосу невезения. Спряталось Время в обрывках газеты. Вижу я птиц, догоняющих лето». Медленно и размеренно группа развивает идею, которая подается в невероятном единстве музыки и текста. Здесь они слиты друг с другом настолько, что их просто невозможно друг от друга отделить, будто это сиамские близнецы, что само по себе прекрасно и задает тот самый эффект, который и должна производить на слушателя современная песня. В конце 1980-х годов в позднесоветском обществе на интуитивном уровне все более веяло ощущение разочарования и приближающейся катастрофы, несмотря на упоение праздником разбушевавшейся свободы. Желание сбежать хоть куда-нибудь из той каши, которая вокруг на глазах очень густо заваривалась, нет-нет, да возникало в голове обывателя. Каким образом автор текста все это уловил — немыслимо и понять просто невозможно! «Бегство из невезения! Бегство! Словно второе рождение, бегство! Вокруг удивительный край, светом пропитанный щедро. Летим вместе с ветром!». Фантасмагория композиции воспринималась настолько реально, будто читаешь роман в жанре магического реализма Хорхе Луиса Борхеса, Габриэля Гарсия Маркеса и Хулио Кортасара, предшественниками которого у нас выступали горячо любимые Николай Васильевич Гоголь и Михаил Афанасьевич Булгаков. Хотя лично у меня перед глазами тут же возникали картины в духе работ Марка Шагала «Над городом» (1918) и «Прогулка» (1917-1918). В трудные, непростые мгновения жизни меня так и тянет прослушать эту композицию снова и снова! Впрочем, какой из современных трудяг не испытывал таких желаний, будь офисный работник, чернорабочий, таксист или сугубо работник интеллектуального труда!

Картина русско-французского художника модерниста Марка Шагала "Влюбленные. Прогулка" (1917-1918).
Картина русско-французского художника модерниста Марка Шагала "Влюбленные. Прогулка" (1917-1918).
-3

Часть 2. "Сделай вздох, последний вздох! Силы найди перечеркнуть итог...." или Последний вздох по...антиутопии.

Самая необычная из русскоязычных композиций на по преимуществу англоязычном альбоме группы Тяжёлый День 1989 года — это, как ни странно, метал- рок-боевик "Сделай вздох". Автором музыки здесь выступил гитарист группы Сергей Чесноков, стихи же были предварительно написаны Александром Шагановым и это был один из тех случаев, когда гитаристу группы нужно было написать музыку к готовому стихотворению, а не наоборот. Именно благодаря этой композиции я наконец-то понял, в какую именно сторону двинулась эволюция и творческие поиски группы, желающей скрестить с одной стороны структуры, легко угадываемые у Accept, AC/DC и Judas Priest, а с другой – элементы наработок популярного в те годы трэш-метала в лице ранних альбомов Megadeath (1986 и 1988 гг.). Практически группа отправилась в путь вовсе не по дороге из жёлтого кирпича к мудрому Гудвину, а туда, куда прежде пошла группа Ария с альбомом "С кем ты?" (1986) (в составе с гитаристом Андреем Большаковым и бас-гитаристом Александром Грановским и иными будущими участниками группы Мастер), а, следовательно, в исканиях, отразившихся и на первом альбоме группы Мастер. Другое дело, что, по-видимому, при этом окончательно залезать в трэш-метал у Тяжёлого Дня не было никакого желания - участникам группы было достаточно и того синтеза, который в результате ими был слеплен.

Остаётся только пожалеть о том, что группа не записала целиком и полностью русскоязычный альбом, компенсируя впоследствии этот шаг изданием исключительно англоязычного опуса. Но тогда мало кто из музыкантов понимал, что, столкнувшись с англоязычным материалом, и отечественный слушатель недостаточно погрузится в "новый дивный мир", заданный альбомом, и зарубежный слушатель, избалованный англоязычными проектами в изобилии, вряд ли по достоинству оценит сотканное музыкальное полотно. К тому же альбомам нужна широкая огласка и грамотное продюсирование с выходом на широкую отечественную и зарубежную аудиторию. И вот этого, как раз, у группы в те годы не было, если не считать ажиотаж вокруг многих музыкальных релизов, выпущенных фирмой "Мелодия", которые зачастую мгновенно завоёвывали большую популярность в позднем советском обществе.

