Найти в Дзене
AutoHS - история автомобилей

Японский автомобильный хай-тек 1980-х

Конец 1970-х в Японии ознаменовался настоящим автомобильным бумом. После затянувшегося экономического застоя в стране начался мощный экономический подъем, в результате которого стремительно богатеющие японцы ощутили огромную потребность в мощных и комфортабельных автомобилях. Местные автопроизводители быстро сориентировались в ситуации. На дорогах уже появились спортивные Nissan Silvia, Toyota Celica и роторная Mazda RX-3, но клиенты хотели большего, и в 1978 году Тойота представила удлиненную версию купе Celica под названием Double X. Эта крупная модель позиционировалась как элегантный круизер для неспешных поездок, как следствие включала в себя шестицилиндровые моторы, автоматический климат-контроль, кожаную обивку салона, усилитель руля и другие комфортные опции. Успех новой Селики был очевиден, однако машина все еще не могла конкурировать с настоящими спорткарами наподобие Datsun Fairlady Z, поэтому тойотовцы решили создать абсолютно новую модель, сочетающую в себе премиальный ком

Конец 1970-х в Японии ознаменовался настоящим автомобильным бумом. После затянувшегося экономического застоя в стране начался мощный экономический подъем, в результате которого стремительно богатеющие японцы ощутили огромную потребность в мощных и комфортабельных автомобилях.

Местные автопроизводители быстро сориентировались в ситуации. На дорогах уже появились спортивные Nissan Silvia, Toyota Celica и роторная Mazda RX-3, но клиенты хотели большего, и в 1978 году Тойота представила удлиненную версию купе Celica под названием Double X. Эта крупная модель позиционировалась как элегантный круизер для неспешных поездок, как следствие включала в себя шестицилиндровые моторы, автоматический климат-контроль, кожаную обивку салона, усилитель руля и другие комфортные опции. Успех новой Селики был очевиден, однако машина все еще не могла конкурировать с настоящими спорткарами наподобие Datsun Fairlady Z, поэтому тойотовцы решили создать абсолютно новую модель, сочетающую в себе премиальный комфорт и высокие технические характеристики.

Впервые Toyota Soarer Z10 представили в Осаке в ноябре 1980 года. Это был не концепт-кар, а готовый к серии образец, получивший внутренний индекс EX8. Уже через три месяца, в феврале 1981-го, машина поступила на производство. Новинка от Toyota получилась компактной по меркам премиум-класса: длина составила 4,65 м, ширина - 1,65 м, вес едва превышал 1300 кг, а коэффициент аэродинамического сопротивления достиг впечатляющих 0,36.

За доплату автомобиль можно было оборудовать дифференциалом LSD и ABS
За доплату автомобиль можно было оборудовать дифференциалом LSD и ABS

В основании Soarer находилось проверенное заднеприводное шасси от Celica A60 со всеми независимыми подвесками и дисковыми тормозами. Линейка силовых установок формировалась с оглядкой на местное налогообложение: базовые версии оснащались рядной «шестеркой» 1G-EU мощностью 125 л.с. с моментом 172 Нм. Топовые модификации 2800GT и 2800GT Extra получили двухвальные моторы 5M-GEU, развивавшие 170 сил и 236 Нм. Все двигатели комплектовались электронным впрыском топлива и работали либо с 5-ступенчатой механикой, либо с 4-скоростным «автоматом».

-3

Самая мощная версия с механической коробкой разгонялась до 100 км/ч примерно за 9 сек., максимальная скорость достигала 200 км/ч, но законодательно ограничивалась на отметке 180 км/ч. Автоматические трансмиссии добавляли к времени разгона более секунды, двухлитровые модификации были заметно медленнее.

Центральной особенностью машины стала передовая микропроцессорная электроника. За дополнительную плату можно было заказать электронное управление аудиосистемой, климат-контролем и круиз-контролем и цифровую приборную панель с бортовым компьютером. Все это реализовывалось благодаря уникальной электронной системе Toyota Electro Multivision с 6-дюймовым цветным экраном. Также при помощи TEM водитель мог менять режимы работы подвески и коробки передач, а на стоянке просматривать телевизор с помощью штатной выдвижной TV-антенны!

Салон Soarer Z10. На передней панели виден экран системы Electro Multivision
Салон Soarer Z10. На передней панели виден экран системы Electro Multivision

За пятилетний жизненный цикл первое поколение претерпело существенные изменения. Летом 1981-го появился турбомотор M-TEU мощностью 145 л.с., работавший исключительно с АКПП, а годом позднее дебютировал революционный 24-клапанный двигатель 1G-GZEU, разработанный совместно с Yamaha. Это был первый Toyota-мотор с четырьмя клапанами на цилиндр, оснащенный системой впрыска TCCS и изменяемой геометрией впуска TVIS. При мощности 160 сил он разгонял машину до сотни за 9,5 сек., лишь немного уступая 2,8-литровым версиям, при этом стоил значительно дешевле. В 1985-м появился венец линейки - 3-литровый 6M-GEU с отдачей в 190 л.с. и моментом 260 Нм. Машины с таким мотором разгонялись за 9 сек. и были самыми быстрыми в серии Z10.

Soarer имел прекрасный салон со множеством комфортных опций
Soarer имел прекрасный салон со множеством комфортных опций

Стартовая цена Soarer составляла около 8,3 тыс. долларов, топовые версии со всеми опциями достигали 14 тыс. - почти столько же стоил роскошный седан Toyota Crown 2800 Royal Saloon. В отличие от Селики, представленной в простой дилерской сети Corolla Stores, Соарер продавался исключительно через престижные сети Toyopet и Toyota. Средние продажи составляли 33 тыс. экземпляров в год, что позволило обойти всех конкурентов: Mazda Cosmo, Nissan Leopard и даже Fairlady Z. Некоторые из них были дешевле и быстрее, но по престижности с Toyota Soarer не мог сравниться никто.

Появившись в нужное время в нужном месте, Soarer первого поколения определил новую нишу роскошных японских гран-туреров и стал символом эпохи для целого поколения успешных молодых японцев. В 1986 году модель сменило второе поколение Z20, но о ней мы поговорим в следующий раз.

Если понравился материал, поддержите его лайком 👍 и комментарием. Спасибо!

Больше материалов в моем телеграм!

Читайте также: