В конце 60-х зародилась одна из тех франшиз, которые со временем заметно повлияли на аниме-индустрию; речь о “Коте в сапогах”, вольной интерпретации известной сказки. Для своего времени это был очевидный успех: рисовка и анимация выглядят достойно, юмор НЕ кринжовый, даже сюжет неплох! Ну, как – «неплох»? У него есть огрехи; но, во-первых, учтём, что это детское произведение; а во-вторых – некоторые сюжетные косяки перекочевали в экранизацию ещё из сказки-первоисточника. Например, король и его окружение, что не знают имён и земельных границ вассалов, а потому совершенно случайно могут заехать во владения абсолютно не знакомого маркиза Карабаса))
Итак, главным героем этого аниме является антропоморфный кот в красной одежде и со шпагой в ножнах на боку; у него оригинальное имя Перо и не менее оригинальная предыстория. Он из страны кошек, где считается моветоном НЕ есть мышей. Да, Перо НЕ ел их; ведь они – тоже антропоморфные создания, наделённые разумом и способностью говорить (убивать таких мышей было бы куда более жестоко!). Хотя от рыбы Перо не отказывается, ведь та лишена антропоморфных черт и способности разговаривать (т. е. больше напоминает животных). Другим антропоморфным кошкам не нравится «привередливость» Перо, и те решают казнить его, дабы он не позорил свой род; но ещё до того, как приговор приводят в исполнение, кот Перо сбегает! Затем он оказывается в королевстве, чьими жителями являются люди, и помогает случайно встреченному пареньку добиться высокого положения в обществе… (ну, вы же знаете сюжет сказки в общих чертах?). А в процессе Перо вынужден отбиваться от ассассинов котов-убийц, посланных вслед за ним из страны кошек, дабы «казнить предателя». К слову – те намекнули, что у Перо ЕСТЬ шанс «исправиться»: ему всего-то нужно съесть любую мышь. Впрочем, нашему «неправильному» коту удаётся остаться верным своим убеждениям вплоть до конца истории.
Признаюсь, во время просмотра я почти словил дежавю; ведь эта история похожа на “Бродягу Кэнсина”. Здешним героем является странствующий фехтовальщик, в чьей внешности преобладают красные оттенки; а ещё – у него гуманные наклонности в стиле «не убий», тогда как злодеи, наоборот, хотят склонить такого героя к убийству! Похоже, нашлось произведение, коим вдохновлялся автор “Бродяги Кэнсина”! Эх, а я столько доказывал, что сюжетная концепция “Кэнсина” была сплагиачена “Триганом”; но тут – вон оно чё получается: есть «древний» первоисточник, коим мог вдохновляться как “Кэнсин”, так и “Триган”. Тем более, что у “Кота в сапогах” было продолжение – “Кот в сапогах на Диком Западе”, где протагонист тот же, но сменил свой меч на «Смит и Вессон» шпагу на револьвер, благодаря чему сюжет превратился в вестерн (а “Триган” отчасти относится именно к этому жанру!).
Ну, ладно; на самом деле – я прикалываюсь)) В моём понимании “Триган” всё ещё является плагиатом “Бродяги Кэнсина”, и вот, почему! В обеих франшизах присутствует прямое, никак не завуалированное морализаторство о важности гуманизма, тогда как в аниме про Кота в сапогах такого нет. Да, Перо НЕ ест мышей; однако у него своя причина для этого, без нудных напутствий, что пырять / расстреливать людей или хотя бы любых разумных существ (даже врагов!) – плохо. Но вот “Бродяга Кэнсин” вставил эти самые напутствия, а “Триган” едва ли не слово в слово повторил их! Притом, что те два аниме создавались разными студиями; также у каждого из них есть первоисточник в виде манги – но обе выпускались разными издателями и, естественно, рисовались разными авторами! Наконец, данные франшизы зародились всего-то с разницей в год; как-то подозрительно, что их авторам именно в середине 90-х приспичило вдохновиться культовым аниме конца 60-х и его сиквелом начала 70-х (иными словами – если бы не появился “Кэнсин”, то и “Тригана” в известном нам виде не было бы!). Кроме того, “Кот в сапогах” занизил уровень насилия не через моральные хотелки героя, а через отсутствие возрастных ограничений; зато в “Кэнсине” и “Тригане”, наоборот, насилие более заметно – и зачастую именно «облико морале» главных героев не даёт сюжету превратиться в кровавую баню. Т. е. в случае “Кэнсина” чувствуется «пристойное» вдохновение “Котом в сапогах”, а в случае “Тригана” – не только вдохновение “Котом в сапогах на Диком Западе”, но и наглое копирование идей “Кэнсина”, вышедшего годом ранее!
Ну, раз уж зашла речь о “Коте в сапогах на Диком Западе”, продолжу разбирать этот сиквел! По-моему, он не просто неплох, а откровенно хорош. Сюжет стал по-настоящему оригинальным; изначальная «вуаль» сказочности исчезла, и заместо неё появилось вдохновение более серьёзным произведением “За пригоршню долларов”, судя по режиссёрскому решению вооружить положительного героя револьвером, а отрицательного – ружьём (также отсылкой на “Пригоршню долларов” можно считать неудачную попытку убить хорошего героя ружейным выстрелом в сердце). В общем, сиквел оказался достойным – и оттого-то обидно, что на “Шикимори” у него нагло заниженная средняя оценка 6.09 балла (ну, даже у шлака под названием “Перерождение: Монстр” средний балл значительно выше; где тут справедливость?!). Да, не всем зрителям понравился «повзрослевший» сюжет; но разве это повод мешать мультфильм с грязью, учитывая, что он всё равно не скатывается в какой-то жесткачь и не дотягивает даже до рейтинга 12+ / PG-13?!
Далее: триквел, т. е. третья часть похождений кота Перо, с подзаголовком “Вокруг света за 80 дней”; на мой взгляд – она самая слабая, ибо сюжет плохо продуман даже для детского произведения, если уж оно снято по мотивам не сказки, а более-менее серьёзной книги. Прежде всего – с чего это в реалиях XIX века Перо решил, будто сможет объехать мир за 80 дней? Он делал какие-то предварительные расчёты? Не похоже. Перо всего-то вмешался в сторонний спор о том, возможно ли объехать мир за полгода, и сказал, что управился бы гораздо быстрее – за 80 дней. Да и на какие средствá он собирался отправиться (и отправился!) в путь, учитывая, что работал официантом? Это всё-таки не аристократ Филеас Фогг! В общем, триквел непродуман изначально; но на “Шикимори” у него средняя оценка 6.78 балла, что значительно выше, чем у более серьёзного сиквела.¯\_(``)_/¯ Впрочем, ладно уж; перейду к другой особенности сюжета! Третью часть о коте Перо правильнее называть альтернативной вселенной, никак не связанной с первыми двумя произведениями. Даже радикально разнящаяся развитость стран, показанных в первой и второй частях франшизы, может быть объяснена особенностями строения мира “Кота в сапогах”; но с третьим произведением такое вряд ли получится, ведь заместо людей там появились сплошь антропоморфные животные! Не знаю, зачем было вводить такую особенность, но она возымела своё культурное влияние: позднéе, в начале 80-х появился мультсериал “Вокруг света с Вилли Фогом” совместного, японо-испанского производства. Там тот же антропоморфизм: вместо людей сплошные животные, и кое-кто из них сильно напоминал свой аналог из третьей части приключений Кота в сапогах.
Пожалуй, можно закругляться. Как вы могли убедиться, культурное влияние трилогии о Перо, коте в сапогах, довольно немаленькое; пусть не все поздние франшизы «красиво» вдохновлялись упомянутой классикой, но подобное часто бывает. Кстати, я ведь до сих пор не упомянул, что кот Перо стал маскотом студии “Toei Animation”, которая и создавала анимационные произведения о нём; он уже давно красуется на её логотипе: