Друзья, мы с автором блога о культуре, искусстве и литературе Persimmon подготовили что-то интересное для вас. Специально для моего канала Валерия написала статью об одной из самых резонансных краж в мире искусства.
Первую часть материала можно прочитать в канале Persimmon по ссылке ниже:
В 1934 году из собора Святого Бавона в Генте была украдена одна из панелей знаменитого Гентского алтаря, над которым работали братья ван Эйк, — изображение «Праведных судей». До сих пор она не найдена. Преступление так и не было раскрыто, несмотря на десятки лет расследований, версии, подозреваемых и даже… предсмертное признание.
Что же в этой панели такого особенного?
Первая в истории «криптокартина»?
На первый взгляд — просто изображение группы благородных рыцарей, верхом на лошадях. Но внимание! Среди лиц изображены реальные современники ван Эйка — в том числе, предположительно, он сам. В синей шапке на белом коне, смотрящий прямо на зрителя — сам художник, другой судья на белом коне, находящийся на переднем плане — брат художника Губерт Ван Эйк. Это уже необычно. Но главное — многие исследователи утверждают: в композиции зашифрованы политические и теологические намёки, способные подорвать репутацию церкви.
Одна из теорий гласит: фигуры судей — аллюзия на тайные общества. Их жёсткая фронтальность, а также символика жестов и взглядов может быть кодом, направленным «тем, кто поймёт».
Именно эта панель была самой реалистичной по исполнению и — по странному совпадению — первой пострадала от критики за «слишком мирской» облик.
Кто украл картину?
В исчезновении подозревали всех — от простого сторожа до высокопоставленных церковников.
В начале XX века под панелью был найден странный конверт с запиской: «Я и забрал её. Я сделал это один, и ради великой цели».
А затем — молчание. Никто из историков, даже с допуском к закрытым архивам, не смог окончательно установить, где она. Но в 2018 году, после реставрации остальных частей алтаря, искусствоведы вновь обратили внимание на странности…
Что нашли под слоями краски?
Под инфракрасным сканированием обнаружились тонкие линии и подписи, не видимые невооружённым глазом. Одна из надписей на латыни переводится как: «Судьи приходят, но не все».
Это может быть случайность. А может — подтверждение того, что панель была частью сложной системы смыслов, разгадывать которую ещё долго.
Гентский алтарь до сих пор выставляется с копией «Праведных судей». Оригинал, возможно, спрятан — или уничтожен.
И пока мы не узнаем правду — он останется самой загадочной пропажей в истории живописи.
Автор материала: Persimmon. Другие интересные материалы о живописи, книгах и литературе — в ее блоге!