Воспоминания о встрече с человеком, чья жизнь была посвящена разгадкам древней земли, остаются ярчайшим впечатлением. Во время посещения Судака и его величественной крепости внимание привлекли публикации местного археолога, хранителя этого уникального памятника. Стремление познакомиться с автором этих захватывающих материалов привело в скромное жилище, буквально погребенное под грудами картин, рукописей и археологических находок. Сам хозяин, ученый с обликом древнего мудреца, излучал энтузиазм, редкий для тех лет, когда глубокий интерес к дописьменной истории славянства был уделом немногих. Эта встреча стала ключом к пониманию места, о котором говорят предания, но молчит официальная наука.
Сурож: Неудобная столица Южной Руси
Почему именно Сурож (известный в русских летописях и как современный Судак) столь важен? Ответ кроется в древних текстах, таких как Велесова книга. Эти источники указывают, что именно в святилищах Сурожа была создана книга, повествующая во многом о судьбах Сурожского княжества и земель Южной Руси. Подобные утверждения в корне противоречат устоявшимся историческим парадигмам. Возникает закономерный вопрос: как мог мощный славянский центр, сопоставимый по значению с северным Новгородом, существовать в Крыму, на периферии традиционно очерчиваемого славянского мира?
Археология против догм: Открытия Хранителя Крепости
Представьте изумление, когда этот вопрос был задан главному знатоку судакских древностей. Его реакция была подобна встрече с единомышленником после долгих лет одиночества: «Это моя тема вот уже сорок лет!» – воскликнул он. Ученый был убежден и готов был доказать, что Сурож являлся южным аналогом древнего Новгорода. Его кабинет хранил горы неопубликованных исследований, чертежей, отчетов. Он детально объяснял стратиграфию раскопов, показывая слои, уходящие вглубь веков.
Главное доказательство: Стены, переписывающие историю
Самый поразительный аргумент касался крепостных стен, которые принято называть Генуэзскими. Ученый категорически отвергал эту атрибуцию как первичную. «Посмотрите на клейма мастеров в Феодосии – там генуэзское строительство очевидно. Но в Суроже они не строили, они ремонтировали!» – утверждал он. Его исследования архивных документов (подрядов, нарядов, списков мастеров) доказывали, что генуэзцы лишь реконструировали и адаптировали под свои нужды уже существующее грандиозное фортификационное сооружение. А когда же оно было возведено? По его данным, за тысячу лет до генуэзцев!
Мастера из Царьграда и Стольный Град Юга
Анализ техники кладки, конструкции башен и куртин привел исследователя к сенсационному выводу: сурожская цитадель возводилась в тот же период и, вероятно, теми же строительными артелями, что создавали укрепления Константинополя. «Это был стольный град могущественного княжества, владыки Черного моря, – подчеркивал археолог. – Его стены по мощи и качеству постройки не уступали будущим стенам Московского Кремля». Для него Сурожская Русь была не мифом, а исторической реальностью, подтверждаемой материальной культурой: специфической славянской керамикой, предметами быта, типологически идентичными находкам в древнем Новгороде и других славянских центрах. Он собрал обширную коллекцию таких артефактов, ставшую основой его так и не признанной официально диссертации.
Имя как свидетельство: Солнечный Сурож и его соседи
Лингвистика и топонимика служат дополнительным подтверждением древнего славянского присутствия. Само название «Сурож» имеет прозрачную славянскую этимологию, восходящую к ведическому имени Солнца – Сурия. Как справедливо отмечал ученый, русские летописцы никогда не перенимали иноземные названия для городов, если те не имели славянских корней или параллельных славянских имен. Упоминания сурожских купцов («сурожан», «сурожских гостей») в средневековых русских источниках, наличие Сурожского конца в Москве – все это указывает на глубокую историческую память и культурные связи. Аналогичные топонимы (Сураж, Суровикино и др.) встречаются и на других славянских территориях, маркируя места древних поселений. Соседний Херсонес, по мнению некоторых исследователей, также может нести в своем имени отзвук славянского солнечного божества Хорса. Эти «солнечные» имена городов на южной окраине славянского мира – не случайность, а отражение древнего культа и идентичности.
Трагедия Сурожа: Память сквозь века
История Сурожской Руси была прервана трагически. С приходом османского владычества в Крыму славянское население города подверглось жестокому истреблению или изгнанию. Однако память о нем сохранялась. Даже в более поздние века, когда город стал турецким Судаком, купцы, прибывавшие на Русь из этих мест и называвшиеся "сурожскими гостями", зачастую ассимилировались, вливаясь в русскую среду и даже давая начало знатным родам Российской империи. Само имя «Сурож» оказалось удивительно живучим.
Археологические лабиринты: Тавры, Греки, Аланы и Вечный Город
Раскопки хранителя крепости открывали невероятную глубину истории этого места. Под нынешними руинами он обнаружил свидетельства непрерывной жизни на протяжении, возможно, тысячелетий. Древнейшие из изученных им слоев относились к таврской эпохе (от которых, собственно, и происходит название Таврида). Затем последовал пласт, который он атрибутировал как остатки древнегреческого полиса Афинион IV века до н.э. – факт, оспариваемый классической археологией, несмотря на найденные им характерные артефакты (керамику, терракоты). Этот «запретный» город не вписывался в общепринятый список античных колоний Крыма.
Позднее, примерно со II века н.э., на этом же стратегическом месте возникает поселение, трансформирующееся в город, известный славянам как Сурож, а в иранских источниках (например, в упоминаемой ученым древней христианской хронике, найденной в Малой Азии) – как Ардабда. Этот период связывается с активностью аланов и Русколани. Ключевой вывод археолога: несмотря на смену эпох и культурного влияния (греческого, римского, византийского, аланского), славянский компонент в населении Сурожа оставался постоянным и доминирующим вплоть до османского завоевания. Город был не просто точкой на карте, а сердцем самостоятельного политического и культурного образования – Сурожской Руси.
Наука перед выбором: Игнорировать или Исследовать?
Возникает закономерный и тревожный вопрос: почему официальная историография столь упорно игнорирует или маргинализирует свидетельства глубокого и раннего славянского присутствия в Крыму? В Тавриде находят и изучают наследие готов, греков, римлян, хазар, византийцев, генуэзцев, османов. Предки многих современных народов признаются «коренными» для полуострова. Лишь славянам в этой картине часто отводится роль поздних пришельцев, появившихся не ранее эпохи Киевской Руси.
Тем не менее, свидетельства – и не только в виде Велесовой книги или народного эпоса – существуют. Они в топонимике, упорно сохраняющей славянские корни. Они в исторических хрониках, упоминающих Сурож и его купцов. И, что самое весомое, они – в земле, в культурных слоях, в черепках керамики и остатках построек, которые десятилетиями копал и интерпретировал преданный своему делу археолог. Его работы, пусть и не признанные при жизни в полной мере, рисуют иную картину прошлого Тавриды, где Сурож предстает не периферийным пунктом, а одним из древних центров славянского мира, «Троей южных славян», чьи стены помнят мастеров Царьграда, а земля хранит память о могущественной Сурожской Руси. Как писал историк и археолог Лев Клейн, "история пишется не только текстами, но и лопатой", и находки в Судаке требуют непредвзятого научного осмысления. Переосмысление роли Крыма в раннеславянской истории – не дань мифотворчеству, а насущная задача, диктуемая самим археологическим материалом. Тень древнего Сурожа все еще ждет своего полного признания на страницах учебников истории.
Не забывайте подписаться на мой канал, поставить лайк и оставить комментарии!!!