Рассказ об английском огнеметном танке Churchill VII Crocodile, находящемся в Техническом центре парка "Патриот"
Основная часть танковых музеев старой закалки создавалась на базе матчасти либо полигонов, либо учебных частей. Туда постепенно сплавляли, можно сказать, неликвид, который образовывался по мере освобождения профильных заведений от ненужной, либо устаревшей матчасти. В этом смысле танковый музей в Кубинке, который ныне входит в состав парка "Патриот", не являлся исключением из правил. Его основу составляет техника, изначально попавшая на местный полигон. Что-то сюда прибыло как трофей, что-то по своей воле.
Ныне основная масса зарубежной техники времен Второй мировой войны переместилась в Музейную площадку парка "Патриот". Тем не менее, в Техническом центре остались весьма интересные образцы зарубежной техники, в том числе и те, что воевали во время Второй мировой войны. Больше всего представлено английской бронетехники того периода. Не все они воевали, часть прибыло на пробу. В том числе пехотный танк Churchill VII Crocodile, проходивший испытания на НИБТ Полигоне в 1945 году.
Из всех пехотных танков Churchill оказался самым долгоиграющим. Обычно про него любят рассказывать всякое нехорошее, но это не объясняет одного простого факта. Почему танк, который так ругали, умудрился продержаться в серийном производстве так долго. Кроме того, Churchill продолжал активно воевать после мая 1943 года, когда англичане убрали из первой линии Matilda и Valentine. Они, конечно, иногда появлялись на первой линии и после этой даты, но скорее как исключение. А вот Churchill только набирал популярность в войсках, достигнув ее пика в 1944 году.
Причины лежали на поверхности. Из всех крупносерийных пехотных танков Churchill оказался наиболее перспективным с точки зрения развития, а также характеристик броневой защиты. Для Matilda максимальной толщиной брони была отметка в 75 мм, у Valentine она оказалась еще ниже - 60 мм. Churchill же, более крупный и позволявший дальше развивать конструкцию, позволил поднять толщину лобовой брони до впечатляющих 152 мм. Это, правда, нивелировалось вертикальной установкой броневых листов, но тут уже вопросы к тем, кто прорабатывал концепцию данного танка.
Ближе всего Churchill был к советским тяжелым танкам семейства КВ. Уступая им конструктивно, он выигрывал по другим параметрам. Разница в подвижности, как показала практика, оказалась незначительной, особенно что касается средней скорости движения. А вот дальше начинались интересные моменты. Во-первых, английский пехотный танк получился КВ-1 и КВ-1с. Во-вторых, несколько примитивно выглядевшая ходовая часть лучше работала в условиях бездорожья, кроме того, Churchill мог залезать на более крутые подъемы. В-третьих, вооружение у него оказалось несколько лучше.
Вершиной развития данного танка стала версия A22F, именовавшаяся как Heavy Churchill. Позже он стала обозначаться как Churchill VII. Данный танк получил полностью сварной корпус, что повысило его стойкость. Одним только переходом на сварку дело не ограничилось: толщина лобовой части выросла до 152 мм. Дабы не слишком поднимать боевую массу, центральный лобовой лист усилили до 140 мм, но при этом он стоял под наклоном. Толщина бортов корпуса выросла до 95 мм. Также переделке подверглись установка курсового пулемета, смотровой лючок механика-водителя и эвакуационные люки в бортах корпуса. Изменилась и конструкция башни.
Дебютировал данный танк 6 июня 1944 года в Нормандии. Естественно, к тому моменту он порядком устарел, вместе с тем, иных тяжелых танков ни у англичан, ни у американцев не имелось. Помимо всего прочего, Churchill оказался удачной платформой для различных инженерных боевых машин. В случае с Churchill VII наиболее массовой и востребованной версией стал Churchill VII Crocodile. Примерно половина A22F (около 800 штук) оказалась огнеметной. При переделке в Crocodile несколько изменялись регистрационные номера. В конце номера появлялась буква K, что означала, что это огнеметный танк.
Естественно, к концу Второй мировой войны Churchill VII в с чистом виде советских военных не особо интересовал. У нас уже имелись тяжелые танки, которые значительно ушли вперед по всем параметрам. А вот огнеметный Churchill VII Crocodile выглядел интересно. Особенно с точки зрения того, как именно была реализована концепция огнеметного вооружения. Нельзя сказать, что "химприцепки" выглядели как нечто новое, их пробовали в разных странах, включая Советский Союз. Но именно англичане довели идею до совершенства.
Для начала, сама по себе концепция огнеметного оборудования PWD (Petroleum Warfare Department) подкупала возможностью быстрой конверсии танка. То есть Churchill VII Crocodile не строился специально, в него переделывался обычный Churchill VII. При необходимости можно было "откатить" его к базовой версии, то есть к линейному танку. Не менее важным моментом было то, что внутри танка не располагалось огнесмеси и другого опасного для экипажа оборудования. Тем самым повышалась безопасность.
Огнесмесь и баллоны со сжатым воздухом Churchill VII Crocodile размещались внутри специально разработанного прицепа. Соединялся прицеп с трубопроводной системой огнемета при помощи специального шарнирного устройства. Прицеп сделали полностью защищенным: он имел толщину брони 12 мм по периметру, благодаря чему не поражался огнем стрелкового оружия. Благодаря ему обеспечивалась довольно высокая степень свободы передвижения прицепа за танком. Впрочем, на испытаниях в СССР быстро выяснилось, что прицеп сильно мешает при езде задним ходом.
Боевая масса прицепа составила около 6 тонн. Внутри него разметили 2400 литров огнесмеси, а также 5 баллонов со сжатым азотом. Перезарядка баллонов могла осуществляться прямо во время боя, для чего в задней части прицепа имелся люк. Также создатели прицепа лишний раз подумали о безопасности: огнеметчик мог отсоединить прицеп, при помощи пиропатронов, прямо со своего рабочего места. После расцепки требовалось лишь продуть трубопровод, и танк полностью освобождался от остатков огнесмеси.
Естественно, у данной системы имелись недостатки, но плюсов, с точки зрения английских военных, было больше. Помимо уже упомянутой возможности быстро переделывать линейный танк в огнеметный, Churchill VII Crocodile отличался рекордной дальностью пуска огнесмеси. Испытания в Англии показали, что максимальная дистанция огнеметания, при попутном ветре, составила 140 метров. Советские испытания показали несколько меньшие данные. Эффективная дальность огнеметания составила 100 метров, а максимальная – 120 метров. Ширина поражаемого участка составила 8 метров. Дело было не только в оборудовании, но и составе огнесмеси.
К моменту, когда советская сторона заинтересовалась Churchill VII Crocodile, сама по себе концепция поставок зарубежной техники изменилась. Вплоть до 1943 года новые образцы английской, американской и канадской бронетехники сразу шли в СССР, а уже потом производились их испытания. Со второй половины 1943 года концепция стала другой. Сначала присылалось несколько образцов танков или САУ на испытания, и уже дальше принималось решение, оправлять основную партию, или нет.
Такой подход позволил избежать массовых поставок техники, которая уже не соответствовала требованиям Красной Армии. Именно это произошло с английскими огнеметными танками. Всего их весной 1945 года прислали 3 штуки - T.252466/K, T.252468/K и T.252469/K. На НИБТ Полигоне испытывался танк с регистрационным номером T.252469/K. Испытателями Churchill VII Crocodile был признан неудачным. Им не понравилась как шасси Churchill VII, так и идея с прицепом. Даже развитая система с шарниром всё равно мешала на определенных режимах езды, а самая большая проблема возникала при движении назад. Кроме того, наличие прицепа существенно увеличивал радиус поворота и исключало поворот танка вокруг своей оси.
Из трех образцов, присланных в СССР, сохранился один, с регистрационным номером T.252468/K. Данный танк был изготовлен в феврале 1945 года, это типовой Churchill VII Crocodile, не отличающийся от аналогичных боевых машин, которые воевали с лета 1944 года. За годы, что он стоял сначала под открытым небом, а затем в музее, оказались утрачены некоторые детали обвеса и оптики. Вместе с тем, большинство его зарубежных собратьев выглядит, с точки зрения оригинальности, не лучше.
Собственно говоря, общее техническое состояние танка очень неплохое. Самым главным моментом является то, что данная машина является своеобразной капсулой времени. Танк не проходил реставрацию и не перекрашивался изнутри с момента, как попал в Советский Союз. Да, есть кое-где следы коррозии, но на фоне своих зарубежных собратьев по оригинальности комплектующих данный танк однозначно превосходит зарубежные Churchill VII Crocodile. Они, конечно, могут быть красивыми снаружи, но что там менялось в ходе реставрации и эксплуатации, вопрос отдельный.
Ценность, надо сказать, есть и по другим моментам. Дело в том, что в ходе послевоенной эксплуатации (а Churchill VII Crocodile дожили в английской армии до первой половины 50-х годов) производились некоторые доработки. Особенно это заметно по тем танкам, которые ныне находятся в ходовом состоянии. В Советском Союзе, естественно, они не эксплуатировались, посему сохранились в том виде, как и в 1944-45 годах. Это тоже весьма ценный момент.
Как уже говорилось выше, за то время, что Churchill VII Crocodile находится в Кубинке, он лишился некоторого объема мелочевки. При этом те же крылья, например, остались на месте. С ними, кстати, есть один хитрый момент. Дело в том, что в боевых условиях передние брызговики довольно быстро выходили из строя. Причиной тому является специфичность конструкции танка и его вооружения. При стрельбе из 75-мм пушки Ordnance QF 75 mm Mk.V пороховые газы, вырывавшиеся из дульного тормоза, били по брызговикам. Те, разумеется, от такого напора жили не очень долго.
Довольно долгое время Churchill VII Crocodile и его прицеп в Кубинке стояли отдельно. В ходе реконструкции Технического центра парка "Патриот" и миграции экспонатов появилась возможность поставить танк комплектом, то есть подсоединить прицеп. Также на него нанесли маркировки, которые были у данного танка весной 1945 года, когда он прибыл в Советский Союз. Есть некоторые неточности со шрифтами, но в целом воспроизведено вполне точно.
Другие статьи по танкам семейства Curchill:
Популярно об английском пехотном танке Infantry Tank Mk.IV, он же Churchill
Рассказ об инженерном английском танке Churchill IV AVRE, новинке Музея Техники Вадима Задорожного
Изучение английского огнеметного танка Churchill VII Crocodile в Советском Союзе
Рассказ о пехотном танке Black Prince I (Infantry Tank A43) из коллекции Танкового музея в Бовинтоне