А я продолжаю свою повесть об играх братьев Свенссонов. Как я и говорила, часто тематика их игр крутится вокруг природы, так и в «Проекте “Возрождение”» мы будем восстанавливать мир после разрушения цивилизации. И вы, как в заправском фантастическом фильме, станете частью фракций (или племён), которые следуют своему особому пути и возрождают планету. Кто-то из них за естественное развитие – Надари, другие живут за счёт океанов – Хофштадтерианцы (почему-то, глядя на них, я вспоминаю Харконеннов из совсем другой вселенной), другие множат пустыни – Канибаны (опять же напоминают Бене Гессерит, ладно, это и правда совсем другая история). В общем, у каждого своё видение, как должен выглядеть мир будущего.
А сейчас он похож на ледяную пустыню, которую нам предстоит растапливать и превращать в пригодное место обитания. Для этого нам понадобятся разнообразные ресурсы, чтобы исследовать территории, строить здания и заселять пригодные для жизни локации. У вас грандиозные планы – добыть как можно больше артефактов и стать самым выдающимся племенем из выживших.
Игра выглядит по-настоящему масштабно и требует много места. Помимо того, что есть большое общее игровое поле, в вашем личном распоряжении находятся два планшета, которые не являются тонкими картоночками. Это большущие стыкующиеся двухслойные планшеты, представляющие ваше племя. На одном из них находится ваше население и здания (причём он двусторонний, с разным уровнем сложности, начинать нужно с солнечной стороны), на другом – треки развития по различным направлениям (выглядит совершенно фантастически, как какой-то механизм).
Вы начинаете свой путь из дыры… как бы странно это ни звучало. Находится она посередине игрового поля и именно из неё вышли племена после долгого нахождения под землёй после катастрофы. В игре есть важное понятие – «дальность действия». Вы должны платить дополнительную пищу, если заходите слишком далеко. Изначально дальность отсчитывается от дыры, и если вы строите рядом с ней здание или заселяете человечка, то ничего не платите. Если же вас разделяет один, два или 3 жетона, то вы соответственно доплачиваете 1, 2 или 3 мешка с едой.
Вообще вам доступно 5 основных видов действий: вы можете разыграть карту, исследовать территорию, построить здание, заселить человечка или переключить рычаг. В свой ход вы можете выполнить два из них, плюс совершить ряд дополнительных действий.
Изначально у вас на руках есть несколько стартовых карт, и в процессе игры вы будете получать новые, таким образом пополняя свою колоду. Карты представлены в трёх цветах и условно разделены на две части с разными бонусами. А на планшете с механизмами у вас есть несколько слотов для карт, и вы можете вставлять их верхней или нижней частью и получать за это разные ресурсы или действия.
Плюс в течение партии при срабатывании различных бонусов вы будете брать модули (похожие на SD-карты), которые сможете разместить в слотах для карт. Модули тоже представлены в тех же цветах, что и карты, и это «жжж» – неспроста. Если цвет карты в слоте будет совпадать с модулем, вы будете получать дополнительные бонусы, указанные на модуле. И вот вставляя карты и модули в слоты, вы получаете ресурсы – книги, шестерёнки, мешки с едой и кристаллы (джокеры). Вы их будете тратить на разные действия, однако, по большей части, у каждого ресурса есть своя специфика. Шестерёнки нужны для строительства малых и больших зданий, книги – для заселения в локациях, пища – для исследования территорий и в качестве оплаты за дальность действия.
После строительства первого здания или заселения человечка вы будете отсчитывать дальность уже не от дыры, а от вашей фигурки на поле, расставляете вы их по разным причинам. Отправляя человечка на поле вы автоматически разблокируете способности на вашем планшете племени. А планшеты асимметричные, у них много разных приколюх, поэтому каждую способность описывать нет смысла, их нужно вкушать во время партии. Но, например, вы можете открыть 5-й слот для карт или платить на 1 мешок еды меньше за дальность при строительстве. Причём человечки представлены своеобразным разветвляющимся древом. Вы сначала отправляете на поле самого нижнего, а затем выбираете один из трёх путей. И самого верхнего, который приносит артефакт, сможете выложить, только если выставите на поле предыдущего.
Строительство зданий – один из важнейших моментов в игре, подходящее место для здания – ваш ключ к успеху. Вы размещаете здание на клетке пустыни, и в зависимости от того, что будет рядом, вы будете получать разные бонусы. Леса, горы и поля олицетворяют треки на второй части вашего личного планшета, похожего на крутой механизм. Если рядом с малым зданием будут поле и горы, вы продвинетесь по жёлтому и серому треку на 1 шаг. Если вы на том же месте поставите большое здание, то продвинетесь по каждому треку дважды. Ещё на поле встречаются клетки с океанами. Строительство рядом с ними может принести вам, например, дополнительный модуль. Ещё по краям поля встречаются кристаллы, построив здание рядом, вы получите дополнительный камень.
Исследуя территорию, вы переворачиваете ледяные плитки на другую сторону, открывая пригодные для жизни земли. Бонусом за исследование станет новая карта, которая увеличит вашу колоду и победные очки. Плюс, покрутив перевёрнутый жетон, вы можете разместить клетку гор или леса рядом со своим уже построенным здание и получить ещё одно дополнительное продвижение по треку.
Это продвижение по трекам открывает вам новые возможности: вы получаете свободные действия, которые можете активировать при помощи молний (вначале будет всего одна, потом приобретёте и другие). К примеру, вы сможете вытащить карту из слота и отправить в свою закрытую колоду, а следующим действием вставить в слот новую карту. Это может быть полезно, если в слоте уже есть классные модули, а цвет оставшейся карты с ними совпадает. Либо, когда на руках у вас ещё остались карты, а все слоты заняты, таким образом можно освободить для них местечко.
Но с треками всё намного интереснее, потому что они настраиваемые, и помимо напечатанных на планшете дополнительных действий, там есть пустые места, которые вы можете сами заполнить при помощи жетонов, находящихся на рынке и таким образом сформировать свой уникальный механизм, максимально эффективный для вашего племени. Плюс, когда вы разблокируете действия, с них снимаются диски, которые улетают на специальную шкалу. Благодаря ей вы получаете бонусы и минимальное видимое число над этими дисками к общему счёту ПО в конце игры.
Если у вас уже не осталось карт, свободных слотов и ресурсов, вы можете уйти в анабиоз, это вариант паса. В этот момент вы продвигаетесь по специальной шкале и получаете бонус, убираете все карты из слотов и отправляете их «отдыхать», взамен им берёте закрытые карты из колоды, возвращаете переключатель в исходное положение (он просто даёт вам один ресурс, если вам не хватает для выполнения какого-то действия) и возвращаете все фишки молний с дополнительных действий. Важно вовремя уйти в анабиоз, не рано и не поздно, выжимая по максимуму из доступных вам возможностей. потому что в свой ход вы можете выполнить только два основных действия, и весьма обидно, если вам удастся сделать только одно из них, потерять второе и при этом не уйти в анабиоз. Поэтому этот момент тоже нужно просчитывать.
Игра потихоньку подходит к концу, когда кто-то из участников забирает последний артефакт. Очки вы получаете в течение партии и в конце игры. Важная задача — постараться набрать побольше артефактов: они увеличивают количество очков по вашей личной карте цели. Это могут быть выставленные человечки, построенные здания, колбы, нарисованные на картах и жетонах и т.д. Плюс вы получаете очки за трек с дисками, за разблокированные технологии на планшете механизма, за крупные заселённые локации на поле, за жетон конца игры (достаётся тому, кто забрал последний артефакт с поля) и оставшиеся ресурсы (очень мало очков, лучше их не копить и тратить в процессе партии). Конечно же победит самое развитое племя, набравшее наибольшее количество очков.
Несмотря на то, что общие действия просты и понятны, в игре множество нюансов, за которыми нужно следить и которые позволяют проворачивать крутые комбо. Есть карты, которые при попадании в слот позволяют разыграть ещё одну карту, и таким образом у вас получается уже не два, а три полноценных действия. А есть карты, которые разрешают выкладывать над ними ещё одну, даже если у вас заняты все слоты. Плюс вы можете при помощи дополнительных действий получать различные скидки, на ту же дальность действия, и таким образом экономить ресурсы.
Но очень важно изначально настроиться на само племя и посмотреть, какие у него сильные стороны и делать на них упор. Действие племени обозначено звездой и указано на многих картах в игре. Они дают вам большие преимущества и не пользоваться ими - значит самому себе умышленно вредить. Если вы играете за племя «0х49», вместо того, чтобы просто исследовать, стоит воспользоваться их способностью, которая позволяет при исследовании тратить на 1 мешок еды меньше. То есть то же самое действие, но более выгодное.
Да, по моим ощущениям, за какие-то племена интуитивно легче играть, другие требуют выполнения определённых условий для активации способности. Если сравнить Надаир и Хофштадтерианцев, то первые просто добавляют вам книги при активации, а чтобы получить бонус от вторых, вам нужны клетки океанов. И чтобы получить ресурс, вам для начала нужно построить здание возле океана. И если такового нет, то и бонус ты никакой не получишь. То есть тебя привязывают и к строительству, и к океанам. Но при этом играть таким племенем всё равно интересно, просто ты ощущаешь большую кризисность и тем интереснее выкручиваться из сложившихся обстоятельств.
В игре очень много различных переплетений, один нюанс цепляется за другой, нужно заранее хорошо продумывать какой шаг ты будешь делать за другим, создавая классные цепочки действий. И вся суть как раз заключена во всех этих мелочах: модулях, настраиваемых механизмах, раскладке снежных жетонов на поле и их ориентация. Поскольку здесь так много меняющихся моментов, реиграбельность у игры большая, но при этом я решила себя не ограничивать и приобрела дополнение с прекрасной медузой на обложке, чтобы опробовать новые племена и иные нововведения.
На мой вкус, игра выглядит просто отлично: в ней огроооомное количество разнообразных компонентов, как картона, так и деревяшек. Она удивляет, когда вы впервые открываете коробку. Но когда я её украсила ещё и наклейками от Holy Stickers, она просто засверкала новыми красками. Вообще, каждый раз, когда украшаю игры наклейками от ребят, у игры как будто появляется душа, и она начинает свою новую жизнь.
В общем, ждите от меня впечатлений от допа и делитесь, понравилась ли вам эта игра, если пробовали. А если уже и с допом сыграли – обязательно расскажите, что он привнёс в игру.