Ранее сделала для вас целую серию статей о качествах руководителя – в конце статьи оставлю ссылку на подборку. А сейчас хочу еще немного обсудить два из них: ответственность, потому что это считается обязательным для руководителя, и эффективность, поскольку она вообще в наше время во главе угла везде, и в работе, и личной жизни, правда, потом особо увлекшиеся с выгоранием борются. Впрочем, сейчас не о выгорании.
Итак, ответственность!
Думаю, ни для кого не секрет, что руководитель – это тот, на ком лежит ответственность за подчиненных. И у некоторых из-за этого при мыслях о повышении и карьерном росте прямо блок – как это так, они что-нибудь натворят, а я отвечать должен?
В общем, так и есть. Но не надо сразу чувствовать себя мамой, которая всегда виновата – и что ребенок учится плохо, и что заучка и не может найти друзей, и что слишком много развлекается, и еще в тысяче разных проблем детей, даже если ребеночек уже лет 20-30 как совершеннолетний.
Руководитель – это не мама. И даже не папа. Хотя определенные моменты с отцовской фигурой возникают, но все же у руководителя есть ряд преимуществ. Это родители не всегда могут воспитанием скорректировать особенности темперамента или еще какие-то события, потому что ребенок уже есть, обратно не родишь. Руководитель имеет полное право и возможности людей выбирать и бизнес-процессы строить так, чтобы подчиненные не имели возможности "не так понять" и криво сделать. Для этого:
- Правильно организуем наем и нанимаем правильных людей на подходящие им должности – это же не ваши детки, которые, хочешь не хочешь, родные, здесь можно выбирать (да, с обеих сторон, но выбор есть).
- Вводим в должность и обучаем так, чтобы они действительно могли выполнять свои обязанности правильно – и только после этого начинаем с них спрашивать.
- Ставим задачи правильно – чтобы люди реально понимали, что от них хотят, что они должны выдать в результате.
- Мотивируем людей так, чтобы для них эта мотивация действительно работала, учитываем их собственные особенности (если правильно подбирали кадры, то и с пониманием мотивации сложностей обычно не возникает).
- Создаем и предоставляем удобные инструменты для выполнения задачи – на каких-то позициях это современные высокоточные станки, на других компьютеры с установленными программами, у каждой должности есть свои особенности.
- Определяем, где будут точки контроля (а их в процессе должно быть достаточно, чтобы на каждом этапе ошибки, если что, находить и исправлять, а не распространять на весь следующий процесс).
И вот когда руководитель все это правильно сделал и организовал, оказывается, что нести ответственность за других людей становится гораздо легче – они понимают, что, где и как должны делать, риск ошибок минимален, а желание работать хорошо подкреплено правильной мотивацией.
А эффективность?
Америку тут не открою – управление становится эффективным, если руководитель совмещает в себе сразу несколько ролей:
- Настоящий лидер – «от Бога», когда за ним и с ним реально хотят идти.
- Академический менеджер – да, в нашей стране за последние сорок лет изменения были такими резкими и стремительными, что кто-то достигал успеха и без обучения управлению, но чаще всего результаты этого либо были не слишком стабильными, либо человек интуитивно использовал именно принципы классического менеджмента, либо он этому шел и учился «без отрыва от производства», именно для знаний, а не для корочек. Либо находил себе зама, который по факту самим управлением и занимался, а себе оставлял стратегическое планирование и какие-то творческие задачи.
- Талантливый коуч – это слово после периода популярности инфоцыганства некоторые воспринимают как ругательство, но дословный перевод «тренер» все же в русском отличается по смыслу. Коуч – это учитель, наставник, тренер в том, как быть успешным, развиваться, ставить цели и достигать их. А кто больше заинтересован в успешной работе, достижении целевых показателей и стабильном эмоциональном состоянии сотрудников, чем руководитель? Суметь своих подчиненных этому научить – это важный талант для управленца.
И когда эти роли сходятся в одном человеке, руководитель будет по-настоящему эффективен. И он сам, и его подчиненные, и компания или отдел, которым он руководит.
Согласны со мной, что все это важно? Чем пользуетесь в своей работе как руководители, чтобы снизить риски ошибок подчиненных (и собственных) и повысить эффективность работы? Какие инструменты используете?
Я, например, подбором кадров занимаюсь профессионально – тема интересная, сложная, особенно в нынешних условиях, но результаты радуют и меня, и моих клиентов. А для автоматизации работы, организации взаимодействия и заодно контроля использую Битрикс24 – впрочем, не только для этого, программа очень многофункциональная. Выложу постепенно вам серию роликов о том, как его можно применять – подписывайтесь, чтобы не пропустить.
А еще хочу сделать короткие обучения по конкретным задачам – список тем https://vk.com/wall-164113216_3289, какой вас интересует в первую очередь, можно писать в ВК или в комментариях под этой статьей.
Записывайтесь на обучение (программы есть на моем сайте) и индивидуальные консультации. Все вопросы и запросы можно писать в WhatsApp на номер 8-931-009-26-76.
Подборка о качествах руководителя