Итак, в музее архитектуры им. Щусева поднимаюсь по лестнице усадьбы Талызиных-Устиновых на второй этаж, и вдруг – словно оказываюсь "в Калязине, в затопленном монастыре". (Начало здесь)
Экспозиция выставки "Калязин. Фрески затопленного монастыря" начинается эффектом полного погружения. Темный коридор, а над головой – плещутся волны, проецируемые на потолок.
Кажется, что над тобой толща водохранилища. Оригинальный ход, сразу настраивает на нужный лад, ведь эти фрески спасали перед самым затоплением Калязина.
В этом сумрачном коридоре на стенах мерцают интерактивные экраны, на слайдах история города и монастыря, история рода Кожиных и житие преподобного Макария Калязинского.
Из коридора попадаю в зал, где по стенам развешаны спасенные и восстановленные фрески Троицкого собора. Фрески 1654 года, созданные лучшими царскими иконописцами, теми самыми мастерами, что расписывали Московский кремль и Звенигород. Монастырь, основанный в далеком 1434 году, был одним из самых богатых и известных в России.
Фрагмент "Грехопадение". Обратите внимание, прямо под змеем – круглое темное пятно. На самом деле, это вовсе не часть композиции, а место, где в Троицком соборе находился голосник – глиняный кувшин, вмурованный в стену отверстием наружу для улучшения акустики. При демонтаже фрески штукатурка в этом месте осыпалась, и ее просто закрасили черной краской.
На противоположной стене – фрески, экспонированные на фоне огромной фотографии иконостаса Троицкого собора. Создается ощущение присутствия в храме, будто стоишь и смотришь воочию.
Увы, не все фрески удалось сохранить целиком, где-то уцелели лишь отдельные фрагменты композиций.
Помимо хорошо известных иконографических сюжетов, в Троицком соборе Калязинского монастыря встречаются и довольно редкие. Вот, например, праведные Иоаким и Анна, будущие родители Девы Марии, покидают Иерусалимский храм.
Это фрагмент композиции "Отвержение даров первосвященником Иссахаром". Обратите внимание, в руках у них жертвенные барашки. Их дары не приняли, но они не отчаялись. Вглядитесь в их лики – нет в них ни раздражения, ни гнева. Они оборачиваются и смотрят на храм с надеждой.
Если смотреть на иконы просто как на произведение искусства, то увидишь лишь внешнюю красоту и мастерство исполнения. Но если смотреть на них как на часть Священного Предания, одну из его форм, то откроется нечто большее.
Не оставили бездетные родители своей надежды, молитвы, и полностью доверились Богу, и Господь внял их мольбам, даровав дитя, которое почитается выше всех святых. Хороший пример и назидание для нас.
А вот совсем небольшой кусочек фрески "Рождество Богородицы" – служанка с младенцем Марией. Всмотритесь в лицо служанки, кажется, она чувствует, что этому ребенку уготовано нечто большее, чем всем остальным людям.
Прежде сотворения человека Бог сотворил весь видимый и невидимый мир. От композиции "Дни творения" тоже сохранились лишь отдельные фрагменты: цветы,
рыбы…
Выставлены и совсем крошечные кусочки фресок, но они от этого не теряют своей ценности.
Но есть и большие, сюжетно завершенные части из композиций фресок монастыря.
То, что я видела на стендах на Монастырском острове в Калязине, теперь было передо мной в оригинале. И в этом, наверное, кроется какая-то тайна, почему я увидела фрески сначала в Калязине, а уже потом только в Москве.
Выставка занимает три небольших зала. Но времени на осмотр уйдет не мало, беглого взгляда здесь не достаточно.
В третьем зале, за колонной, спрятан экран, на котором транслируется слайд-фильм о спасении и реставрации фресок.
Свет сюда почти не проникает, и получается такой мини-кинотеатр. После осмотра залов я с удовольствием села и посмотрела фильм. Хотя, не знаю, может быть, стоит смотреть его в самом начале?
Потому что когда узнаешь, какая титаническая работа проделана, какой труд, сравнимый с подвигом, вложен, то совсем другими глазами смотришь даже на самые маленькие сохранившиеся кусочки.
С прошлого сентября собиралась я на эту выставку и вот наконец-то дошла. Ушла под огромным впечатлением. Теперь и воспоминания о Монастырском острове приобрели новую окраску. И усилилось желание вновь вернуться в Калязин.
Экспозиция хоть и постоянная, но советую, по возможности, не откладывать посещение, как это сделала я. Это наша вера, история, культура и наше будущее, которого нет без прошлого.
Но после осмотра всей выставки из музея архитектуры я не ушла. А отправилась на вторую выставку, которая тематически была очень схожа с первой и проходила во флигеле "Руина". Звучит уже заманчиво.
Продолжение следует.. Все фотографии авторские. Все видео теперь на Рутуб канале - Зоя и Пушкин. Телеграм канал (еще больше фотографий с выставки)
Благодарю всех, кто прочитал и поставил👍 Подписывайтесь, всегда рада. Зоя и Пушкин За поддержку автора донатом 🙏