Найти в Дзене

Как начать бизнес с нуля и без денег?

Этот вопрос волнует многих. Кто-то скажет, что без стартового капитала это невозможно. Отчасти они правы, но первоначальной инвестицией могут стать идея, профессиональные навыки, социальный капитал, готовность меняться и наличие длинной воли. Среди успешных примеров не только мировые бренды, но и кто-то из ваших знакомых. Да, вы можете возразить, мол, Коко Шанель помогли Романовы. Но этой возможности у неё не было бы, не начни она своё дело. Прямо сейчас вы окружены людьми, находитесь в одно время и в одном пространстве, но лишь для небольшого количества из вас они те самые "нужные". Часто "случай" — это умение увидеть и принять соответствующее решение. Свой первый "бизнес" (закавычил намеренно) я начал в 6-м классе, жарил семечки и продавал их около школы. Хватило на несколько дней, а зря. У меня были постоянные покупатели, а некоторые возвращались несколько раз за день. Просто научился жарить их вкусно, был свой "секретный" рецепт. Потом в 9-м классе принимал бутылки и сдавал их по
Оглавление

Этот вопрос волнует многих. Кто-то скажет, что без стартового капитала это невозможно. Отчасти они правы, но первоначальной инвестицией могут стать идея, профессиональные навыки, социальный капитал, готовность меняться и наличие длинной воли.

Среди успешных примеров не только мировые бренды, но и кто-то из ваших знакомых. Да, вы можете возразить, мол, Коко Шанель помогли Романовы. Но этой возможности у неё не было бы, не начни она своё дело.
Прямо сейчас вы окружены людьми, находитесь в одно время и в одном пространстве, но лишь для небольшого количества из вас они те самые "нужные". Часто "случай" — это умение увидеть и принять соответствующее решение.

Личная история

Свой первый "бизнес" (закавычил намеренно) я начал в 6-м классе, жарил семечки и продавал их около школы. Хватило на несколько дней, а зря. У меня были постоянные покупатели, а некоторые возвращались несколько раз за день. Просто научился жарить их вкусно, был свой "секретный" рецепт.

Потом в 9-м классе принимал бутылки и сдавал их подпольным водкоделам, на пивной и винный заводы. У меня не было машины, а точка приема находилась в километре от дома. За день у меня накапливалось 20-30 ящиков, которые отвозил домой пешком на тележке в 5-6 ходок. Это изматывало, приносило немного денег. Оставил эту затею.

Когда по молодости работал в казино, моя мама была швеёй-надомницей в найме у салонов штор. Я напечатал визитки и как коммивояжер обошел все коттеджные районы Краснодара. Так через время моя мама открыла собственный салон штор. С ней мы не сработались, и я уехал в Москву.

Бизнес, на который нашел инвестиции, успешно их прос#ал.

Далее, будучи в долгах и без денег, создал торговую компанию, которая прекрасно работает и по сей день по моей модели. Мои достижения — органическая клиентская база в 139 тыс. регистраций, 7 тыс. постоянных клиентов. Сам же в силу разных внутренних причин вышел из управления, оставшись в учредителях.

Своё маркетинговое агентство начал с видеопроизводства. И, да, оно снова начато с нуля. Это было вынужденное пари с братом (он мой компаньон по предыдущему бизнесу), что построю компанию, не имея на старте денег.

Не могу назвать себя супер-успешным в финансовом плане, но со мной работает моя команда, реализую собственный сценарий жизни и занимаюсь делом, которое нравится.

Меня можно назвать ошибкой выжившего, потому что оступился везде, где мог. Выехал только за счет воли и отсутствия иного варианта. А потому мой опыт и те рекомендации, которые дам, имеют ценность.

-2

Какие у вас есть варианты?

На самом деле их много. Самая (на мой взгляд) правильная модель без собственных вложений — продюсирование. Это когда вы придумываете бизнес-модель, находите под неё производство, управленческую команду и инвестиции.

Навык переговоров и организаторские способности — ключевой капитал, который вам нужно наработать, независимо от того, как вы начнете своё дело
Навык переговоров и организаторские способности — ключевой капитал, который вам нужно наработать, независимо от того, как вы начнете своё дело

Но такая игра требует соответствующих опыта, репутации, стиля мышления, окружения и даже таланта. А раз вы читаете эту статью, то не факт, что всё перечисленное имеется.

