Найти в Дзене

Ч.5. Опера Н.Жиганова «Түләк» – первая поствоенная премьера

После «Алтынчәч» на сцене ТГТОиБ была поставлена ещё одна легендарно-героическая опера в четырёх действиях, пяти картинах Н.Г.Жиганова «Түләк» (Түләк Батыр). 1-я картина – «Майдан» («Состязание»), 2-я – «Заговор», 3-я – «Алман-тау», 4-я – «Асыл-куль», 5-я – «Битва при Алман-тау («Поединок»).

Либретто (драматическая поэма) о юноше – смелом охотнике, поэте и мужественном воине была написана по мотивам татарского и башкирского фольклора. Литературным соавтором композитора выступил известный татарский драматург и поэт, собиратель и исследователь фольклора Н.С.Исанбет. Действие происходит в Булгарском ханстве в период монгольского нашествия.

Премьерная афиша 1945 года. Музейные фонды ТАГТОиБ
Премьерная афиша 1945 года. Музейные фонды ТАГТОиБ

Премьера, приуроченная к 25-летию со дня образования Татарской АССР, состоялась 27, 30 июня 1945 г. Постановка В.М.Бебутова. Дирижёр Дж.Г.Старжиганов. Режиссёры З.В.Сафин и М.Л.Ляпидовская. Художник П.Т.Сперанский. Балетмейстер Г.Х.Тагиров.

Главные партии исполняли: Туляк – У.Альмеев, Ф.Насретдинов; Аембика – З.Байрашева, З.Хисматуллина; Хан Алимбек (Булгарский хан, её отец) – В.Галкин; Су-Иясе (владыка подводного царства) – Л.Верниковский; Су-Слу (его дочь) – Г.Кайбицкая, Ш.Кутдусова, Т.Утропина; Сартлан (военачальник, сводный брат Тюляка) – З.Бичурин, Т.Ростовцев.

П.Т.Сперанский. «У озера Асыл-куль». Эскиз декорации.                                                                             Цветная бумага, акварель, темпера, золотная краска. 46,0х58,5
П.Т.Сперанский. «У озера Асыл-куль». Эскиз декорации. Цветная бумага, акварель, темпера, золотная краска. 46,0х58,5

Постановка характеризовалась синтезом эпоса и драмы, героики и лирики, исторической достоверности с легендарным вымыслом, героическими преданиями и сказами, воспевающими красоту и силу народа. Критики отмечали, что это был богатый, сказочный, пышный и дорогой спектакль, выполненный на хорошем постановочном уровне. В отсутствие фотодокументов весьма ценным свидетельством его визуально-пластической формы являются эскизы декораций и костюмов, выполненные П.Т.Сперанским (выявлено и аннотировано 38 листов). Эскизы решены в романтическом ключе, в них причудливо сочетаются реалистичные и фантазийные детали, им чужды бытовизм и натуралистическая достоверность.

П.Т.Сперанский. Эскиз костюма жены знатного мурзы. 1945.
Бумага, карандаш, акварель, белила, серебряная краска. 41,5х29,5
П.Т.Сперанский. Эскиз костюма жены знатного мурзы. 1945. Бумага, карандаш, акварель, белила, серебряная краска. 41,5х29,5

В пластической стилизации женских костюмных образов прочитывается обращение художника к иранской миниатюре. Как известно, в произведениях древней восточной миниатюры и настенной живописи узор, состоящий из орнамента, растений, цветов и сказочных птиц, был метафорой красоты и радости жизни. Персонажи изображены в условных тюрко-татарских костюмах, включающих рубаху, штаны, камзол, покрывало, обувь с загнутым носиком. Интересно, что нижнюю, обычно скрываемую у татар часть одежды – штаны художник приоткрывает и акцентирует декором. Костюмы построены на сочетании пастельных цветов и условно-растительного серебристого декора.

П.Т.Сперанский. Эскиз костюма булгарского хана.                                                                                 Бумага, карандаш, акварель, белила, серебряная краска. 41,5х29,5
П.Т.Сперанский. Эскиз костюма булгарского хана. Бумага, карандаш, акварель, белила, серебряная краска. 41,5х29,5

Выбор орнамента в качестве основного средства художественной выразительности позволил художнику передать музыку Н.Жиганова, которую, согласно профессиональному мнению З.Сунгатуллиной, отличает глубокое проникновение в природу народного мелоса и орнаментики, присущей татарскому фольклору (Н.Жиганов. Статьи, воспоминания, документы, 2004). Освобождая силуэты фигур от излишней детализации, художник уподобляет их мотивам орнамента, которые, в свою очередь, становятся действенным элементом ритмической организации сценографии.

П.Т. Сперанский. Эскиз костюма знатного мурзы.                                                                             Бумага, карандаш, акварель, гуашь, серебряная краска. 43,5х32,0
П.Т. Сперанский. Эскиз костюма знатного мурзы. Бумага, карандаш, акварель, гуашь, серебряная краска. 43,5х32,0

Интересен и изобразительный приём: декор цвета серебра словно выстлан поверх объёмно трактованных костюмов. Подчинённость повторяющихся и чередующихся мотивов разному ритму создаёт ощущение динамики или покоя, заставляет по-разному звучать их цвет и фактуру. В декоре мужских костюмов преобладает геометрический орнамент, которому принадлежало значительное место в булгарском искусстве домонгольского времени.

П.Т.Сперанский. Эскиз костюма Султан Гарая. 1945.
Бумага, карандаш, акварель, гуашь, серебряная краска. 43,5х32,0
П.Т.Сперанский. Эскиз костюма Султан Гарая. 1945. Бумага, карандаш, акварель, гуашь, серебряная краска. 43,5х32,0

«Султан Гарай, сокольничий»выполнен под влиянием гравюры Е.О.Сотникова по рисунку Е.Корнеева «Киргизский султан» (1809). Деталями художник подчёркивает социальный статус. Например, драгоценные ловчие птицы – соколы и кречеты были признаком высокого ранга и мужественности знати; даже колпачки для птиц изготавливались из дорогих материалов искусными мастерами. Контраст фактур тёмно-сиреневого цвета камзола и декора из простейших геометрических мотивов, имитирующего вышивку серебром, создаёт иллюзию дорогой ткани.

Известно, что опера пользовалась любовью зрителей. Однако постановку сняли с репертуара «из-за неправильности идейных направлений» с указанием «на решительную необходимость писать о современной жизни», даже было предложено «применить музыку «Тюляка» к новому сюжету». Несмотря на призывы театральной общественности «рассматривать данное произведение как литературное наследие», опера подверглась коренной переработке (СТД РТ. Ф. 10, п. 18, 47).

2-я редакция драматической поэмы под названием «Түләк һәм Сусылу» была осуществлена в 1967 г.

Л.Донина