После нескольких приездов на гастроли в Москву, Полина окончательно переехала сюда. Вскоре она перевезла и мать с дочкой Машей. Начинается самый счастливый период её жизни, и в творчестве, и в личном счастье. Стрепетова и Писарев почти всё время вместе, не только на сцене. Они посещают выставки, концерты классической музыки, их постоянно приглашают на различные встречи и просто в гости, ведь они так популярны. Имя Стрепетовой на устах у всей театральной Москвы. Модест Иванович советует ей для прочтения книги, которые расширяют её образование. Да и само общение с ним для неё становится как учёба в университете. С Писаревым Полине легко и интересно, она обретает внутреннюю свободу, которой ей по началу так не хватало в Москве. Возникшие взаимные чувства наполняют их новыми силами, новой энергией. Они словно приносят друг другу удачу.
В августе 1877 года они официально стали мужем и женой. Модест Иванович удочерил Машу, дав ей своё отчество и фамилию. Полина переезжает жить в дом Писарева. Вскоре они вместе едут на гастроли по Волжским городам, выступают в Харькове и Киеве, и завершают гастроли в Петербурге. Везде им сопутствует успех. В этом же году у них родился сын Виссарион. Это имя ему дали в честь Белинского, кумира Писарева, чьи взгляды были ему близки.
Отношения со свекровкой не заладились сразу. Сдерживаемая по началу неприязнь друг к другу, постепенно перешла в открытую вражду. Полине всё время давали понять, что брак сына, потомственного дворянина и аристократа, с плебейкой — мезальянс, что она ему неровня. Стрепетова же никогда не отличалась дипломатичностью и деликатностью в таких ситуациях. Порой обстановка в доме накалялась до крайности, и хотелось бежать. Писарев часто бывал на гастролях. А Полину рождение сына надолго привязало к дому, она очень тосковала по работе.
Отношения Полины и Модеста тоже не были безоблачными. Они начали портиться ещё до бракосочетания. Театральный критик Раиса Беньяш, глубоко изучив и поняв её душевное состояние, пишет в своей книге:
"Пелагея, искренне веря, что делает лучше, порой угнетала тех, кого любила, потому что не хотела понять, что есть и иная логика, а не только ее, для нее безусловная. Когда она любила, не было пределов ее жертвенности. Но ею она измеряла и отношение к себе. Мало кому удавалось выдержать эту меру.
Писарев был самым надежным из всех, он любил, был предан, умел бывать снисходительным. Но непрерывно жить на высоких нотах было ему не под силу. Иногда он хотел тишины, нормального распорядка, отдыха от страстей и сокрушительных ураганов.
Он еще не искал свободы, но уже иногда тяготился взваленной на себя ношей. Его порой коробила ее бестактная прямота, ее негибкость, ее манера выкладывать в лицо то, о чем воспитанные люди обычно умалчивают. Когда притупилась острота влюбленности, Писарев стал замечать недостатки."
Домашние неурядицы, нарастающая душевная отдалённость с мужем, тоска по работе привели Стрепетову к нервному надлому. Получив приглашение на летний сезон, она срывается и едет в Петербург, где работает в Озерках, популярном дачном пригороде столицы.
Публика с восторгом принимает её. Лето было холодным и дождливым, она часто мёрзла, утомляли ежедневные переезды из города в Озерки и обратно, а по ночам она продолжала работать, стараясь наверстать упущенное за время длительного перерыва. Переутомление, нервное напряжение, простуды, всё это довело её до больницы.
Диагноз, который ей поставил врач Сергей Петрович Боткин, звучит так: "воспаление кишок… вероятно, от простуды или тряски". Больше месяца она проводит в больнице в дали от Москвы одна на едине с болью и тоской по сцене, сыну и мужу. А он в это время в театре играет в "Горькой судьбине", спектакль в котором они много раз вместе выходили на сцену. А сейчас с ним выходит "чужая женщина", как назвала её Полина в письме. "Чужая женщина" - это актриса Александра Глама-Мещерская. Пока Стрепетова переживает, что из-за болезни не может тыходить на сцену, и вместо неё выходит "чужая женщина", но очень скоро эта женщина займёт её место и в жизни Модеста Писарева.
По возвращении в Москву Полина начинает работать в недавно открывшемся частном театре актрисы Анны Бренко на Тверской улице недалеко от памятника Пушкина. Здесь работали лучшие атёры со всех провинциальных театров, и Стрепетова из них была первой. По её долгим и настоятельным просьбам Писарев нашёл для неё небольшую квартиру. Возвращаться в дом к свекровке она категорически не хотела. Всё свободное время Полина проводит с сыном, которого называла ласково Вися, Висарик. Мальчик чертами лица был очень похож на отца, и лишь глаза черные и глубокие, как у матери. В отличии от дочери, которая явно недополучила от неё любви и ласки, сына она обожала. Модест Иванович жил то у матери, то в квартире с ней, но работали они в одном театре. Писарев был не только актёром, но и режиссёром. Полина восхищалась им, и казалось, что все неурядицы с мужем, депрессия, болезни отошли на дальний план. Она без остатка отдавалась любимой работе и была на волне успеха.
Именно в эти дни композитор Чайковский, видевший Стрепетову на сцене, писал своему брату: «Видел Стрепетову разом в двух ролях… По-моему, это безусловно гениальная актриса, я был подавлен громадной силой ее таланта».
Летом 1881 года, после окончания сезона, Полина вместе с сыном уехала отдохнуть в Ялту, где друзья сняли для неё дачу. Позднее, закончив дела в Москве, должен был приехать Писарев. Но в театре что-то не ладилось из-за финансовых затруднений, возник впрос о самом существовании театра, и муж всё не ехал, и не ехал. Модест Иванович писал ей о идее открытия нового театра, о создании новой трупы и необходимости его участия в этом, поэтому приехать не может. Время шло, на приезд мужа Полина уже не надеялась. Отдых был испорчен, лишь растущая тревога наполняла её сердце, и не зря... В одном из очередных писем муж написал: «Я виноват, без оправдания виноват в том, что не доглядел за собою, позволив себе влюбиться в такие годы, когда человеку больше всего и прежде всего надо жить разумом… Когда я спохватился, было слишком поздно. Воля меня оставила, а страсть стремглав потащила под гору…»
Сказать, что для неё это было ударом - ничего не сказать... Ни понять, ни простить измену Полина не могла, тем более взять на себя хоть малейщую часть вины в том что произошло. Работать в одном театре с мужем и "чужой женщиной" для неё немыслимо. Забрв сына она уезжает в Петербург, не зная, что будет с работой, с жильём, лишь бы подальше от того, что её убило, и найти в себе силы начать жить заново.
Стрепетову приняли в императорский Александринский театр. Публика её по-прежнему боготворит. Но руководство театра и критики относятся в ней настороженно. Их беспокоит её народность на сцене, через своих героинь она взывает к долгу и совести, напоминает о нравственных ценностях, борется за человечность и справедливость.
Трупа тоже приняла Стрепетову не доброжелательно. Многие её недолюбливали, и дело здесь не только в зависти к её грандиозному успеху у ублики, или соперничестве. Полина Антипьевана была очень вспыльчивой, а её справедливость и прямолинейность выглядела зачастую резкой и грубой. Например, молоденькой актрисе дали роль Глаши в "Грозе", девушка начала репетировать, даже не прочитав всей пьесы, а только те места, где появляется её героиня. Возмущённая Стрепетова заявила ей:
— Зачем вы пошли в актрисы? Вам бы в прачки или в кухарки надо…
Или знакомясь с человеком, которого ей порекоменрдовали, как полезного для неё, она говорит:
— Здравствуйте… я слышала, что вы большой подлец…
опешив, человек попытался перевести её фразу в шутку,сказав,
— С женщинами? — На что Полина, не поддерживая шутливый тон ответила:
— Ну почему, и с мужчинами тоже…
И подобные заявления она делала всем, и начальству в том числе. Но это шло не от озлобленности, а от негибкости её характера, говорить сразу всё, что думаешь, что чувствуешь, не заботясь о том, какое впечатление ты производишь на людей, обижаешь ты их этим или нет. Тоже было и с её обликом. Многих раздражала её не артистическая внешность. Полина никогда не стремилась себя приукрасить. Волосы, как правило, всегда были просто зачёсаны назад и собраны в узел, иногда даже неряшливо.
Одежду она предпочитала носить тёмную, скромную, её единственным любимым украшением были белые накрахмаленные воротнички и манжеты. В таком образе она особенно невыгодно отличалась от премьерши театра Савиной, которая была хороша собой, одевалась и причёсывалась изысканно и благоухала дорогими духами.
Актриса Мария Григорьевна Савина была негласной хозяйкой театра. С ней согласовывали репертуар. Она сама назначала исполнителей, в ее артистическую уборную входили только по приглашению. За спиной её называли "директором в юбке". Савина также начинала с провинциальных театров. Они уже встречались со Стрепетовой, как раз в тот период, когда Полина ждала своего первого ребёнка. В Петербург Мария Савина приехала в 1874 году и после блестящего дебюта была приглашена в Александринский театр. За всё это время она прочно заняла лидирующее положение, которое никому не намерена уступать.
Актёр Юрий Юрьев, работавший в этом театре, в своих воспоминаниях о Савиной писал: "«За кулисами велась борьба, борьба за власть, за влияние. Нужно было быть всегда начеку. Ее выдающийся ум, скорее мужского склада, давал ей возможность хорошо ориентироваться в закулисной жизни. Она знала каждого наизусть, видела всех насквозь, предугадывала их намерения и вовремя нажимала необходимые кнопки".
Конечно же в Полине Стрепетовой Мария Савина видела опасного конкурента. Но Стрепетова никогда не стремилась к власти и умышленно не стояла у неё на пути. Она ни под кого не подстраивалась и не искала выгоды. Для неё главное счастье заключалось в самой жизни на сцене, где она растворялась в своих героинях. А сейчас, после всего пережитого, она просто хотела стабильности, что бы было где жить, где работать и обеспечивать своих детей, Машу Полина тоже привезла из Нижнего. Она чувствовала себя уставшей и чужой в театре.
Руководство намерено снимало из репертуара спектакли с её успешными ролями, давая ей новые, которые не сочетались с её внешними данными и душевным складом, а за кулисами росла травля. Александр Островский был большим поклонником Полины Стрепетовой: «Как природный талант, это явление редкое, феноменальное», - так отзывался он о ней.
Островский видел закулисные игры и травлю актрисы и как мог старался ей помочь. Строки из его письма: " я завтра непременно напишу кому следует и буду убедительно просить, чтобы Вас не дали в обиду и чтобы умеренные Ваши требования были удовлетворены." В другом письме он говорит: "Пьеса, которую я пишу, вещь очень серьезная, и роль для Вас превосходная". Пьеса "Без вины винованые" была поставлена впервые в московском Малом театре в 1884 году и почти одновременно она вышла на сцене Александринского театра В Петербурге. По условию автора роль Кручининой исполняла Полина Стрепетова. Успех был грандиозный. “Благодарю вас за прекрасное артистическое исполнение новой роли; я давно твержу всем и каждому о Вашем великом таланте и очень рад, что моя новая пьеса дала Вам случай подтвердить истину моих слов”. - писал ей Островский.