Тогда варианты следующие:

  1. Ремесленник — продаете то, что умеете делать сами. Это сложно назвать бизнесом, скорее, работа на себя. Но может стать хорошим стартом. Например, в свое время я поспособствовал, чтобы мой друг уволился из Тойоты и открыл свою мастерскую. Он отличный мастер и к нему сразу выстроилась очередь. Сумел заработать, построить дом, вырастить троих дочерей. Но компанию не создал. Моя мама перестала шить сама, собрала команду и руководит процессом. Тут каждый выбирает сам.
  2. Продаван — вы находите тех, кто что-то умеет, создаете на их основе свой продукт и продаете (как это делать, скажу ниже).
  3. Ремесленник и продаван — что-то умеете вы, что-то команда. Это собирается в продукт и продается. Так сделал я (относительно своей студии маркетинговой упаковки).
-4

Все три варианта — это сложный путь проб и ошибок, репутационные риски, подъемы и падения. Да, может повезти и попрет сразу. Но, скорее всего, нужно быть готовым к препятствиям и главные из них в голове. Когда вы пройдете определенную дистанцию (у каждого своя) вам могут открыться новые видение, возможности и ресурсы.

Не рекомендую начинать торговый бизнес в B2B, если есть неуверенность в том, что сумеете организовать учет на ОСН (с НДС). Это то, на чем я прогорал 2 раза при наличии клиентов и репутации. Несвоевременно поданные декларации и т.п. грозят блокировками счетов и, как следствие, кассовыми разрывами, которые можно и не преодолеть. В общем, если документооборот не ваша сильная сторона, сюда лучше не смотреть.

Какие могут быть ситуации?

Идеальная ситуация, когда у вас есть работа, она занимает свои стандартные 8 часов в день, а остаток времени вы можете посвятить организации собственного дела.

Бывает ситуация хуже, когда вы не можете устроиться на работу, денег при этом уже нет и надо что-то делать. Это был мой случай. После неудачного бизнеса с инвесторами на мне висела фирма с долгами, моя кандидатура при попытке трудоустройства в компании не проходила фильтр службы безопасности, плюс давление кредиторов со всех сторон.

Первая ситуация лучше, но технология запуска/перезапуска бизнеса одна и та же везде. Разница в режиме реализации — спокойный и последовательный или невротический, когда нервы на пределе, и ты хватаешься за любую соломинку, чтобы просто выжить и были деньги хотя бы на еду (что иногда оказывалось проблематичным из-за заблокированных карт и счетов).

Технология

Здесь я представлю уже скорректированный алгоритм действий, чтобы вы не повторили моих ошибок, а спокойно и планомерно пришли к своей мечте.

Шаг 1. Понять проблему, которую будете решать.

Допустим, вы задумались о бренде одежды для женщин. Вариант формулировки — уверенность в своём образе и качество коммуникации с окружающим миром (близкими, сотрудниками, партнерами и т.п.).

Думайте не об одежде, которую будете производить, а о тех, кто её будет носить
Думайте не об одежде, которую будете производить, а о тех, кто её будет носить

Ваш фокус внимания должен быть на проблеме, а не на продукте. Конечно, создавая бренд одежды, нужно сделать лучший продукт для своего покупателя. Но "лучший" — это не то, как вы сделали, а то, как вас оценили*.

Поэтому крайне необходимо понять, проблему какого клиента вы будете решать, что является для него/неё ценным и как вы можете на это ответить.

Это будет начальной версией вашей бизнес-модели. Но пока до полноценной БМ еще далеко.

* Для сельского жителя с небольшой зарплатой Мерседес безусловно желанная машина, но лучшим решением в его ситуации станет покупка старых Жигулей, потому что именно это авто решает проблему перемещения по деревне и окрестностям при относительно дешевой стоимости и эксплуатации.

Шаг 2. Создать MVP.

Вам нужно выйти на рынок с каким-то предложением — продуктом, который решает задачу клиента. Речь идет о минимальной работоспособной версии продукта.

Если это что-то, что вы можете делать своими руками, и оно стоит недорого, то произведите. Если требуется организовать команду, то получите предварительные договоренности со специалистами.

Если нет ресурса, не стоит создавать идеальный продукт. Для начала Вам нужно выйти к клиенту с предметным разговором, услышать его хотелки, возражения и ожидания, а потом доработать предложение и/или сам продукт.

Многие сливаются, получив множество отказов от аудитории, посчитав своё начинание неудачным и ненужным. Помогая своей маме из швеи стать владелицей собственного салона, у меня не было понимания ни производства штор, ни продаж. Продавая, как коммивояжер, я истоптал несколько пар обуви. прежде, чем получить первый заказ. Мама не умела шить ламбрекены, нашел технологию, научилась. Потом искали поставщиков тканей и т.п. Первый год было очень тяжело.

Шаг 3. Собрать аудиторию.

Если ваш бизнес подразумевает небольшое количество клиентов и продаж, то нужно провести переговоры (придя с предложением) и услышать людей.

Если (как в случае с одеждой) вам нужна большая аудитория, то её можно собрать в соцсетях, где есть рекомендательные алгоритмы (т.е. платформа сама продвигает интересный контент).

Создайте каналы в Дзен, Youtube и других соцсетях и посвятите их ключевой проблеме своей аудитории — как стать уверенной в себе женщиной. Когда выйдете на охваты, можно переходить к следующему этапу.

Лайфхак. Чтобы понять, что эта аудитория будет что-то покупать, начните ей предлагать продукты конкурентов (по реферальным ссылкам). Если будут продажи, значит, история живая и имеет место быть.
Вы можете вести блог из дома, с улици, из кафе. У вас уже есть телефон, докупите петличку. Пишите сценарии и снимайте.
Вы можете вести блог из дома, с улици, из кафе. У вас уже есть телефон, докупите петличку. Пишите сценарии и снимайте.

Шаг 4. Запуск бизнеса.

Да, сам бизнес (регистрация, организация производственного процесса) создается, когда вы прошли предыдущие этапы.

И здесь ваши варианты:

  1. Упаковать сайт, соцсети, инструменты отдела продаж на минималках (используя полу-бесплатные сервисы), выстроить процессы и двигаться самому.
  2. Привлечь партнеров и/или инвесторов. Когда у вас будет живая аудитория будущих покупателей в соцсетях, поверьте, финансирование найти будет проще.
  3. Если сумели привлечь аудиторию, то можете, в принципе, развиваться, как блогер, иногда продавая людям свой мерч.
Производство продукта — это далеко не первый шаг
Производство продукта — это далеко не первый шаг

Шаг 5. Коррекция.

Ошибка, которую допускают многие, особенно, если запуск был успешным — ничего не менять. Между тем вашему бизнесу нужно постоянно совершенствовать менеджмент, маркетинг, продажи и сам продукт.

Часто привожу в пример павлопосадские платки. Классный продукт с легендой. Но он относится к моде — сегодня актуально, а завтра нет. И ошибка компании в том, что она не меняется в части маркетинга, ни в части бизнес-модели. Как итог, по-настоящему модным брендом и богатой компанией, которая будоражит умы и волнует сердца, они не стали. Хотя база для этого есть.

Вообще, в малом и среднем бизнесе очень плохо приживается культура постоянных изменений. Там, где с разумным новаторством все ОК, есть рост и переход в крупный бизнес.

Вы не сделаете со старта идеальную компанию, но можете вложить в неё логику, которая поможет развиваться системно и быстрее
Вы не сделаете со старта идеальную компанию, но можете вложить в неё логику, которая поможет развиваться системно и быстрее

В заключение

Конечно, представленная логика не единственная. Вообще, теме открытия бизнеса с нуля и без денег нужно посвятить целую книгу, а не отдельную статью.

Между тем, следование описанным рекомендациям повышает шансы на успех. Скажу так, что перечислил и помогло мне остаться в деле, несмотря на все совершенные ошибки. Оглядываясь назад, благодарю себя, что всё это прошел, а иногда есть толика сожаления, что не знал всего этого раньше, буксовал и проявлял гордыню, отказываясь видеть и слышать.

Кстати, бизнесы, который начинал без денег, живы, а те, что с инвестициями — нет. Это пример того, что утверждение о необходимости стартового капитала (в виде денег или иных материальных ценностей) неоднозначно и неистинно.

И у меня есть к вам подарок — гайд по маркетингу бренда, который вы можете получить бесплатно по этой ссылке.

А еще готовлю базовый курс по маркетингу для малого и среднего бизнеса. Это ценный и мега-доступный продукт. Не пропустите анонс. Подписывайтесь!

P.S.

В этом видео на примере ниши нижнего белья представлена логика создания бренда, посмотрите:

Почитайте: