На примере этих трех фильмов поговорим про манипулятивное чувство, известное как "испанский стыд" (или на современный лад "кринж"), и про то, как работают проекции.
"Испанский стыд" – фразеологизм, который служит для обозначения весьма противоестественного чувства, когда стыдно за другого. Чувство неловкости за действия другого человека иногда называют эмпатическим или замещающим смущением. Одни связывают это явление с эмпатией, способностью понимать чувства другого, сопереживать. Другие же видят в этом защитные механизмы, в том числе проекции. Я явно из второго лагеря (так что те, кто считает меня "циничным плохим психологом" могут в очередной раз поликовать и пообвинять в "отсутствии эмпатичности").
Сразу отмечу, что это чувство для меня нетипично. Ну да, я же не эмпатичная (по мнению "знатоков психологии"). В принципе люди с выстроенными границами, с четко разделенной ответственностью и отсутствием склонности к созависимости "испанский стыд", как правило, не испытывают. Они не испытывают чувств "за другого", не решают "за другого", не додумывают "за другого". Они достаточно уважают других, чтобы оставить им их чувства, их решения и их ответственность.
Но "как правило" это не "всегда". Исключения бывают, хотя бы потому, что у каждого найдется что-то, что может триггернуть и запустить защитные механизмы. За последние лет пять-шесть несколько фильмов таки вызвали у меня ощущение кринжовости, так что захотелось разобраться и понять, зачем и почему.
"Последний охотник на ведьм" (реж. Брек Айснер, 2015 год)
Что скрывать, Вин Дизель мне дюже нравится. Лысый такой, брутальный... И как актер определенного амплуа он мне тоже по вкусу. Нравится мне и Лесли Роуз, которая составила Дизелю компанию в фильме (мне не может не нравится женщина, покорившая Джона Сноу).
И вот я решила посмотреть фильм "Последний охотник на ведьм"... Критики восприняли фильм негативно, зрители в среднем поставили скромную "шестерочку". Я бы тоже больше не поставила. Пока смотрела, задавалась лишь двумя вопросами: 1) Это вообще что? Сказка не сказка, фэнтези не фэнтези... Для сказки угрюмо, для боевика – смешно. 2) Зачем Вин Дизель в это ввязался? С его послужным списком и репутацией... Не знаю причин этого решения, но выглядело так, словно Дизеля случайно пришили куда-то не туда, и он теперь там болтается от скуки, не собираясь воспринимать происходящее всерьез.
"Круиз по джунглям" (реж. Жауме Кольет-Серра, 2021 год)
Звездами фильма стали Дуэйн Джонсон ("Скала") и Эмили Блант. Ни он, ни она мне не нравятся, но их опыт, талант и успехи в кинокарьере игнорировать сложно. Несмотря на кассовый провал, фильм был оценен зрителями и критика неплохо. Вероятно, спасло его то, что даже при плохом качестве он смог стать "веселым приключением для семейного просмотра". Такого недоумения, как "Последний охотник на ведьм" он не вызывает... Ну, или вызывает только у меня?
Джонсон и Блант актеры именитые, возможно, просто захотели расслабиться и подурачиться? На серьезность фильм даже не претендует, поэтому такое объяснение выглядит как минимум правдоподобно. Но всё же... Смотреть на шалости и комичные ужимки этой пары (мне) было неловко.
"Сладкий ноябрь" (реж Пэт О'Коннор, 2001 год).
Киану Ривз у меня вызывает исключительно уважительное отношение, равно как и Шарлиз Терон. Тем не менее, очевидно, что в данном случае я не придираюсь к фильму и актерам, ведь фильм был номинирован на "Золотую малину" по крайней мере в трех категориях – худший ремейк, худший актер, худшая актриса.
"Химии" между героями не произошло, пара не состоялась, а Терон как будто бы пыталась сыграть то, что для нее нехарактерно от слова совсем. И даже серьезность темы и трагичность судьбы героини это не перевешивают.
Как работают проекции?
Обычно, если фильм мне не нравится, а причин смотреть нет, я и не смотрю. Но эти зачем-то и почему-то досмотрела до конца. Досмотрела, несмотря на чувство неловкости, того самого "испанского стыда".
Человек, далекий от психологии, на моем месте просто бы отмахнулся: ну да, в карьере многих актеров бывают неудачи. Недотянули, не справились, оплошали, что с того? Но я, как человек, который живет и дышит психологией уже 16 лет, отмахнуться не смогла и, главное, не захотела. Если что-то не нравится, если что-то вызывает желание покритиковать или пробуждает манипулятивные эмоции, можно ведь не сомневаться: это не про фильм и не про актеров, это про самого человека, которому "неловко", который находит нечто "кринжовым".
Именно так работает психологический защитный механизм "Проекции": когда что-то не нравится в себе, психика старается вытолкнуть это во внешний мир, приписать кому-то другому.
Признавать свои проекции надо уметь и хотеть, потому как чаще всего они вызывают вторичную защитную реакцию: нет, это точно не про меня. Что я такого могла увидеть в фильме, что было бы про меня? Я не актриса, в фильмах не снимаюсь, как я могу себя за это критиковать?
Говоря о проекциях, важно уловить не форму, а суть. Относительно упомянутых фильмов я задалась вопросом: что общего между ними в моем восприятии?
Все актеры, задействованные в главных ролях, мне симпатичны. Я считаю их профессионалами, признаю их заслуги, их труд, их талант. Что не так-то? Мне показалось, что они не просто плохо сыграли или оказались в неудачном проекте, а сыграли то и так, что и как им не по статусу, не по уровню. И вот при такой формулировке уже можно и в проекциях покопаться.
Возможно, в тот период жизни, когда я посмотрела эти фильмы, я сама чувствовала, что берусь за что-то, что не соответствует моему профессиональному или экспертному уровню, или же позволяла себе относиться к каким-то проектам несерьезно, и осуждала себя за это. Но больше похоже на то, что, напротив, были излишне серьезна и не разрешала себе относиться ко многим вещам легко и с юмором.
Когда что-то не нравится, можно просто отвернуться. А можно покопаться. На мой взгляд, последнее гораздо интереснее, да и пользу может принести, ведь то, что откопал, можно изменить. Судя по тому, что теперь эти фильмы меня не триггерят (хотя по-прежнему не нравятся, но эмоций не вызывают), что-то определенно изменилось.
О чем может рассказать "испанский стыд" в повседневной жизни?
Я принципиально не согласна с теми, кто видит в кринже проявление эмпатии. Обычно тот человек, за которого стыдно, сам-то не стыдится. Ему нормально. Он не испытывает это чувство, а потому это чувство нельзя с ним разделить, его нельзя прочувствовать, нельзя его "узнать", отзеркалить, отразить. Здесь просто нечему сопереживать. Тот, кому стыдно, видит в ситуации что-то своё, не случайно это чувство называют замещающим смущением.
Теория проекций здесь, на мой взгляд, уместнее. Она говорит о том, почему это чувство вообще возникает. Итак, если кто-то часто испытывает "испанский стыд", он, возможно:
- имеет слабые или плохо выстроенные личные границы, а потому принимает на себя "чужое";
- имеет склонность к созависимым манипулятивным отношениям и повышенному контролю;
- не умеет разделять ответственность, всегда готов поспасать, взять на себя чужую ответственность или же может проявлять гиперответственность;
- зависит от мнения окружающих, боится осуждения и критики.
P.S. Иногда, если что-то не нравится, этому стоит дать шанс. Именно так у меня получилось с другими тремя фильмами: