Мнение о том, или ином произведении не бывает правильным. Кому-то нравится, кому-то нет. Я не встречал человека, прочитавшего роман «Война и мир» от начала до конца. Возможно, мне не везло. Вполне соглашусь с одной читательницей, многое зависит от того, насколько интересно и захватывающе ведется преподавание литературы в школе. Я помню лишь обычные тусклые уроки со штампованными фразами. Так тогда везде преподавали.
Лев Николаевич Толстой «Война и мир». Четвертый том всё испортил, перечеркнул, как мне кажется, весь роман. Прошу любителей Льва Толстого на меня не гневаться. Ведь третьим томом я был очарован, здесь я писал об этом и… вот такой финал. Точнее, финал никакой и ни о чем. Признаюсь, я немного растерялся, неужели я не понял роман? Ан, нет. Критиков романа из числа литературоведов, философов более чем достаточно. Как пелось в одной известной песне «я вам не скажу за всю Одессу», я вам изложу только своё субъективное мнение. Но сначала о хорошем. Безусловно, «Война и мир» великий роман, великого писателя о судьбоносных событиях России. Восхитительно точно подмечена жизнь России в военном лихолетье.
«В Петербурге, в высших кругах, с бòльшим жаром чем когда-нибудь шла сложная борьба партий Румянцева, французов, Марии Феодоровны, цесаревича и других, заглушаемая, как всегда, трубением придворных трутней. Но спокойная, роскошная, озабоченная только призраками, отражениями жизни, петербургская жизнь шла по старому; и из-за хода этой жизни надо было делать большие усилия, чтобы сознавать опасность и то трудное положение, в котором находился русский народ. Те же были выходы, балы, тот же французский театр, те же интересы дворов, те же интересы службы и интриги. Только в самых высших кругах делались усилия для того, чтобы напоминать трудность настоящего положения. Рассказывалось шопотом о том, как противоположно одна другой поступили, в столь трудных обстоятельствах, обе императрицы. Императрица Мария Феодоровна, озабоченная благосостоянием подведомственных ей богоугодных и воспитательных учреждений, сделала распоряжение об отправке всех институтов в Казань, и вещи этих заведений уже были уложены. Императрица же Елизавета Алексеевна на вопрос о том, какие ей угодно сделать распоряжения, с свойственным ей русским патриотизмом, изволила ответить, что о государственных учреждениях она не может делать распоряжений, так как это касается государя; о том же, чтò лично зависит от нее, она изволила сказать, что она последняя выедет из Петербурга.
В то время как Россия была до половины завоевана и жители Москвы бежали в дальние губернии, и ополчение за ополчением поднималось на защиту отечества, невольно представляется нам, не жившим в то время, что все русские люди, от мала до велика, были заняты только тем, чтобы жертвовать собою, спасать отечество или плакать над его погибелью. Рассказы, описания того времени все без исключения говорят только о самопожертвовании, любви к отечеству, отчаяньи, горе и геройстве русских. В действительности же это так не было. Нам кажется это только так потому, что мы видим из прошедшего один общий исторический интерес того времени, и не видим всех тех личных, человеческих интересов, которые были у людей. А между тем в действительности те личные интересы настоящего в такой степени значительнее общих интересов, что из-за них никогда не чувствуется (вовсе не заметен даже) интерес общий. Большая часть людей того времени не обращали никакого внимания на общий ход дел, а руководились только личными интересами настоящего. И эти-то люди были самыми полезными деятелями того времени.
Те же, которые пытались понять общий ход дел и с самопожертвованием и геройством хотели участвовать в нем, были самые бесполезные члены общества; они видели всё навыворот, и всё, чтò они делали для пользы, оказывалось бесполезным вздором, как полки Пьера, Мамонова, грабившие русские деревни, как корпия, щипанная барынями и никогда не доходившая до раненых и т. п. Даже те, которые, любя поумничать и выразить свои чувства, толковали о настоящем положении России, невольно носили в речах своих отпечаток или притворства и лжи, или бесполезного осуждения и злобы на людей, обвиняемых зa то, в чем никто не мог быть виноват. В исторических событиях очевиднее всего запрещение вкушения плода древа познания. Только одна бессознательная деятельность приносит плоды и человек играющий роль в историческом событии никогда не понимает его значения. Ежели он пытается понять его, он поражается бесплодностью.»
Это – очень тонкое наблюдение, которое будто бы срисовано с наших дней. Я каждый день вижу толпы туристов в городе, открыты кафе, рестораны, до определенного времени работают уличные танцевальные площадки. Местный люд уходит в отпуск, летит в Турцию, Таиланд, едет в Европу. Жизнь кипит, местные пляжи заполнены. Утром, перед работой включаешь «Вести -ФМ» и небезызвестный журналист истерически кричит о том, что война идёт, все должны идти на СВО. Что надо отменить отпуска, закрыть увеселительные заведения (оставив, между прочим, тысячи людей без работы, а бюджет без налогов). Что не сегодня – завтра будет обмен ядерными ударами. Это необходимо будет сделать. Почему мы не бомбим Лондон, Берлин? Почему Киев не в руинах? А у меня один вопрос: зачем больного допускают к микрофону? Зачем вот это нагнетание страха неизбежной войны. Ну неужели без этого микрофонного чудака в правительстве и Генеральном штабе не разберутся? Толстой прав, каждый человек должен быть на своём месте, и выполнять свою работу. Жить своей жизнью, в том числе и отдыхать, когда положено. А вот всякие активисты, советчики и помогаторы наносят только вред общему делу.
Читая «Войну и мир», особенно, четвертый том, постоянно чувствовал какое-то поверхностное суждение. Поверхностное суждение о народе в описании солдата Караваева, которого встретил во французском плену Пьер Безухов.
«Физические силы его и поворотливость были таковы первое время плена, что казалось, он не понимал, чтò такое усталость и болезнь. Каждый день утром и вечером он, ложась, говорил — «положи, Господи, камушком, подними калачиком»; поутру, вставая, всегда одинаково пожимая плечами, говорил: «лег свернулся, встал встряхнулся». И действительно, стоило ему лечь, чтобы тотчас же заснуть камнем и стоило встряхнуться, чтобы тотчас же, без секунды промедления, взяться за какое-нибудь дело, как дети, вставши, берутся за игрушки. Он всё умел делать не очень хорошо, но и не дурно. Он пек, варил, шил, строгал, точал сапоги. Он всегда был занят и только по ночам позволял себе разговоры, которые он любил, и песни. Он пел песни, не так, как поют песенники, знающие, что их слушают, но пел как поют птицы, очевидно потому, что звуки эти ему было так же необходимо издавать, как необходимо бывает потянуться или расходиться; и звуки эти всегда бывали тонкие, нежные, почти женские, заунывные, и лицо его при этом бывало очень серьезно.»
Кстати, о Пьере Безухове, как философе, который постоянно погружен в мысли. Прочитав роман, пришел к неутешительному выводу, что умственное хозяйство Безухова не более спичечного коробка. Судите сами. Какой-то старик сходу уговорил его вступить в секту масонской ложи. Остался в завоёванной Москве со смутным желанием убить Наполеона. При подготовке к убийству, вдруг выяснил, что пистолет нельзя пронести скрытно под одеждой из-за его размеров. Попадает в плен, желает быть среди солдат. Его освобождают. Он женится на Наташе Ростовой и становится безнадёжным подкаблучником. Ведет разговоры о создании тайного общества против императора Александра Первого во имя спасения России. Ох уж мне эти спасатели! Да и саму Наташу Ростову, чьим образом все восхищались на первом балу, автор описывает, как располневшую, подурневшую, озлобленную бабу, не следящую за собой. Зато она жёстко держит в кулаке своего мужа Пьера Безухова.
«Наташа не следовала тому золотому правилу, проповедываемому умными людьми, в особенности французами, и состоящему в том, что девушка, выходя замуж, не должна опускаться, не должна бросать свои таланты, должна еще более чем в девушках заниматься своею внешностью, должна прельщать мужа так же, как она прельщала не мужа. Наташа, напротив, бросила сразу все свои очарованья, из которых у ней было одно необычайно сильное — пение. Она оттого и бросила его, что это было сильное очарованье. Наташа не заботилась ни о своих манерах, ни о деликатности речей, ни о том, чтобы показаться своему мужу в самых выгодных позах, ни о своем туалете, ни о том, чтобы не стеснять мужа своего»
Но больше всего меня поразило абсолютное непонимание автором вопросов стратегии и тактики вооруженной борьбы, неумение описывать действия русских и французских войск на поле боя. Например, что мы узнали о Михаиле Илларионовиче Кутузове. Только то, что он был непомерно толстый, слезливый человек, постоянно дремавший на советах?
«Терпение и время, вот мои воины-богатыри!»
Этот принцип Толстой вложил в Кутузова, чуть ли не как единственный. Причины гибели армии Наполеона Толстой тоже описывает своеобразно.
«Быстрое движение русских за французами действовало на русскую армию точно так же разрушительно, как и бегство на французов. Разница была только в том, что русская армия двигалась произвольно, без угрозы погибели, которая висела над французскою армиею, и в том, что отсталые больные у французов — оставались в руках врага, а отсталые русские оставались у себя дома. Главная причина уменьшения армии Наполеона была быстрота движения, и несомненным доказательством тому служит соответственное уменьшение русских войск.»
Но все намного сложнее. Вообще, по мнению многих критиков, произведения Толстого объединяет один лейтмотив «В поисках великой простоты». Это толстовское выражение. Для меня подобный вывод был открытием. Действительно, Лев Толстой все описываемые явления сводил к простым вещам. Анализируя действия армий на поле боя, он приводил в пример поведение овец. Но решение стратегических задач русскими полководцами мне представляется намного сложнее, чем поведение стада овец. Толстой так и не раскрыл причин нападения Наполеона на Российскую Империю, причин поражения французской армии. Всё как-то вышло само собой. По убеждению Льва Толстого, непротивление злу решит все проблемы наилучшим образом. В том числе, враги опрокинутся (любимый термин Толстого), т.е. убегут, откуда пришли.
Четвертый том «Войны и мира», добрая его треть посвящена философским рассуждениям о происхождении исторических событий, их влияния на общество и власть. И опять-таки, все размышления автора сводились к примитивным зарисовкам.
«Когда совершается какое-нибудь событие, люди выражают свои мнения, желания о событии, и так как событие вытекает из совокупного действия многих людей, то одно из выраженных мнений или желаний непременно исполняется, хотя приблизительно. Когда одно из выраженных мнений исполнено, мнение это связывается в нашем уме с событием, как предшествовавшее ему приказание.
Люди тащут бревно. Каждый высказывает свое мнение о том, как и куда тащить. Люди вытаскивают бревно, и оказывается, что это сделано так, как сказал один из них. Он приказал. Вот приказание и власть в своем первобытном виде.»
Насколько актуальны такие рассуждения? Возможно, при коммунистах, когда мы ничего кроме марксистко-ленинской философии не знали, подобные рассуждения имели место быть. Но сейчас, когда нам стали доступны все философские воззрения, великая простота Толстого вызывает большие сомнения.
В одной школе произошел бунт. Школьники подали петицию с просьбой разрешить им не изучать «Войну и мир». Дескать, роман большой, прочесть его надо в сжатые сроки. А тут времени не хватает на подготовку к ЕГЭ. По сути, школьники правы. Разбираться в философских самокопаниях Безухова? А что он совершил героического? В конце концов, а так ли верны воззрения Безухова с позиции наших дней? Нужно не забывать, что роман написан в 19-веке, когда самым интересным для дворян были сплетни. Могут ли они сейчас быть интересны детям? Проникнуться ли дети толстовской примитивисткой философией великой простоты? В недавнем прошлом, большинство детей худо-бедно читало книги. Сейчас, в век социальных сетей и гаджетов, у подавляющего количества детей – клиповое мышление, которое характеризуется непониманием прочитанного. Это – национальная катастрофа. Необходимо срочно возрождать интерес к книге. И в этих условиях мы хотим и дальше насиловать детское сознание многопудовым романом «Война и мир»? Скольких детей он окончательно отвернёт от книг? С подобным вопросом сейчас приходится считаться. Необходимо срочно найти другие более интересные и короткие произведения, чтобы хоть как-то поддержать интерес школьника к чтению. И тут уже не до споров о величии романа Толстого «Война и мир». Тем более, что любой вопрос, любая тема сочинения по «Войне и мире» легко компилируется программами искусственного интеллекта в развёрнутый вопрос, а по сути в развернутое сочинение. Дети давно в совершенстве овладели подобными программами. Кого мы хотим обмануть? Повторюсь, клиповое мышление у современных подростков затруднит понимание романа. Безусловно, несколько одарённых, продвинутых ребят сочтут роман увлекательным. А остальные? Нам придётся сделать шаг назад в литературном образовании детей и отказаться от «Войны и мира», перевести роман в круг внеклассного чтения. Хотя, нужно признать, что роман устарел, как устаревает всё в этом подлунном мире. Да и сам мир изменился. Разбираться в любовных нюнях Наташи Ростовой? Не пустая ли эта трата времени для школьников? Столь детальное изучение Толстого мы обязаны Владимиру Ильичу Ленину, который его обожал. Одну из своих работ, написанной в эмиграции, в Женеве Ленин назвал «Толстой, как зеркало русской революции». А то, что нравилось Ленину, автоматически покрывалось сусальным золотом А потом, не нужно забывать, что сам автор романа остался им недоволен, называя его «многословной дребеденью».
Однако, для деятелей культуры роман «Война и мир» представляет собой уникальный кладезь творчества. Еще не раз мы увидим новые фильмы и сериалы, спектакли и оперы по этому роману. Война и мир манит возможностями дорисовки портретов главных героем, их развитием. Поэтому, с точки зрения нового прочтения анализа и интерпретации роман представляет собой нескончаемую вселенную.
P.S. Статья написана в рамках литературного марафона в часть 197-летия со дня рождения Л.Н. Толстого. Марафон организовала очаровательная хозяйка интереснейшего канала «БиблиоЮлия».
Всего Вам самого доброго! Будьте счастливы! Вам понравилась статья? Поставьте, пожалуйста, 👍 и подписывайтесь на мой канал