На «вертушке» нас встретила неприветливая вахтерша.
- К кому? ... Документ есть? Что надо? Ходют тут всякие!- Вахта сердито уставилась на меня и даже не глянула на Татьяну.
- Ко мне!- Татьяна вступилась за меня. Я достал из кармана удостоверение и показал его вахтёрше. Та потребовала в руки, но её пожелание я проигнорировал. Раскрыл свои корочки и аккуратно сунул вахтёрше под длинный нос.
- Этого вам хватит или ещё что круче показать? - похоже перестарался, Татьяна мой тон не одобрила и нахмурилась.
- Водка есть, показывай... -те, что в сумке?! - моё удостоверение не произвело впечатления на пожилую женщину. В ответ я вывернул карманы, прикольнулся над тётей, ибо ничего с собой не принёс. Она же видела, что заявился я без сумки и даже маленького пакета. Обострять не стал, а мог бы вахтёршу и послать. Татьяна совсем нахмурилась, видать, не одобрила. Я, мол, женщину в возрасте непочтительно обижаю.
--------------------------------
На базу флота Волери легче попасть, чем в тот большой комфортабельный домик на пять этажей с одним подъездом. На нашей базе тоже имелась охрана, но никого никогда не шмонали ни туда, ни обратно, а ведь злоумышленник запросто мог залезть на борт экспедиционного теплохода у причала, спрятаться в подшкиперской или ещё где и попытаться нелегально свалить за бугор. Вряд- ли бы получилось, так- как досмотр судов на отход был неизбежен, а проблем потом у кэпа, вахтенных и охраны- по горло, а то выше крыши Углового дома на Энгельса - Ленина, где КГБ заседало.
Было что у нас украсть, тот же лодочный мотор с моего катера. Оба агрегата я поленился тащить на склад и оставил до первого заморозка на транце своего служебного дредноута «Прогресс-4», что после экспедиции так и остался стоять во дворе на съёмных колёсах. Бери да беги! Не через проходную, дыры в заборе имелись.
Я пользовался этой особенностью пропускного режима в «Волери» и выносил с территории излишки казённого спирта в своём дипломате. Ректификата у нас было хоть упейся и мы потихоньку его отливали для себя. Лично я на спирту делал обалденные настойки и наливки из лесных ягод, используя животворящую жидкость по её прямому назначению. Не просветлять же чистым аки слеза девственницы после первой брачной ночи ректификатом 96.4 рыбьи отолиты и чешуйки?
Для этого в нашей лаборатории хватало обычного ксилола, а для фиксации проб вместо спирта мы использовали формалин. Едкая дрянь, но что не сделаешь ради экономии столь желанного ректификата!? В конце года шеф все запасы спирта, ксилола и прочей зловонной химии просто списывал десятками литров вместе с канистрами, а расход никто не проверял. Шефу бухгалтерия и инвентаризационная комиссия Управления верили на слово при копеечной стоимости того добра.
Со списанием бензина тоже проблем не было. Стоил АИ-93 40 коп./л., "давали" мне его по талонам много и не спрашивали, зачем мне так много? Излишки топлива забирал себе начальник, ибо его новенькая "Пятёрка" кушала только такой. Я в бензине не нуждался, машины не имел. У друга Олега "Волжара ГАЗ-2402" ела соляр, а мотор Женькиной потреблял А-76.
О спирте... Если в «рыбном» НИИ меня старались обеспечить спиртом техническим б/у, ибо ректификат был в дефиците, то в рыбоохране того ректификата было валом.
---------------------------------------
Вахтерша чертыхаясь, старательно переписала мою фамилию в толстый «вахтенный журнал», ухитрившись сделать две ошибки, что было привычно мне. Заменила одну букву на ту, что ей понравилась больше и пропустила другую. Ох уж та моя фамилия! Для меня- сплошной геморрой, для кадровиков и прочих- вешалка, ибо по две ошибки в одном слове было нормой моей жизни. Поправлять вахтёршу не стал, так, мол, прокатит. Какая, блин, разница и не мои проблемы?!
- До одиннадцати вечера чтобы духу здесь не было!- Вахтерша захлопнула окошечко своего поста. Во как! Взрослые люди и до 11-и вечера! Детское время! Ничёсе там были порядки... Но я понял, мне дали пропуск в Ее обитель. Всё когда- то случается впервые, случилось и у меня. Дождался!
- Беда с этими девками! Водят к себе кого попало, потом с брюхом, что делать не знают! - нам в спину неслись неприятные домыслы грозной тетки. На кого попало я уж точно не походил, ведь приоделся и очень даже прилично. Весь с ног до макушки - в "фирмЕ"!
По ступеням обычного лестничного марша поднялись на этаж. Далее - снова лестничная площадка и двери, а за ними увидел длинный коридор в разные стороны. Мы повернули направо.
- ...Система коридорная, на тридцать восемь комнаток всего одна уборная. Здесь зуб на зуб не попадал, не грела телогреечка... - сама собой вспомнилась песня Высоцкого о его трудном послевоенном детстве. Как же далеко с тех далёких от нас сначала сталинских, затем хрущёвских времён ушла эпоха конца руководства державой товарищем Брежневым! Не отдельное жильё, но очень комфортабельное по тем годам. Дождаться "своё" в таких условиях даже молодым семьям без напряга, тем более, плата за него составляла по сути копейки. Электричество по 2 коп./кВт, вода с отоплением тоже пустяк. Дом не был газифицирован и за него вообще ничего не платили. Это мне знакомо, ибо сам так жил в Риге аж в двух квартирах, а сколько стоил газ, то я узнал позже.
За съём у Государства квартир жильцы дома платили символически смехотворные суммы и все аварии с неполадками, включая замену дверного замка, коммунальщики выполняли совершенно бесплатно. Живи... Не хочу!
Да, общага. Да, местами- коммуналка и коридор. Но! Современное панельное здание без никаких общественных заведений типа уборных и кухонь на всех обитателей. Чисто, тепло и телогрейки никому здесь не нужны. Неплохие квартиры со всеми удобствами и лоджиями, пусть все входные двери стандартно одинаковы и вахтёр внизу. По факту вахтёр ничем не хуже консьержа в московском доме моих непростых родственников. В их "сталинку" абы кого просто так тоже не пускали.
В квартире было очень чисто и по казенному бедно. В углу комнаты стояла одна заправленная металлическая кровать с продавленной сеткой. Я таких даже в своем институтском общежитии не видел, от нее за версту несло казармой. Напротив, за матерчатой шторкой угадывалась вторая с покрывалом и ещё две ничем не застеленные.
- Ещё три девушки прописаны, но не живут. Им только прописка нужна и Инны нет, когда соизволит вернуться, не знаю. Нас тут четверо. - пояснила Татьяна, заметив мой интерес к матерчатой шторке.
- Тань, все квартиры такие, или есть двух-, трёхкомнатные? - поинтересовался, что и как в том доме. Подруга пояснила, что по гостям здесь не ходила, не знает, но семьи с детьми обитают в небольших двушках.
Шкаф для белья и одежды, тумбочки с дамскими безделушками. На маленькой кухне – скудный набор из самых необходимых в хозяйстве предметов. Обнаружил пару кастрюль, сковородки и затупившиеся ножи. Хрустальная ваза с осенними цветами.
К своему удивлению я не нашёл в квартире даже простого транзисторного приемника, на стене тихо мурлыкала чем- то советским радиоточка. Немного оглядевшись, отыскал взглядом маленький переносной телевизор.
Как и в коридоре на этаже в квартире пахло какой- то вонючей химией. Она буквально ударила мне в нос, стоило пройти «вертушку» и поставить ногу на первую ступеньку лестничного марша. От вони сморщила носик подруга, но видать, свыклась и внимания на запах более не обратила.
- Тань! Что за запах такой? – я с порога покрутил, сморщив нос. Очень плохой едва переносимый запах хуже вони формалина. Уже знакомый, но ядрёнее не смотря на открытую дверь на просторную лоджию.
Привычно помог Ей снять пальто, повесил его на крючок обычной вешалки в прихожей. Шерстяная розовая шапка с огромным помпоном и шарфик того же цвета закинул на полочку. Туфельки подруга скинула сама, сразу же их протёрла до блеска и составила на полку для обуви.
Она... Как обычно. Тонкий зеленый натуральной шерсти пуловер, под ним - тонкая белая блузка и в тон кофте Её повседневный наряд завершила шерстяная юбка ниже коленей. Тонкие ГДРовские колготки из дедерона телесного цвета... Не понимаю, какой от таких колготок толк, ведь синтетика в мелкую дырочку никак дам не согревает. Шерстяные штаны в холода гораздо практичнее.
- Обработку у нас делали по всем комнатам и коридорам. Тараканов травили. Расплодилось столько, ужас! - Татьяна с ароматом смирилась, ибо когда травили насекомых, её не спросили. Потянулась тряпкой к моим сапогам, но я её отобрал и вернул вид своей обуви сам. Мне только этого не хватало, моя девушка собралась чистить от уличной грязи мою обувь!
- Как вы тут живете? Ну и запах! Это же невозможно!- возмутился я.
- Что делать?! Привыкли. ...Замучили нас стасики! Наглые! Большущие! Днем не боятся по столам бегать. Ночью просыпаюсь, встаю и тапками их гоняю по всей квартире!- подруга из комнаты, укрывшись для большей уверенности дверцами платяного шкафа, попросила меня поставить чайник и чуток посидеть на кухне. И не подглядывать за ней.
Тараканы мою семью когда- то изводили в общежитии на Марупес, переехав же сначала на Эйзенштейна, затем на Даугес в «Межциемс» о всякой поганой живности в доме мы забыли.
Поставил чайник на электрическую плиту, вскипятил воду, заварил чай и достал их холодильника бисквитный тортик. Их продавали во многих торговых точках по всему городу по 1.60 за небольшую коробку. Подруга всё возилась со своими милыми мне тряпками.
- Стасиков боюсь, вдруг мне в ухо залезут?! Мало нам тараканов, кто- то из новеньких завёз ещё и постельных клопов. Вот то- настоящий кошмар! … У меня их нет. - пояснение из шкафа меня напрягло, этих Ей для полного комфорта не хватало! Тараканы противные, но условно безопасны, а вот кровососы не только неприятны, клопы несут нам вполне реальную угрозу.
- ...Написали жалобу, сразу прислали дезинсекторов. Надеюсь, обработка поможет. - ещё разъяснение от подруги по поводу всех прелестей жизни в общагах и коммуналках Из-за одно неряхи страдает весь дом.
-Я быстро! - шлепки босых ног по полу, хлопнула дверь в комнату со всеми удобствами, по чугуну ванны загремели струйки душа. Чай в чашках начал остывать, я зря торопился, понял, подруга застряла там надолго.
Тихо подошел к платяному шкафу, открыл, снял с перекладины вешалку с Её платьем... С полки достал трусики, а с колготками и бюстгалтером вышло сложнее.
- 42- 44 и 164... Вроде- как запомнил, принцип понятен, а с остальным разберусь... Дохлик как и моя сестричка Динка, но вторая ростом пониже.- пожалел, что ничего в женских делах не понимаю и бумажки с карандашиком нет. Лифчик... Маленький, большинство старшеклассниц носят поболее Её.
Иной образ. Подруга села за стол в платье. Та же шерсть по сезону, симпатичное, строгое, но короче прежней юбки. Колготки. Домашние тапочки были бы уместнее, но Она надела лёгкие белые босоножки на низком каблучке. Я глянул на Неё и дар речи потерял, настолько Она хороша.
Тортом не ограничились и на столе будто скатерть- самобранка вдруг развернулась. Подруга поделилась тем, что ей родители прислали. Таких копчёных кур я ещё не пробовал, а домашнее сало таяло во рту. Жаль, но водки у нас не было, я бы от ста грамм под такой закусь не отказался !
- Тань! А, кто обитает за шторкой? - спросил за столом.
- Инкина койка. Сказала же, её точно не будет. - Я понял, что до одиннадцати мы останемся вдвоем и помешать нам некому. На вопрос, сколько она платила в месяц за услуги, ответить не смогла, ибо очень суммы были незначительными. Я тоже толком о коммунальных платежах ничего не знал, просто ежемесячно отдавал маме до трети своего заработка и более ни о чём не парился. Сначала по 20-30 рублей, затем уже и по 200. В «Сберкассу» по квитанции деньги несли мои родители, то меня не касалось.
Мы посидели на кухне. Пообедали чем Бог и родители послали, выпили по чашке чая с бисквитом. Ни вина, ни даже пиво в бутылке, но копчёная с тмином курочка зашла мне и без спиртного. За столом я узнал много чего нового. О её семье, брате... Выяснил то, что меня интересовало... Где мне искать Её дом на окраине Екабпилса.
Не сговариваясь, держась за руки, пошли к Таниной постели. Она сама пригласила... Меня пошатывало. Дрожащими пальцами на ходу расстегивал непослушные пуговки своей рубашки и подругу это не смутило. Только нежную кожу Её лица тронул лёгкий румянец да глаза затуманились.
Все материалы принадлежат каналу "Юрий Гулов". Использование статей, фото, видео разрешено исключительно с согласия автора.