Но это был последний яркий взлёт актрисы на сцене Александринского театра. Цензура запрещает многие пьесы, хотя бы косвенно касающиеся крепостного права или на гражданские темы, закрывается очень популярный журнал "Отечественные записки". У Полины Антипьевны в театре остаётся всё меньше и меньше ролей, и жалованье урезается почти в два раза, и кадый раз, в отличии от других актёров, контракт с ней заключается только на год. Островский обещает помочь устроить её в Малый театр в Москве. Но здоровье его ухудшается и в 1886 году он умер. Стрепетова потеряла друга, последнего помошника и защитника.
С каждым годом она всё острее чувствует себя одинокой в театре. Ей не дают возможности приложить нерастраченный талант. Случайные проходные роли, в которых её занимают, не откликаются в её сердце, и в них она действительно не интересна для публики. Для неё как нарочно подбирают такие роли, в которых она выглядит смешно. Всё больше разговоров о том, что Стрепетова исчерпала свой талант.
В 1890 году году дирекция театра не продлила контракт с нежеланной актрисой. В ноябре состоялся прощальный бенефис Полины Антипьевны Стрепетовой, котрый вылился в демонстрацию. Очень красочно описывает это событие театральный критик Раиса Беньяш:
"Успех, по которому так тосковала актриса в последние годы, перерос все ожидания.
Перед началом Екатерининский сад заполнила молодежь. К театру даже с билетами было трудно пробраться. У артистического подъезда собралась очередь для передачи венков и прощальных подарков. Цветы падали на сцену и с верхних ярусов. В этот серый промозглый ноябрьский день в петербургских цветочных лавках распродали весь наличный товар.
Спектакль долго не мог начаться из-за оваций, которыми встретили уходившую актрису. Антракты тоже не получались. Аплодисменты в финале каждого акта не умолкали до наступления следующего, заглушая обычную музыку.
Стрепетова играла в этот вечер «Без вины виноватые» особенно наполненно. Значительность происходящего сообщала ей строгость и силу. В финале зрительный зал ринулся к рампе. В неистовый шум бесконечных рукоплесканий врывались слезы и выкрики. Сквозь гул различимы были только отдельные фразы: «Не уходите, оставайтесь с нами!..», «Спасибо великое за талант!..», «Вон директора!..», «Вы наша!..»
До чего бы дошли эти возгласы гнева, трудно представить. Но предусмотрительная дирекция, испугавшись возможных эксцессов, заблаговременно вызвала в театр наряд полиции. Ретивые и обученные жандармы быстро очистили верхние ярусы от публики, а в зале поспешно убрали свет.
Те же жандармы позаботились, чтобы не был нарушен порядок на улицах. Стрепетова уходила с казенной сцены сквозь строй полицейских штыков. В самом прямом и буквальном смысле. Но и с верой в любовь к ней зрителей."
Отшумел бенефис, овации, комнату заполняли лишь цветы. И Полина вновь осталась у разбитого корыта. Опять нужно найти в себе силы, чтобы всё начать заново. Её состояние близко к депрессии, нервному истощению. Она не может существовать без сцены, которая даёт ей жизненные силы. Стрепетова едет в провинцию. Но гастроли не приносят радости. Она играет с переменным успехом. Нет источника вдохновения, нет новых хороших ролей, отвечающих её трагическому дару. С переменным успехом и её здоровье.
И в этот печальный период в её жизни происходит событие, которое вызывает море пересудов и сплетен, удивление и осуждение. В 1891 году Полина Стрепетова вновь выходит замуж за молодого чиновника госконтроля Александра Дмитриевича Погодина. Однажды кто-то представил актрисе его в числе молодых поклонников. Он вызвался проводить её до дома, затем ещё несколько раз проводил, его пригласили зайти на чай. И с той поры Александр стал частым гостем в доме, подружился с Виссариком. Он был очень хорош собой, высокий, стройный, густая шапка русых волнистых волос, открытый доверчивый взгляд голубых глаз. Погодин вырос в дворянской профессорской семье, внук знаменитого историка Михаила Погодина. Ему было 28 лет, а выглядел он моложе, Полине - 41, но выглядела она старше, из-за этого разница в 13 лет казалась еще больше.
Но молодой мужчина этого не замечал, он был страстно влюблён и настаивал на браке. Родные Александра были категорически против. Отношения у пары складывались очень сложные. Полина относилась к Александру снисходительно, но любила. Ему хотелось дачу на юге, и она покупает для него виллу в Ялте, истратив все свои сбережения. Она то ласкается к нему, то могла при посторонних сказать: "Ты - дурак, ты ничего не понимаешь, и потому лучше молчи". Александр страшно ревновал Полину ко всем мужчинам и в первую очередь к бывшему мужу. В разговоре с кем-то из знакомых она произнесла: "Когда я приехала с гастролей на Кавказе, меня пришли встречать оба мужа, и я не знала, к кому из них ехать?" Ревность Погодина и скандалы всё чаще становятся нормой в их доме. Одна из знакомых Александра Погодина оставила запись о том, как её поразили перемены в Александре при встрече с ним через полтора года после его женитьбы: «Никогда не случалось мне видеть такой резкой перемены в человеке! Лицо его потеряло свое беспечное, молодое выражение, глаза глядели тускло и казались опухшими, кожа будто потемнела, утратив свою свежесть и яркий румянец. Он даже причесывался иначе, остриг свои красивые мягкие кудри, и волосы короткими прядями падали ему на лоб. Какая-то насилованная, неприятная усмешка то и дело опускала углы его рта».
В конце 1892 года Погодина по службе решили перевести в Москву, но Полина категорически отказалась переезжать, на этой почве у них тоже возникли скандалы. А через месяц Александра нашли мёртвым. Ходили слухи, что он застрелился на пороге спальни жены. Однако прислуга сообщила, что Погодин в восемь часов вечера заказал себе чаю, а когда чай принесли, то чиновник был уже мёртв. Накануне у них произошла очередная ссора в которой Погодин сказал , что убьёт себя. Конечно, Полина не поверила и не предала этим словам значения, за что корила себя потом бесконечно. Родные Погодина обвинили Стрепетову в гибели Александра. Его дядя Тертий Иванович Филиппов, государственный контролёр, имевший влияние на управление по делам печати, запретил газетам сообщать об этой трагедии. Молчание печати порождало разные слухи, вплоть до того, что это Стрепетова убила мужа.
В письме к сестре Виссарион написал:
«Милая Маша! Александр Дмитриевич застрелился на днях. Так как квартира была на его имя, то множество вещей будет описано; кроме того, если Петр Дмитриевич (имеется в виду старший брат Погодина) захочет этого, то он будет владеть нашим имением в Крыму, т. е. будет жить на деньги, добытые маминой кровью».
Писательница Софья Ивановна Смирнова-Сазонова, хорошо знавшая актрису, в своём дневнике записала: "3 февраля 1893 год. Стрепетова сумасшествовала на похоронах застрелившегося мужа. На выносе тащила по полу свою шубу за рукав, повязалась платком, как селедочница. За обедней кидалась на гроб и кричала на всю церковь."
Казалось бы, что все эти события для и без того больной женщины - смерть, но не для актрисы! Уже через год в Петербурге появляются афиши с участием в спектаклях Стрепетовой. Злорадные слухи вокруг Полины Антипьевны не прекращаются, над ней смеются, говоря, что она стара для сцены, (она действительно после смерти Погодина очень резко постарела, болезни тоже наложили свой отпечаток на лицо), кто-то советует ей уйти тихо, не портить былой славы. Врач запрещает ей играть, т.к. это вредно для её здоровья. Но Полина не обращает внимания на насмешки и злорадство. Она играет несколько спектаклей в клубах столицы.
Пройдя через ряд неудач, Стрепетова всё же сумела подняться на прежнюю высоту своего таланта. Это была роль Матрёны в пьесе Льва Толстого "Власть тьмы" на сцене театра Литературно-художественного общества. И публика, и критика единодушно признала её успех. А дальше она вновь без сцены, театр не заключил с ней контракт.
