Мы говорили о тревоге, которая работает скорее как боль, а не как страх, с которым её интуитивно сравнивают или даже путают.
Мы говорили, что для срабатывания тревоги необходимо логическое звено "что-то не так", а "так" или "не так" оно может быть только через призму людского, через нормативности, которые действуют на меня в текущий момент.
Какой самый очевидный путь усвоения нормативностей?
>Воспитание.
>Мама говорит мне: "плохо жевать с открытым ртом". Мне 3-4 года, я обладаю некоторой уверенностью по поводу слова "рот", но вот "плохо" - это уже китайская грамота. Могла бы с тем же успехом перечислять числа.
Что на меня действует? Мамино субъективное состояние. - ей как-то, когда она это говорит - теперь мне тоже как-то - я регулирую себя (что делать, что не делать, каким быть, каким не быть и с каким лицом), чтобы ей стало легче - мне становится легче ... - сажусь за стол на следующий день, смотрю на тарелку - и уже невидимая мама у меня в голове делает мне как-то, как только я собираюсь почавкать, и я этого не делаю.
То есть исходное "пробитие" в системе ментальной боли выглядит так: 1) я получаю негативный социальный сигнал - напряжение - избегание - враждебность - агрессия и так далее
2) у меня запускается алгоритм ментальной боли - включиться (плюс стресс) - что-то проанализировать (что не так? Как регулировать себя?) - что-то поменять (внутри или снаружи) - выучить урок
*3) если превышена некая критическая черта по длительности/интенсивности/частоте срабатываний алгоритма ментальной боли = невроз = гиперчувствительность к социальным сигналам.
Это очень важный момент: гиперчувствительность к социальным сигналам. Важная оговорка: большая часть этих сигналов у взрослого человека даётся теми самыми невидимыми людьми внутри моей головы (нормативностями) и именно они по большей части и регулируют нас.
Далее мы обсудим три механизма в "чистых условиях" 20.000 лет назад, чтобы в генеалогии понять, как это устроено - и так станем намного ближе к практической реализации нашей модели.