Родившийся в Петрограде москвич Анатолий Юрьевич Никич-Криличевский (1918—1994) — почти полный ровесник Советского Союза, воспитанник сталинской системы художественного образования и один из ведущих представителей советского соцреализма и «сурового стиля» в живописи. Учился в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова (1935—1942) у соцреалиста Б. В. Иогансона и бубнововалетовца А. А. Осмёркина. В 1937 г. во время Большого Террора были арестованы его родители (отца расстреляли), а с началом Великой Отечественной войны он сначала отправился в эвакуацию в Сибирь и Среднюю Азию, а потом пошёл на фронт. Он служил весной 1944 — в ноябре 1945 гг. и был награждён медалями «За взятие Берлина» (1945) и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1945).
Творчество А.Ю.Никича-Криличевского чётко делится на два периода. До конца 1950-х гг. он рисовал в типичной манере оптимистичного сталинского соцреализма. Но уже с начала 1960-х гг. он создаёт собственный неповторимый стиль живописи. Именно в этот период он творит личную художественную реальность, наполняя её сюжетами и вещами по своему выбору. Живописец разработал свой вариант художественного солипсизма (от лат. solus — «одинокий» и ipse — «сам») — он придумал своё собственное мировоззрение или концепцию «Мир в мастерской художника», согласно которой именно в его студии находятся и сосредоточены в действительности вся жизнь и весь смысл бытия. Согласно идее Анатолия Никича, рисуя предметы, события и людей, он «втягивает весь остальной мир» внутрь своего сознания и делает его реальным. Из жанров художник предпочитал натюрморты и картины на батально-историческую и современную ему тематику.
В 1967 г. за картину «Военные корреспонденты» А.Ю.Никич-Криличевский был награждён серебряной медалью им. М.В.Грекова. Во время творческих командировок он побывал в Польше, Великобритании, Франции, Швейцарии и Италии.
Объективно полотна А.Ю.Никича-Криличевского отображают многие моменты истории СССР — Великую Отечественную войну, быстрое послевоенное восстановление страны, массовое вовлечение детей и молодёжи в спорт и бурное развитие советского любительского спорта, развитие химической науки, автомобилестроения и системы общественного транспорта, Косыгинскую индустриализацию и урбанизацию, расцвет советской живописи и скульптуры.