Найти в Дзене
Зоя и Пушкин

Она догадывается? Спасённые фрески затопленного монастыря

Итак, в музее архитектуры им. Щусева поднимаюсь по лестнице усадьбы Талызиных-Устиновых на второй этаж, и вдруг – словно оказываюсь "в Калязине, в затопленном монастыре". (Начало здесь) Экспозиция выставки "Калязин. Фрески затопленного монастыря" начинается эффектом полного погружения. Темный коридор, а над головой – плещутся волны, проецируемые на потолок. Кажется, что над тобой толща водохранилища. Оригинальный ход, сразу настраивает на нужный лад, ведь эти фрески спасали перед самым затоплением Калязина. В этом сумрачном коридоре на стенах мерцают интерактивные экраны, на слайдах история города и монастыря, история рода Кожиных и житие преподобного Макария Калязинского. Из коридора попадаю в зал, где по стенам развешаны спасенные и восстановленные фрески Троицкого собора. Фрески 1654 года, созданные лучшими царскими иконописцами, теми самыми мастерами, что расписывали Московский кремль и Звенигород. Монастырь, основанный в далеком 1434 году, был одним из самых богатых и известных

Итак, в музее архитектуры им. Щусева поднимаюсь по лестнице усадьбы Талызиных-Устиновых на второй этаж, и вдруг – словно оказываюсь "в Калязине, в затопленном монастыре". (Начало здесь)

Экспозиция выставки "Калязин. Фрески затопленного монастыря" начинается эффектом полного погружения. Темный коридор, а над головой – плещутся волны, проецируемые на потолок.

На выставке
На выставке

Кажется, что над тобой толща водохранилища. Оригинальный ход, сразу настраивает на нужный лад, ведь эти фрески спасали перед самым затоплением Калязина.

Как будто под водой
Как будто под водой

В этом сумрачном коридоре на стенах мерцают интерактивные экраны, на слайдах история города и монастыря, история рода Кожиных и житие преподобного Макария Калязинского.

Из коридора попадаю в зал, где по стенам развешаны спасенные и восстановленные фрески Троицкого собора. Фрески 1654 года, созданные лучшими царскими иконописцами, теми самыми мастерами, что расписывали Московский кремль и Звенигород. Монастырь, основанный в далеком 1434 году, был одним из самых богатых и известных в России.

В центре макет Троицкого собора. По чертежам 1939 г.
В центре макет Троицкого собора. По чертежам 1939 г.

Фрагмент "Грехопадение". Обратите внимание, прямо под змеем – круглое темное пятно. На самом деле, это вовсе не часть композиции, а место, где в Троицком соборе находился голосник – глиняный кувшин, вмурованный в стену отверстием наружу для улучшения акустики. При демонтаже фрески штукатурка в этом месте осыпалась, и ее просто закрасили черной краской.

На противоположной стене – фрески, экспонированные на фоне огромной фотографии иконостаса Троицкого собора. Создается ощущение присутствия в храме, будто стоишь и смотришь воочию.

Увы, не все фрески удалось сохранить целиком, где-то уцелели лишь отдельные фрагменты композиций.

Помимо хорошо известных иконографических сюжетов, в Троицком соборе Калязинского монастыря встречаются и довольно редкие. Вот, например, праведные Иоаким и Анна, будущие родители Девы Марии, покидают Иерусалимский храм.

"Отвержение даров первосвященником Иссахаром"
"Отвержение даров первосвященником Иссахаром"

Это фрагмент композиции "Отвержение даров первосвященником Иссахаром". Обратите внимание, в руках у них жертвенные барашки. Их дары не приняли, но они не отчаялись. Вглядитесь в их лики – нет в них ни раздражения, ни гнева. Они оборачиваются и смотрят на храм с надеждой.

Если смотреть на иконы просто как на произведение искусства, то увидишь лишь внешнюю красоту и мастерство исполнения. Но если смотреть на них как на часть Священного Предания, одну из его форм, то откроется нечто большее.

Не оставили бездетные родители своей надежды, молитвы, и полностью доверились Богу, и Господь внял их мольбам, даровав дитя, которое почитается выше всех святых. Хороший пример и назидание для нас.

А вот совсем небольшой кусочек фрески "Рождество Богородицы" – служанка с младенцем Марией. Всмотритесь в лицо служанки, кажется, она чувствует, что этому ребенку уготовано нечто большее, чем всем остальным людям.

Служанка с младенцем Марией.
Служанка с младенцем Марией.

Прежде сотворения человека Бог сотворил весь видимый и невидимый мир. От композиции "Дни творения" тоже сохранились лишь отдельные фрагменты: цветы,

Третий день творения
Третий день творения

рыбы…

Пятый день творения.
Пятый день творения.

Выставлены и совсем крошечные кусочки фресок, но они от этого не теряют своей ценности.

-11

Но есть и большие, сюжетно завершенные части из композиций фресок монастыря.

То, что я видела на стендах на Монастырском острове в Калязине, теперь было передо мной в оригинале. И в этом, наверное, кроется какая-то тайна, почему я увидела фрески сначала в Калязине, а уже потом только в Москве.

Выставка занимает три небольших зала. Но времени на осмотр уйдет не мало, беглого взгляда здесь не достаточно.

В третьем зале, за колонной, спрятан экран, на котором транслируется слайд-фильм о спасении и реставрации фресок.

Свет сюда почти не проникает, и получается такой мини-кинотеатр. После осмотра залов я с удовольствием села и посмотрела фильм. Хотя, не знаю, может быть, стоит смотреть его в самом начале?

Потому что когда узнаешь, какая титаническая работа проделана, какой труд, сравнимый с подвигом, вложен, то совсем другими глазами смотришь даже на самые маленькие сохранившиеся кусочки.

-16

С прошлого сентября собиралась я на эту выставку и вот наконец-то дошла. Ушла под огромным впечатлением. Теперь и воспоминания о Монастырском острове приобрели новую окраску. И усилилось желание вновь вернуться в Калязин.

Экспозиция хоть и постоянная, но советую, по возможности, не откладывать посещение, как это сделала я. Это наша вера, история, культура и наше будущее, которого нет без прошлого.

Калязин. Фрески затопленного монастыря
Калязин. Фрески затопленного монастыря

Но после осмотра всей выставки из музея архитектуры я не ушла. А отправилась на вторую выставку, которая тематически была очень схожа с первой и проходила во флигеле "Руина". Звучит уже заманчиво.

Продолжение следует.. Все фотографии авторские. Все видео теперь на Рутуб канале - Зоя и Пушкин. Телеграм канал (еще больше фотографий с выставки)

Благодарю всех, кто прочитал и поставил👍 Подписывайтесь, всегда рада. Зоя и Пушкин За поддержку автора донатом 🙏