Найти в Дзене

Учеба как путь к росту: мнение о книге 'Vita Nostra' М. и С. Дяченко

Одни из моих любимых русскоязычных авторов - Мария и Сергей Дяченко. Они по-своему уникальны, потому что пишут в жанре, который сами придумали - м-реализм. Ценность их творчества для меня в том, что каждая рассказанная ими история несёт цель копнуть глубже в человеческую природу и найти ответы на вопросы, которые, если и задаются, то на весьма высоком уровне философии. Один из таких вопросов оказался настолько глобальным, что для него потребовалась не просто книга, а целая трилогия, названная «Метаморфозы». Книги, в неё включённые, никак друг с другом сюжетно не связаны - это полностью отдельные истории. Их объединяет одна идея: насколько человек ограничен своей природой и может ли он её превзойти через развитие? Первую книгу, «Vita Nostra», считают наиболее удачной и обласканной многочисленными премиями. Главная героиня - старшеклассница Саша Самохина, стоящая на пороге окончания школы. Она живёт в неполной семье с мамой, хочет поступить в хороший вуз и убежать подальше от старой жизн

Одни из моих любимых русскоязычных авторов - Мария и Сергей Дяченко. Они по-своему уникальны, потому что пишут в жанре, который сами придумали - м-реализм.

Ценность их творчества для меня в том, что каждая рассказанная ими история несёт цель копнуть глубже в человеческую природу и найти ответы на вопросы, которые, если и задаются, то на весьма высоком уровне философии.

Один из таких вопросов оказался настолько глобальным, что для него потребовалась не просто книга, а целая трилогия, названная «Метаморфозы». Книги, в неё включённые, никак друг с другом сюжетно не связаны - это полностью отдельные истории. Их объединяет одна идея: насколько человек ограничен своей природой и может ли он её превзойти через развитие?

Первую книгу, «Vita Nostra», считают наиболее удачной и обласканной многочисленными премиями.

Главная героиня - старшеклассница Саша Самохина, стоящая на пороге окончания школы. Она живёт в неполной семье с мамой, хочет поступить в хороший вуз и убежать подальше от старой жизни, в которой не видит своего счастья.

Но она встречает незнакомца в чёрных очках, который сходу переворачивает её жизнь с ног на голову. Он погружает её во временную петлю одного дня и требует выполнять странные задания, где награда - жизнь, а наказание - «случайности» с её родственниками.

В течение всего 11-го класса она подчиняется незнакомцу. Её близкие процветают - у мамы появляется новый муж, они планируют детей. Приходит новое радикальное задание - поступление в таинственный Институт специальных технологий в маленьком городе Торпы.

Приехав туда на поезде, она обнаруживает таких же ребят, как сама, которых сюда также сверхъестественным шантажом привели таинственные кураторы. Начинается основной сюжет и уже настоящее обучение, на фоне которого все предыдущие задания незнакомца оказываются цветочками.

Когда я читал книгу в своё время, меня зацепила часть сюжета, связанная с Институтом. Хотя во время обучения меня не заставляли, как персонажей истории, заучивать страницы специально написанной абракадабры, я прекрасно понимал метафору. Во время учёбы для студента непонятный ему материал по сути тоже является некой белибердой, которую по какой-то причине требуют понять. А ограниченность понимания превращает это в заучивание странного ради непонятно чего.

И мне нравилась метафора тревоги обучения - действительно, студенты так сильно переживают во время сдачи экзамена, как будто от его результатов зависит, будут ли жить их родственники. В книге же кураторы действительно убивают их щелчком пальца за «неуд» в зачётке.

Для меня это были сильные образы, бьющие в самое сердце.

Но важна также и вторая часть книги, раскрывающая кажущийся абсурдным садизм преподавателей и кураторов. После инвалидности второго курса (учащиеся которого выглядят как аутисты с паркинсонизмом) начинается перерождение третьего.

Страницы белиберды внезапно оказываются наполнены огромным смыслом, который можно увидеть, только открыв сознание. А жестокость оценок получает объяснение сложностью перерождения - чтобы выдернуть закрытый разум из привычного насеста, недостаточно лёгких подталкиваний и мягкого уговаривания. Нужны резкие толчки и расстановки типа «сейчас или никогда».

Когда я сейчас пишу эти строки, думаю о том, что это не совсем удачная философия развития и выхода из зоны комфорта для людей, которые уже травмированы. На психотерапии я только два года работал над созданием той самой зоны безопасности, чтобы уже потом начинать робкое развитие во внешний мир.

Но почему-то эта идея бескомпромиссного роста, где без боли движения не бывает, цепляет. Может, потому что при травме всё связано с болью, и эта философия легитимизирует уже существующее положение. Может быть, потому что она содержит обещание, что за этой болью последует освобождение и искупление, которое оправдает все страдания, что пришлось перенести.

Не факт, что вы разделите философию книги. Но факт, что она зацепит - и вы не сможете просто закрыть её и забыть.

Узнавайте о новых постах первыми - подписывайтесь на мой Telegram-канал "Цветы для Элджернона"