Мужчины, у которых не было хороших бизоньих лошадей, просили обученных скакунов у богатых родственников или вождей бэндов. Волчье Перышко, блад, владел несколькими бизоньими лошадьми. Если бедный человек просил его одолжить ему лошадь для охоты, он говорил ему: «Возьми эту пеструю [указывая на конкретную лошадь в своем табуне] и еще одну лошадь под мясо, если тебе нужно». В знак благодарности, бедняк, если он был щедр, давал Волчьему Перышку много превосходного мяса.
Если же человек был жаден и не предлагал мяса в качестве благодарности, Волчье Перышко больше не одалживал ему лошадь. В случае, если одолживший лошадь не смог уберечь ее во время охоты, но был известен как надежный и порядочный человек, Волчье Перышко говорил ему: «Тебе нечего стыдиться. Это был несчастный случай. Юноша, твое тело стоит больше, чем эта лошадь. Давай не будем обижаться друг на друга». Но если это был безответственным человеком, Волчье Перышко заставлял его возместить ему потерянную лошадь.
Бедные семьи, в которых не было здорового охотника или которые не могли одолжить лошадей для охоты на бизонов, были вынуждены полагаться на милосердие богатых соплеменников. Когда охота происходила недалеко от лагеря, некоторые бедные люди брали своих собак или тощих лошадей и отправлялись к месту разделки бизонов. Там они обычно могли найти успешных охотников, которые давали им мясо.
Однажды парочка стариков вышла из лагеря в надежде получить немного мяса от охотников. Они заметили молодого человека, лежащего рядом с еще живым бизоном. Старики плеснули ему водой в лицо, но он не шевельнулся. Подумав, что юноша мертв, они отправились обратно в лагерь, чтобы рассказать об этом остальным. Немного отойдя, старики обернулись и увидели, что молодой человек встал и добивает животное. Когда он вернулся в лагерь, старики рассказали ему, как они вернули его к жизни. Юноша, скрипя зубами, неохотно дал им несколько лучших кусков мяса. Другие люди из лагеря утверждали, что молодой человек притворился мертвым, чтобы не давать мясо старикам. С тех пор его стали звать Притворившийся Мертвым Рядом С Бизоном. Черноногие презирали скупердяев. Летом, когда все бэнды племени собирались перед Танцем Солнца, главенствующий вождь через своего глашатая объявлял о вступлении в силу правил охоты. Все индейцы прекрасно понимали, что любой, кто попытается самостоятельно убить бизона до организации племенной охоты, будет сурово наказан членами мужских сообществ, выбранных для охраны порядка в лагере. У каждого, кого ловили на том, что он беспокоил стада бизонов, от которых зависело существование всего лагеря, племенная полиция отбирала мясо, ломала оружие, рвала одежду и, возможно, уничтожала снаряжение для верховой езды.
John C. Ewers, ''The Horse in Blackfoot Indian Culture,'' B.A.E. Bulletin 159, 15366.
Среди бэндов, хорошо обеспеченных лошадьми, традиционный зимний метод охоты на бизонов, заключавшийся в использовании загонов или высоких утесов, уходил в прошлое.
Последний раз пиеганы загоняли бизонов в 1850-х годах. Особенности этого события вспоминали некоторые из моих пожилых информантов в 1940-х годах.
Бэнд пиеган под названием Никогда Не Смеются разбил лагерь на реке Тетон в нескольких милях к северу от нынешнего города Чото, штат Монтана. Их вождь объявил: «Мы собираемся согнать бизонов с обрыва». Они построили загон под обрывом и на склоне над ловушкой нагромоздили камни в форме буквы V. Затем выбрали человека, который должен был заманить бизонов к ловушке. Но каждый раз, когда бизоны оказывались между рядами камней, они вырывались, не достигнув края обрыва. После того как это произошло три раза, Много Хвостовых Перьев, молодой человек из этого бэнда, рассердился. В ту ночь он сжег загон.
Этой же ночью из лагеря выступил военный отряд. Много Хвостовых Перьев последовал за ним. Когда он догнал воинов, вождь сказал ему: «Возвращайся домой. Все против тебя, потому что ты сжег загон».
Много Хвостовых Перьев повернул к Харм-Хилл, холму, возвышавшемуся над рекой Тетон. В ту ночь он спал на вершине холма, ожидая видения. Но сон не приходил к нему. Вторую ночь он провел там же. Когда Много Хвостовых Перьев наконец-то уснул, он увидел двух мальчиков, идущих к нему.
Они спросили: «Ты тот человек, который спас всех женщин и детей?».
Он ответил: «Да». Когда мальчики уходили, Много Хвостовых Перьев увидел, как они превратились в бизонов.
На третью ночь Много Хвостовых Перьев увидел во сне группу людей — мужчин, женщин и детей. Они танцевали, приближаясь к нему. Их вождь был в красивом красном военном головном уборе. Когда он подошел ближе, вождь спросил: «Ты тот человек, который спас всех бизонов, уничтожив загон?».
Много Хвостовых Перьев ответил: «Да».
Тогда вождь сказал: «Мы — бизоны. Мы благодарим тебя за то, что ты спас всех наших мужчин, женщин и детей. Я дарю тебе свой красный военный головной убор». Прежде чем исчезнуть, люди превратились в бизонов. Два старых паршивых быка, бежавшие позади остальных, обернулись и передали Много Хвостовым Перьям свою силу.
После того как Много Хвостовых Перьев вернулся в лагерь, он приступил к сбору необходимого для изготовления убора, подаренного ему во сне. Это был прямой убор с перьями из орлиного хвоста, украшенный белыми подвесками из шкурок ласки, красной фланелью и латунными гвоздиками. Он выглядел так красиво, что все мужчины захотели себе такой же, но Много Хвостовых Перьев оставил головной убор себе. Он носил его во многих успешных военных походах.
Несомненно, интерес пиеган к происхождению этого священного красного военного головного убора помог сохранить историю о последнем загоне бизонов их племени.
Ewers, "The Last Bison Drives of the Blackfoot Indians," Journal Washington Academy оf Sciences, Vol. XXXIX, No. 11 (1949), 35860.
Северные бэнды черноногих, более бедные лошадьми, чем пиеганы, продолжали использовать традиционный загон для бизонов до начала 1870-х годов.
Отказавшись от загона, пиеганы охотились на бизонов верхом на лошадях зимой, когда земля была относительно свободна от снега. Для погони за бизонами по твердой замерзшей земле предпочитали использовать лошадей с широкой спиной, крепкого сложения и зрелого возраста. Эти зимние охотничьи лошади должны были быть животными, которых не пугали сильные холодные зимние порывы ветра, потому что охотник всегда приближался к добыче против ветра. В зимний сезон небольшие охотничьи группы, состоящие из нескольких мужчин и одной или нескольких женщин, готовивших для них еду, совершали короткие вылазки, во время которых они находили и убивали столько бизонов, сколько могли доставить в лагерь своего бэнда.
Когда снег был глубоким, а мясо было в дефиците, охотники возвращались к методу преследования бизонов пешком, который, вероятно, практиковался их доисторическими предками задолго до того, как эти племена обзавелись лошадьми. Но, в отличии от своих предков, эти охотники использовали огнестрельное оружие, а также луки и стрелы. Когда бизонов было много, черноногие охотились на других копытных млекопитающих в основном ради их шкур и рогов. В зарослях вдоль долин ручьев пешие охотники терпеливо выслеживали оленей, антилоп и вапити. Они предпочитали бесшумные стрелы шумным ружьям, которые могли бы спугнуть дичь, если бы они промахнулись с первого выстрела. Тогда бигхорны, или горные бараны, обитали в пустошах реки Сан к востоку от Скалистых гор. Индейские охотники окружали их и загоняли в узкие ущелья, где стреляли в них из ружей или луков. Мужчины поджидали горных козлов, когда те проходили по хорошо обозначенным тропам. Шкуры бигхорнов и антилоп ценились за то, что из них можно было изготовить красивую одежду. Из рогов бигхорнов и горных козлов делали ложки и черпаки. Рога вапити использовались для изготовления боевых дубин, рукояток кнутов, а также луков и седел для вьючных животных.
Молодые любители приключений охотились на гризли ради его когтей, которые они с гордостью носили в виде ожерелий. Однако большинство черноногих боялись этого опасного зверя и избегали встречи с ним. Они считали его священным животным, обладающим большой сверхъестественной и физической силой.