Найти в Дзене
Прочитал_Нарисовал

Эту картину украли в начале XX века. Ее до сих пор не нашли

Оглавление
Гентский алтарь с копией украденной картины.
Гентский алтарь с копией украденной картины.

Друзья, мы с автором блога о культуре, искусстве и литературе Persimmon подготовили что-то интересное для вас. Специально для моего канала Валерия написала статью об одной из самых резонансных краж в мире искусства.

Первую часть материала можно прочитать в канале Persimmon по ссылке ниже:

В 1934 году из собора Святого Бавона в Генте была украдена одна из панелей знаменитого Гентского алтаря, над которым работали братья ван Эйк, — изображение «Праведных судей». До сих пор она не найдена. Преступление так и не было раскрыто, несмотря на десятки лет расследований, версии, подозреваемых и даже… предсмертное признание.

Что же в этой панели такого особенного?

Место, где находилась панель "Праведные судьи".
Место, где находилась панель "Праведные судьи".

Первая в истории «криптокартина»?

На первый взгляд — просто изображение группы благородных рыцарей, верхом на лошадях. Но внимание! Среди лиц изображены реальные современники ван Эйка — в том числе, предположительно, он сам. В синей шапке на белом коне, смотрящий прямо на зрителя — сам художник, другой судья на белом коне, находящийся на переднем плане — брат художника Губерт Ван Эйк. Это уже необычно. Но главное — многие исследователи утверждают: в композиции зашифрованы политические и теологические намёки, способные подорвать репутацию церкви.

Одна из теорий гласит: фигуры судей — аллюзия на тайные общества. Их жёсткая фронтальность, а также символика жестов и взглядов может быть кодом, направленным «тем, кто поймёт».

Украденная панель — первая слева. Сейчас выставляется ее копия.
Украденная панель — первая слева. Сейчас выставляется ее копия.

Именно эта панель была самой реалистичной по исполнению и — по странному совпадению — первой пострадала от критики за «слишком мирской» облик.

Кто украл картину?

В исчезновении подозревали всех — от простого сторожа до высокопоставленных церковников.

В начале XX века под панелью был найден странный конверт с запиской: «Я и забрал её. Я сделал это один, и ради великой цели».

А затем — молчание. Никто из историков, даже с допуском к закрытым архивам, не смог окончательно установить, где она. Но в 2018 году, после реставрации остальных частей алтаря, искусствоведы вновь обратили внимание на странности…

-4

Что нашли под слоями краски?

Под инфракрасным сканированием обнаружились тонкие линии и подписи, не видимые невооружённым глазом. Одна из надписей на латыни переводится как: «Судьи приходят, но не все».

Это может быть случайность. А может — подтверждение того, что панель была частью сложной системы смыслов, разгадывать которую ещё долго.

-5

Гентский алтарь до сих пор выставляется с копией «Праведных судей». Оригинал, возможно, спрятан — или уничтожен.

И пока мы не узнаем правду — он останется самой загадочной пропажей в истории живописи.

Автор материала: Persimmon. Другие интересные материалы о живописи, книгах и литературе — в ее блоге!