В 1899 году в Александринском театре поменялось руководство и Стрепетовой предложили контракт на амплуа "драматических старух". А ей 49. Она не раздумывая согласилась. Вскоре предложили сыграть роль Кручининой в "Без вины виноватые", с которой она триумфально покидала эту сцену. Казалось бы, вот она удача. Но спектакль прошёл со скандалом. Актёр Мамонт Дальский, игравший роль Незнамова, запил и не явился на спектакль. Но представление не стали отменять и поспешно заменили другим не подготовленным актёром. Стрепетовой об этом сообщили за несколько минут до начала. Но когда шёл спектакль, появился пьяный Дальский. Незамеченный он прошёл через кулису на сцену и в этот же момент из другой кулисы вышел заменявший его актёр. Перед Стрепетовой-Кручининой стояло два её сына Незнамовых.
Дублёр сразу ушёл, а пьный Дальский доигрывал спектакль, путаясь и запинаясь. В каком тяжелейшем положении оказалась Полина Антапьевна с её и без того расшатанными нервами, трудно представить. После этого она чувствовала себя лишней в театре и уже без свойственного ей энтузиазма доигрывала последний в своей жизни сезон. Контракт с ней больше не продлили, а на прощание вручили «всемилостивейший подарок – брошь с рубинами, сапфирами, жемчугом и бриллиантами из кабинета его Императорского Величества».
Писарев через 5 лет после её побега из Москвы переехал жить в Петербург, он хотел сохранить с ней дружеские отношения. Но Полина отказывалась от общения с ним. Дочка Маша любила Модеста Ивановича, как отца, и тайно переписывалась с ним. В конце концов Стрепетова всё же помирилась с Писаревым.
Маша выучилась и уехала жить в Нижний Новгород, где работала учительницей. Полина Антипьевна понимала и чувствовала угрызения совести по поводу своего отношения к дочери, но прошлого уже не изменить. Вот ещё одна запись из дневника писательницы Софьи Смирновой-Сазоновой: "15 апреля. 1902 год. Ездила к Стрепетовой. Там все то же! война с прислугой. Нового только одно: она не нахвалится Машей. Маша теперь у нее примерная дочь. С Рождества она у нее в милости. Маша на Святки и на Пасху приезжает из Нижнего, чтобы исполнить при матери обязанности сиделки и прислуги. Это ее отдых. Марья чудесная девушка..." Любимый Висаря, Виссарион закончил университет, стал дипломатом и работал в русском посольстве в Константинополе. Полина Антипьевна очень тосковала о нём. Он звал её к себе. И она хотела к нему поехать, но болезнь не позволила.
Она умерла от рака желудка в 1903 году 4 октября в день, который считала своим днём рождения. А её любимый Висаря в 1917 году покончит жизнь самоубийством.
Творчество Стрепетовой, сравнивали с творчеством художников-предвижников, и они любили её. Илья Репин и Николай Ярошенко были дружны с актрисой и оставили для потомков прекрасные портреты, отражающие не просто внешний образ, но и её глубокий внутренний склад.
Иван Крамской так отозвался об этом портрете: "Портрет замечательный у Ярошенко. Это в живописи то же, что в литературе портрет, написанный Достоевским. Хорошо это или дурно, — я не знаю; но когда мы все сойдем со сцены, то я решаюсь пророчествовать, что портрет Стрепетовой будет останавливать каждого. Ему не будет возможности и знать, верно ли это, и так ли ее знали живые, но всякий будет видеть, какой глубокий трагизм выражен в глазах, какое безысходное страдание было в жизни этого человека…»
А я иду — за мной беда,
Не прямо и не косо,
А в никуда и в никогда,
Как поезда с откоса.
(Анна Ахматова)
Первую часть рассказа можно прочитать здесь
Видео о жизни и творчестве Полины Стрепетовой смотрите здесь
Благодарю всех заглянувших на мой канал!