Кстати, о "дивном новом мире". На одном из форумов я как-то вычитал мнение "знатока", безапелляционно утверждающего, что, дескать, и музыка на данном альбоме оставляет желать лучшего ( как и все их песни – адепт от высокой музыкальной критики выразился куда более хлестко, и приходится адаптировать здесь его высокопарный текст, полный головокружительного интеллектуализма), а тексты – это вообще ни о чем! Но суть, конечно, не в этом. Как раз наоборот, в тексте к песне "Сделай вздох" маэстро Шаганов забрался в такое глубинное бессознательное, если психоанализ и ученики Зигмунда нашего Фрейда нам не врут, что даже я, повидавший разные тексты в своей жизни, тут просто временами ронял челюсть на пол, периодически задумываясь о челюсти вставной. Что же в общем-то наваял прославленный поэт-песенник здесь?

Первое, что меня удивило – это обнаружение кочующих тем в творчестве Шаганова. Например, я сразу приметил фразу "сделай вздох, последний вздох, силы найди перечеркнуть итог". "Где-то я уже что-то подобное слышал, но где?" – подумалось мне, и я тут же вспомнил композицию "Солдаты Судьбы" с альбома хардовой группы бывшего на тот момент участника группы "Земляне" гитариста-виртуоза Игоря Романова, которая называлась "Союз". И действительно, искомое нашлось на их втором диске "Красный Свет" практически того же года создания (диск 1989 года). И ведь содержание этой песни довольно близко по содержанию композиции ТД " Сделай вздох". "Сделай глубокий вдох - и зачеркни итог!" – четыре раза повторяет в вокальной строчке Валерий Горшеничев в середине композиции. И герой здесь уже не так наивен, больше научен горьким опытом. Он скорее не верит в простоту реальности, в которой оказался. И эта взаимосвязь двух текстов разных коллективов, написанных одним поэтом, интересным образом переплетены. Создаётся ощущение, что "Сделай вздох" Тяжёлого Дня – это начала истории, а "Солдаты Судьбы" – ее продолжение...Так в чем же суть шагановского текста к песне "Сделай вздох" группы Тяжелый День?!Как так вышло у маэстро, совершенно не понятно, но очень интересно!

Оборотная сторона альбома рок-группы Игоря Романова "Союз" - Красный Свет"(1989).
Оборотная сторона альбома рок-группы Игоря Романова "Союз" - Красный Свет"(1989).

Если следовать тексту Шаганова, от лица главного героя композиции повествование идёт о своеобразном мире несвободы, в котором почти все, как один, похожи друг на друга и общество страдает обезличенностью ("В каждом втором видишь себя самого....ты обречён в мире жить двойником"), и в то же время, такое общество – не в меру агрессивно и милитаристски ориентирована, на что намекают некоторые фразы текста ("Нам только осталось двигаться в общем порядке....сталь бьёт по нервам, как электрический ток...").

Модель такого общества уж больно напоминает оригинальный симбиоз обществ, представленных романами-антиутопиями «Мы" (1920) Евгения Замятина и "1984" (1948) Джорджа Оруэлла, а кое-где чувствуется и образность будущей известной голливудской киноантиутопии "Эквилибриум" (2002).

Одна из зарубежных обложек романа-антиутопии Евгения Замятина "Мы"(1920)
Одна из зарубежных обложек романа-антиутопии Евгения Замятина "Мы"(1920)
Обложка романа-антиутопии Джорджа Оруэлла "1984" (1948).
Обложка романа-антиутопии Джорджа Оруэлла "1984" (1948).
Афиша голливудского кинофильма-антиутопии "Эквилибриум" (2002, режисер Курт Уиммер).
Афиша голливудского кинофильма-антиутопии "Эквилибриум" (2002, режисер Курт Уиммер).

Отчего же главный герой должен так жить?! Ответом на вопрос является фраза: "Это – реальность! Если твой счётчик оплачен, помни, что ты обречён в мире жить двойником!". Намеки в шагановском тексте были предельно ясны: на дворе был 1989 года и в стране гремела перестройка и дочь ее гласность вовсю развивала идеи в духе антисоветском. Общество, выстроенное на основах идей Маркса, Ленина, Сталина и иных их соратников в те годы нещадно критиковалось со всех сторон и такой посыл в песне уравнивал данное общество с милитаристски-коллективистским, в котором личность, по сути, нивелирована.

