Найти в Дзене
Бранч искусствоведа

Бидзин-га или изображение красавиц

Оглавление

Основное изобразительное искусство Японии эпохи Эдо, известное под названием укиё-э, зародилось в XVII веке, но свое распространение и популярность получило в XIX веке.

Основная техника укиё-э – это ксилография (гравюра на дереве). Изначально изображения были черно-белыми, мастера использовали только тушь, но позднее художники обратились к цвету.

Направления укиё-э

Гравюры укиё-э включают в себя несколько направлений, среди которых можно выделить:

  • бидзин-га (изображение красавиц),
  • якуся-э (театральные изображения),
  • муся-э (изображения воинов),
  • фукэй-га (пейзажи)
  • и катё-га (цветы и птицы).

В сегодняшней статье мы уделим внимание изображению очаровательных женщин – бидзин-га.

К слову, японские гравюры служили вдохновением для многих европейских художников. В нашем тг-канале предлагаем отгадать, что иероглифами написал Ван Гог на одной из своих копий гравюры японского художника

Хануробу. «Женщина в ночи»
Хануробу. «Женщина в ночи»

Бидзин-га было одним из ведущих жанров в искусстве укиё-э. Его становление связывают с повседневной жизнью эпохи Эдо. Исследователь А.Ю. Паюк отмечает:

Художественная жизнь горожан концентрировалась вокруг веселых кварталов, героями которых были простые торговцы, актеры, гейши и куртизанки. Именно на внимании к простым жизненным радостям слагалось своеобразие гравюры укиё-э и, в частности, бидзин-га […] В рамках городской культуры женская красота могла быть описана через особую эстетическую категорию – ики. Этот весьма многозначный термин понимался как “хороший вкус”, “простой”, “утонченный”, “элегантный”, “стильный”, а в конкретных случаях – “изысканная женственность”

Жанр бидзин-га предполагал изображение не только известных красавиц, но и простых женщин. При этом стоит отметить, что заказчиками таких работ могли быть только представители купеческого сословия.

Творчество Судзуки Харунобу

Становление бидзин-га связывают с именем японского мастера, создавшего полихромную гравюру, Судзуки Харунобу. В работе, посвященной истории жанра уточняется:

Основной вклад Харунобу в развитие жанра бидзин-га был связан со следующими двумя моментами. Прежде всего, речь идет о включении в жанр бидзин-га мотива митатэ (уподобление), позволившего приблизить “низкий” род японского искусства – гравюру укиё-э – к “высокому” – классической живописи не только Японии, но и Китая. Речь в данном случае идет об уподоблении современных событий сюжетам, почерпнутым из древних времен, но не имеющим характер пародии или прямой цитаты
Посещение святыни в дождливую ночь
Посещение святыни в дождливую ночь

К таким произведениям мастера можно отнести «Посещение святыни в дождливую ночь». На гравюре изображена Осэн, официантка в общественном чайном домике возле святилища Касамори-инари, несущая фонарь по пути к синтоистскому святилищу дождливой ночью. Эта работа основана на загадочном событии, произошедшем с Ки-но Цураяки, поэтом, писателем и придворным, когда он проходил мимо святилища Аридоси.

«Танцовщица Кагура»
«Танцовщица Кагура»

Кроме того, можно отметить и другие, не менее очаровательные работы Харунобу жанра бдзин-га: «Танцовщица Кагура», «Женщина любуется цветущей сливой ночью» и «Женщина в ночи».

«Женщина любуется цветущей сливой ночью»
«Женщина любуется цветущей сливой ночью»

Творчество Тории Киёнага

Еще один художник – Тории Киёнага, о котором говорят, что его «важным завоеванием в жанре бидзин-га стало большее разнообразие в плане трактовки движений женских фигур и их пропорций».

«Гейша из Татибана-тё»
«Гейша из Татибана-тё»

Обращаясь к его работе «Гейша из Татибана-тё», из серии «Конкурс современных красавиц квартала удовольствий», мы видим вытянутые, грациозные фигуры двух стоящих дам, особенно это видно по удлиненным шеям и тонким нежным рукам. Их образы наполнены утонченным изяществом, сдержанными жестами и выделяются изысканным узором кимоно.

Работы Китагавы Утамаро

Хочется отметить имя известного японского художника Китагавы Утамаро. Женщины в его гравюрах отличаются эмоциональной сдержанностью:

«В его работах появляются укрупненные, почти портретные изображения женщин […] не столько погрудные изображения женщин, а скорее укрупненные изображения их лиц, монументализируя и предельно приближая их к зрителю».

«Три знаменитые красавицы»
«Три знаменитые красавицы»

В качестве примера обратимся к одной из самых его известных гравюр «Три знаменитые красавицы», на которой изображены гейша Томимото Тоёхина и официантки чайного дома Нанивая Кита и Такасима Хиса. Портреты женщин идеализированы: гладкая кожа, тонкие черты лица. Кажется, что они ничуть не отличаются друг от друга, но, тем не менее, присмотревшись получше, можно уловить различия между чертами.

С работами других известных художников, воспевающих женскую красоту посредством жанра бидзин-га – Кэйсай Эйсэн, Цукиока Ёситоси, Тоёхара Тиканобу, Эйсёсай Тёки – вы можете ознакомиться ниже.

Читайте также: