Может ли предмет быть одновременно круглым и овальным? Звучит странно, да? А Достоевский пишет, что может. Что это – ошибка великого писателя (лирики не разбираются в математике) или «художник так видит», или ещё что-то? Давайте разбираться вместе.
Мы привыкли к четким определениям: круг – это множество точек, равноудалённых от центра, а овал – это замкнутая вытянутая геометрическая фигура, обладающая правильной формой, напоминающая очертания яйца. Но вот в литературе и жизни всё не так однозначно. И сегодня мы рассмотрим интересный случай, в котором переплелись математика, столы 19 века, Фёдор Михайлович Достоевский и его знаменитый «мебельный ляп».
В чём суть «ляпа» Достоевского?
История началась с того, что писатель Сергей Довлатов подметил любопытную деталь – в романе «Преступление и наказание» Федора Михайловича Достоевского, что был написан в далеком 1865 году, встречается фраза:
«Мебель, вся очень старая и из желтого дерева, состояла из дивана с огромною выгнутою деревянною спинкой, круглого стола овальной формы перед диваном, туалета с зеркальцем в простенке…»
Критики тут же восприняли это как пример «авторской глухоты» – ошибки в тексте, которую будто бы не заметил сам автор. Мол, как можно назвать стол одновременно и круглым, и овальным?
Насколько «мебельный ляп» Достоевского – ошибка: 3 версии
Чтобы понять, насколько это «ошибка», давайте разберём основные 3 версии.
Версия первая. Если мы посмотрим на стол сверху, он может быть идеально круглым. Но стоит нам изменить угол зрения, и форма визуально меняется. Человеческий глаз легко может принять круг за овал, если смотреть сбоку.
Но… в книге нигде не сказано, что Раскольников смотрел на стол сбоку. Поэтому эта версия, если и не отпадает, то точно не может быть главной или основной.
Версия вторая. В XIX веке уже существовали круглые столы, которые после нехитрых манипуляций становились овальными, и Родион, зайдя в комнату старухи увидел именно такой.
Многие круглые столы тогда (да и сейчас) были раздвижными: их можно было увеличить, вставив дополнительные секции, и форма действительно становилась овальной. Поэтому в мебельных магазинах встречались таблички «Круглый (овальный) стол» – и в этом не было ни капли абсурда.
Так что вполне возможно, что Федор Михайлович, мог запросто «взять» это описание стола из мебельного салона. Но… это доподлинно неизвестно и поэтому тоже остается в рамках «версии».
Версия третья. Многие свои рассказы Достоевский писал в спешке и мог нечаянно допустить оплошность с геометрической формой стола. Ведь не секрет, что он издавался в журналах и писал буквально на коленке. Иногда отдавая в печать очередную главу, он даже не знал, чем закончится его роман.
Но… когда писатель принес свои работы для печати, то редактор указал на эту фразу, на что Достоевский (после некоторого раздумья) ответил: «Пусть остается так».
Так что, вполне возможно, что писатель действительно изначально ошибся, написав «круглый стол овальной формы», но потом эта фраза ему понравилась, и он её оставил.
Вместо заключения
Вот так стол подставил великого русского писателя. И этот мебельный «ляп» Достоевского до сих пор не дает многим покоя, хотя прошло уже 160 лет! А возможно вопрос: «Стол круглый или овальный?» просто не имеет однозначного ответа, потому что – художник так видит!
А вот ещё 5 интересных статей про фигуры:
А если бы Вы были редактором Достоевского, Вы бы настояли на том, что это глупость и лучше её исправить, ведь круглый стол не может быть овальным по своей сути?
Благодарю, что дочитали до конца. Лайк – лучшее спасибо мне!