Истоки такой концепции возникли вовсе не в перестройку: она лишь перепела идеи Ханны Арендт, Збигнева Бжезинского и Карла Фридриха, хотя ещё раньше данные идеи появлялись у таких представителей русской интеллигенции в эмиграции 1920-1940-х гг., как, в частности, у Ивана Ильина и Бориса Вышеславцева, на которых именитые западные коллеги не соизволили даже сослаться, по-видимому, немцам и полякам американского гражданства цитировать каких-то там русских, даже заграничных, было не комильфо.

Но, если влезть в анализ ещё глубже, данные идеи элементами обнаруживались ещё у социолога Эмиля Дюркгейма, либерала и социал-дарвиниста Герберта Спенсера, и даже кое-где у Иммануила Канта. Спенсер, например, призывал перейти от общества войны ( хоть он и говорил о средневеково-феодальном времени) к обществу промышленному ( т.е. капиталистическому, в котором процветают потребительский рай и торговля взамен войне....на практике, правда, страны, вовсю торгующие, вместо избегания войны и разжигания подобных конфликтов в иных странах и регионах как метода построения политики, не гнушаются ни первым, ни вторым, и США тому замечательный пример!).

Текст как раз идёт в том же духе, так сказать, согласно канонам неолиберальной мысли тех лет, которая на рубеже 1980-1990-х гг. несомненно одержала верх над социалистической и коммунистической идеями.

Осуждая казарменный строй, Шаганов совершенно логично предлагает выход в индивидуализме. Выходит, если коллективизм – это плохо, поскольку он стачивает личность на нет, не даёт ей развиться и т.п. (хотя тут, конечно, налицо речь не о коллективизме вообще, а о его радикальных формах), то спасение – в его противоположности.

Но что прописывает Шаганов далее?! Что это должно быть за общество? Понятно, что "все ставни здесь открыты", само собой, иначе никак. Нужно только сделать ставки (рисковать!) и "работать, работать, работать"! При этом Шаганов предлагает почти кодекс этакого строителя нового общества, сиречь бизнесмена и предпринимателя, почти "героя капиталистического труда": будь ярким, не бойся авантюр и опасностей ("ярче и круче..."), избегай сложностей и ищи простых решений ("чем проще, тем лучше..."), не бойся рисковать и решай проблемы одним махом, будь вечно молод в душе – это ключ для разрешения проблем ("как и в шестнадцать – решай неприятность прыжком...").

Такой типаж (практически модальный тип личности, по Р. Линтону), должен быть максималистичен почти во всем – либо да, либо нет, т.е. рассматривать реальность через призму "черное-белое", а иного просто не дано! ("Ехать – так на ночь! Отказывать – напрочь! Иль нет, иль все разом! Так, не иначе!"). "Думай точным броском....живи нарасхват!" – в этих фразах максимализм, трактуемый почти как героизм, достигает своего апогея!

Вместе с тем, шагановский текст сам, не ведая того, вышел в пространство весьма любопытных и интересных смыслов. Ведь получается именно то, что его отчаянный герой – вечный подросток... взрослый человек уже не может видеть реальность в границах "черного-белого". Между ними со временем личность начинает различать массу иных цветовых оттенков.

Но ещё интереснее то, что в тексте отражена столь нелюбимая современниками диалектика (пламенный привет Георгу Вильгельму Фридриху Гегелю!), ведь в упрощённой версии ее первого закона единства и борьбы противоположностей крайности – схожи. И крайний индивидуализм оборачивается просто обратной стороной крайнего коллективизма.

И здесь отрыв в подавлении личности для железного сплочения общества трансформируется в другой отрыв – развивающуюся атомизацию в обществе, т.е. отрыве индивидуумов друг от друга (каждый сам за себя, моя хата – с краю), что ни чем не лучше прежнего варианта и, в действительности, прыжок из одной крайности в другую!

А здесь сразу вспоминается сетования русского философа эмиграции Николая Бердяева, который в своей знаменитой работе "Истоки и смысл русского коммунизма" (1937) писал следующее: "Для русского народа одинаково характерен и природный дионисизм и христианский аскетизм".

