Вы когда-нибудь ловили себя на мысли: почему одна песня пробирает до мурашек, а другая — раздражает? Вроде и стиль похожий, и голос не хуже, но что-то не то.
Иногда кажется, что молодёжь слушает какой-то бесконечный «шум», а мы — настоящую музыку. Но оказывается, дело не только во вкусе.
Учёные нашли закономерности, по которым можно предсказать, станет ли песня хитом. И весь секрет в аккордах.
Музыка как математика эмоций
В 2019 году группа исследователей под руководством Винсента Чунга из Института когнитивных исследований человека и мозга Макса Планка решила разобраться: почему одни песни мы слушаем десятилетиями, а другие забываем через неделю?
Они изучили 745 песен из американского чарта Billboard с 1958 по 1991 год. Без слов, без аранжировок — только аккорды. Почему? Чтобы никакие личные воспоминания и эмоции, связанные с голосом певца или текстом, не отвлекали. Только чистая музыка.
Затем эти аккордовые последовательности воспроизводили испытуемым, лежащим в МРТ-аппаратах. И смотрели, как реагирует мозг.
И что вы думаете? Мозг вспыхивал буквально в тех местах, где происходили удачные музыкальные повороты. Миндалевидное тело, гиппокамп и слуховая кора активизировались тогда, когда аккорды ловко играли на грани между предсказуемым и неожиданным.
Искусство — это смесь ожиданий и сюрпризов
Вы наверняка замечали: нас радуют не просто шутки, а неожиданные повороты. В комедии важно, чтобы герой был узнаваем, но ситуации — новые.
Тот же принцип работает в музыке.
Предсказуемость создаёт комфорт. Неожиданность — восторг.
Учёные сформулировали это так: “Если слушатель уверен, что будет дальше, он радуется, когда угадывает. Если не уверен — ему приятно, когда всё идёт ‘по плану’.”
Получается, удовольствие от музыки возникает из баланса. Слишком простая — скучна. Слишком странная — раздражает. А вот середина — это то, где рождаются суперхиты.
Как создаются суперхиты
Есть два типа слушателей:
- Те, кто любят предсказуемость. Им важно, чтобы всё шло по знакомой траектории.
- И те, кто ищет сюрпризы. Они кайфуют, когда мелодия внезапно уходит в сторону.
И вот задача композитора — угадать, кто перед ним, и сыграть на этих ожиданиях.
Вспомним Виктора Цоя. Его песни до сих пор звучат на кухнях, в наушниках и под гитару у костра. Но ведь мелодии у него несложные. Почему же они работают?
Потому что там как раз есть эта магия баланса. С одной стороны — простота, с другой — неочевидные переходы, интонации, расстановки. Это как домашний борщ: ты знаешь, что в нём будет, но каждый раз вкус немного другой.
А современные хиты? Возьмите любую песню, которая набрала миллионы прослушиваний. Сначала она вроде бы повторяет уже знакомое, а потом — хлоп! — неожиданный бит, голос, аккорд.
Талант музыканта в том, чтобы чувствовать этот ритм предсказуемости и неожиданности.
Что это значит для нас?
Мы часто думаем, что любим песню за её смысл или голос исполнителя. Но по факту наш мозг в первую очередь оценивает структуру. И если она попадает в наши ожидания — мы чувствуем радость, даже если сами того не осознаём.
Вспомните свою любимую песню. Ту, что вы можете слушать по кругу. Что в ней такого? Скорее всего, в ней идеально сложены аккорды. Именно они заставляют мозг вспыхивать.
Не нужно быть музыкальным критиком, чтобы понимать это. Наш организм сам подсказывает:
“Вот это — твоё. А это — мимо.”
Какую песню вы могли бы слушать сто раз подряд и не устать?
Поделитесь в комментариях. Давайте посмотрим вместе, как она укладывается в формулу настоящего хита и не забудьте подписаться.