Предсказание Пирра о Сицилии как арене будущих сражений между Римом и Карфагеном оказалось пророческим. Война с Пирром стала для римлян отличной школой борьбы со слонами, фессалийской конницей и македонской фалангой, что впоследствии помогло им в Пунических войнах.
Для карфагенян столкновение с армией Пирра также имело огромное значение: в V-IV вв. армия Карфагена состояла из отрядов разноплеменных наемников (галлов, испанцев, нумидийцев), вооруженных и обученных в соответствии со своими национальными традициями. Ее отличительной чертой было наличие большого количества серпоносных колесниц. Когда Пирр появился на Сицилии, карфагеняне увидели силу, противопоставить которой им было решительно нечего. Их варварская пехота и колесницы были бессильны перед сплоченным натиском македонской фаланги, и обращались в паническое бегство, лишь заслышав рев боевых слонов. Именно отсталость карфагенян в военном деле стала главной причиной того, что Пирру удалось так стремительно завоевать весь остров. После ухода Пирра карфагеняне отказались от колесниц, заменив их боевыми слонами, что позволило им более 60 лет противостоять Риму. В самом Карфагене внутри крепостных стен были оборудованы стойла для 300 слонов, использовались только африканские слоны из лесов Нумидии. Хотя некоторые исследователи считают, что североафриканские слоны были слишком малы для установки башен, это сомнительно: африканские слоны (Loxodonta Africana cyclotis) достигали 2–2,5 метров в высоту и могли нести нескольких воинов, сохраняя подвижность в бою.
Деревянные башни весом в несколько десятков килограммов устанавливались на спинах слонов с помощью ремней, верёвок или цепей, не мешая их подвижности в бою. Несмотря на мнение некоторых исследователей об отсутствии башен на африканских слонах, литературные источники подтверждают их использование. Силий Италик и Лукреций описывают башни на карфагенских слонах, а в «Записках об Африканской войне» упоминается, что нумидийский царь Юба использовал слонов с башнями против Цезаря. Плиний сообщает о 20 слонах с 60 бойцами (по три человека в башне), использованных Цезарем в цирковых зрелищах. Полибий описывает 73 африканских слона с башнями в битве при Рафии (217 г. до н. э.). Археологические находки, включая терракотовые статуэтки II века до н. э., также подтверждают возможность установки башен на африканских слонах. Карфагеняне не ограничивались башнями: они прикрепляли к бивням слонам копья или металлические острия, а возможно, и защищали животных бронёй, чему позже научились нумидийцы.
В начале Первой Пунической войны карфагенская армия под командованием Ганнона насчитывала 60 слонов, из которых 44 были потеряны в бою с римлянами, однако вскоре их число возросло до 100, а затем и до 140. Карфагеняне применяли слонов по-разному: при наличии около 100 животных использовали их как живой таран против пехоты, а при меньшем количестве (30–40) держали в резерве. Ярким примером стало сражение 256 года до н. э. при Тунете, где карфагенский полководец Ксантипп (спартанский наёмник) располагал 12 000 пехотинцев, 4 000 всадников и примерно 100 слонами. Он выстроил слонов в линию, за которой на безопасном расстоянии разместил фалангу. Римская армия под командованием Регула насчитывала от 15 000 до 30 000 воинов и 500 всадников. Карфагеняне начали атаку, римская конница бежала, а слоны опрокинули передние ряды римлян, состоявшие из велитов, и атаковали тяжеловооружённых. Однако плотный строй легионеров не дал слонам прорвать боевые порядки полностью. Тем не менее, в сочетании с атакой фаланги и конницы это привело к разгрому римской армии — уцелели лишь 2 000 человек. Битва произвела такое сильное впечатление на римлян, что в течение двух лет они избегали столкновений с карфагенскими слонами.
После восстания наёмников (241–238 гг. до н. э.) Карфаген быстро восстановил численность слонов и использовал их при завоевании испанских территорий. Гасдрубал, преемник Гамилькара Барки, располагал армией в 50 000 пехотинцев, 6 000 всадников и 200 боевых слонов. Во время Второй Пунической войны Ганнибал, отправляясь в поход на Италию, взял с собой 37 слонов, а брату Гасдрубалу оставил 21 животное для защиты испанских владений. При переходе через Альпы слоны страдали от холода и нехватки корма, но, по разным источникам, большинство из них (возможно, все 37) достигли Италии. В битве при Требии слоны стояли на флангах и в центре карфагенского войска, однако римлянам удалось обратить их в бегство. Позже Ганнибал использовал слонов против галльских вспомогательных отрядов, что вызвало панику среди римлян. Однако суровый климат Италии оказался губительным для животных: почти все, кроме восьми, погибли от холода, дождя и снега. Семь слонов погибли при переходе через Апеннины, и к походу на Арреций у Ганнибала остался лишь один слон, на котором он переправлялся через болота. В последующих сражениях при Тразименском озере и Каннах слонов уже не было.
После победы при Каннах карфагенский сенат направил в Италию 40 слонов, которые участвовали в осаде Касилина, сражении под Нолой и других боях. К концу войны у Ганнибала слонов уже не осталось. В решающей битве при Метавре армия Гасдрубала (по разным данным, 10–15 слонов) была разгромлена римлянами: 6 слонов погибло, 4 попали в плен. Примечательно, что карфагеняне применяли особый метод умерщвления вышедших из-под контроля слонов — удар молотком между ушей. В 203 г. до н. э. Магон с 7 слонами высадился в Лигурии, но в сражении между Аддой и Тезеном римляне остановили его наступление, метнув пилумы в слонов. Четыре животных погибли, остальные, раненые, нарушили строй карфагенской армии. В Испании армия Гасдрубала (36 слонов) потерпела поражение при Кармоне в 206 г. до н. э.: слоны, испуганные хаосом сражения, бросились с флангов в центр, что способствовало разгрому карфагенян и потере ими испанских территорий.
В 212 г. до н. э. карфагеняне попытались вернуть Сицилию, высадив армию из 5 000 пехотинцев, 3 000 всадников и 12 слонов, но были разбиты Марцеллом у реки Гимеры, при этом 8 слонов попали к римлянам. Последним сражением с участием карфагенских слонов стала битва при Заме. По данным источников, армия Ганнибала насчитывала около 50 000 воинов, включая 2–3 тысячи всадников и 80 слонов (или больше), тогда как у Сципиона было 23 000 пехотинцев, 1 500 римско-италийской конницы, а также подкрепления от Декама (600 всадников) и Масанассы (6 000 пехотинцев и 4 000 всадников). Ганнибал выстроил слонов перед фронтом, за ними разместил наёмников, ливийцев и карфагенян, а в тылу — войска из Италии. Сципион, опасаясь слонов, расположил манипулы гастатов с промежутками, за ними — принципов, а позади — триариев, оставив фланги под командованием Лелия и Масанассы. Хотя Ганнибал рассчитывал прорвать римские ряды слонами, как Ксантипп при Тунете, его план провалился: конница отступила, слоны попали в подготовленные римлянами промежутки и были уничтожены, а подоспевшая кавалерия Лелия и Масанассы нанесла решающий удар с тыла. Военный историк Г. Дельбрюк сомневается в достоверности данных о количестве слонов у Ганнибала, отмечая, что полководец не разместил их на флангах для защиты конницы, хотя это было бы логично.
По мнению Г. Дельбрюка, Ганнибал разработал сложный план битвы при Заме: он приказал своей коннице притворно отступить, чтобы увести за собой римскую кавалерию, а для выигрыша времени использовал небольшое количество слонов в первой линии. Основную роль должны были сыграть ветераны во второй линии, которые планировали нанести фланговый удар, но Сципион разгадал замысел и парировал его. Решающий удар нанесла вернувшаяся римская кавалерия. Примечательно поведение слонов в начале сражения: они пугались звуков труб и бросались на своих, что говорит об их плохой подготовке и отсутствии боевого опыта. Эти животные были пойманы не ранее 203 г. до н. э. К концу войны Карфаген испытывал серьёзные трудности с обеспечением армии слонами: если в Первую Пуническую войну пунийцы могли выставить до 140 животных, то во Вторую — не более 40, а в решающий момент у Гасдрубала было 10–15 слонов, у Магона — 7. В итоге по мирному договору карфагеняне должны были отдать римлянам слонов, а во время Третьей Пунической войны в отчаянии даже звали их по именам, жалея, что не сражались до конца, имея это оружие.
Источник: Банников Андрей Валерьевич, Попов Артем Анатольевич Боевые слоны в карфагенских армиях // АМА. 2011. №15. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/boevye-slony-v-karfagenskih-armiyah (дата обращения: 10.08.2025).