То есть, говоря простыми словами, мы – люди крайностей: коллективизм – значит, наш интерес – беспредельная власть коллектива над личностью, а индивидуализм, следовательно, добро пожаловать в безраздельный диктат личностей над коллективом и обществом, где никто никому не нужен, деньги – все, а человек – никто и ничто! И такой индивидуализм становится современным инфантилизмом молодых и уже не молодых людей, цинизмом, отстранённостью и отгороженностью от других людей, черствостью, всецелым погружением в свои проблемы, шопоголией как смыслом жизни и мерилом всего и вся – в обществе мозаики и радостного потребления, а также тотального одиночества...

Тем самым, из антиутопий «Мы» Е. Замятина и «1984» Дж. Оруэлла шагановский герой движется прямиком в иную, не менее прославленную антиутопию, прорисованную Олдосом Хаксли в его нашумевшем романе «О, дивный новый мир» (1932).

Одна из обложек романа-антиутопии Олдоса Хаксли. О, дивный новый мир (1932).
Одна из обложек романа-антиутопии Олдоса Хаксли. О, дивный новый мир (1932).

Такая вот диалектика! И, полагается, вряд ли Шаганов размышлял о чем-то подобном, когда писал текст для будущей композиции группы Тяжёлый День, но неосознанно он копнул такой пласт идей, о котором, скорее всего, даже и не думал. Что, в общем-то, и отличает истинного художника от ремесленника и графомана – нащупать нерв, выдать его в рамках тех форм, которые предлагает данный вид искусства и тем самым отправить его в самостоятельное одиночное путешествие по дорогам различных толкований, видений, интерпретаций.

В моем понимании рассмотренные мною композиции обращаются к вечным темам и — я просто уверен в этом – они еще переживут всех нас. Когда-нибудь и кто-нибудь в будущем, придя домой, нальет себе большую кружку горячего чая, сядет возле окна, глядя на разбушевавшуюся стихию природы за стеклом, и включит эти песни. И получит то, что когда-то в 1989 году получил я — невероятное эстетическое удовольствие от прослушивания этих трех удивительных композиций. В этом я просто не сомневаюсь. А музыкальному коллективу Тяжелый День я желаю новых свершений и прекрасных песен, которые также будут западать в душу, как и композиции «Огонь», «Бегство из невезения» и "Сделай вздох".

Если Вам было интересно все это читать, заходите в гости и смотрите другие мои обзоры на музыкальные альбомы, книги, фильмы и сериалы.

Мои рецензии на различные книги в рубрике "КНИГИ, ПРОЧИТАННЫЕ В РИТМЕ ВЕЧНОГО ПРОБЕГА ПО ЖИЗНИ" можно прочесть здесь https://dzen.ru/suite/d0367731-7268-424b-9cf7-544ec276bf28

Мои рецензии на различные кинофильмы в рубрике "ФИЛЬМ, ФИЛЬМ, ФИЛЬМ!" можно прочесть здесь https://dzen.ru/suite/848c5517-ef6a-4bf3-8dcc-cf8a8dd88de2

Мои рецензии на различные сериалы в рубрике "НЕ СТАРЕЮТ ДУШОЙ СЕРИАЛЫ" можно прочесть здесь https://dzen.ru/suite/e0c47b8a-ac6b-4a20-baa0-18991b62009c

Мои рецензии на различные музыкальные альбомы отечественных коллективов рок-музыки в рубрике "ЭТО РОК ВСЕХ СОБРАЛ ПОД СВОИМ КРЫЛОМ" можно прочесть здесь https://dzen.ru/suite/30040239-cd01-4d1b-ac99-916c11f7edd5

Мои рецензии на различные музыкальные альбомы зарубежных прог-металлических коллективов в рубрике "ОХ, УЖ ЭТОТ ПРОГ!" можно прочесть здесь https://dzen.ru/suite/15b1336f-1c33-4845-8fd4-474d301fbf07

Наконец, мои отчеты о собственных книгах и рассуждения о сущности творческого процесса в рубрике "МОЕ ТВОРЧЕСТВО" можно прочесть здесь https://dzen.ru/suite/cf4629d4-5af6-4934-a9e0-1bce685d03a9

Слушайте прекрасную и вдохновляющую музыку, и дай Вам Бог счастья, здоровья и исполнения всех желаний!

С уважением искренне Ваш

Поэт, прозаик и драматург,

автор книг и текстов рок-групп

Дмитрий Босов.

P. S. Пользуясь случаем, приглашаю вас в свой творческий клуб на правах автора. Я - поэт, прозаик и драматург. Есть и свои исторические драмы в стихах https://vk.com/club29547461