Найти в Дзене

Обзор аниме-трилогии “Кот в сапогах”

В конце 60-х зародилась одна из тех франшиз, которые со временем заметно повлияли на аниме-индустрию; речь о “Коте в сапогах”, вольной интерпретации известной сказки. Для своего времени это был очевидный успех: рисовка и анимация выглядят достойно, юмор НЕ кринжовый, даже сюжет неплох! Ну, как – «неплох»? У него есть огрехи; но, во-первых, учтём, что это детское произведение; а во-вторых – некоторые сюжетные косяки перекочевали в экранизацию ещё из сказки-первоисточника. Например, король и его окружение, что не знают имён и земельных границ вассалов, а потому совершенно случайно могут заехать во владения абсолютно не знакомого маркиза Карабаса))

Кадр из обозреваемого аниме. Здесь изображён кот Перо, чьё имя стало отсылкой на Шарля Перро, написавшего самый известный вариант сказки о коте в сапогах (да, существует не одна версия оной!).
Кадр из обозреваемого аниме. Здесь изображён кот Перо, чьё имя стало отсылкой на Шарля Перро, написавшего самый известный вариант сказки о коте в сапогах (да, существует не одна версия оной!).

Итак, главным героем этого аниме является антропоморфный кот в красной одежде и со шпагой в ножнах на боку; у него оригинальное имя Перо и не менее оригинальная предыстория. Он из страны кошек, где считается моветоном НЕ есть мышей. Да, Перо НЕ ел их; ведь они – тоже антропоморфные создания, наделённые разумом и способностью говорить (убивать таких мышей было бы куда более жестоко!). Хотя от рыбы Перо не отказывается, ведь та лишена антропоморфных черт и способности разговаривать (т. е. больше напоминает животных). Другим антропоморфным кошкам не нравится «привередливость» Перо, и те решают казнить его, дабы он не позорил свой род; но ещё до того, как приговор приводят в исполнение, кот Перо сбегает! Затем он оказывается в королевстве, чьими жителями являются люди, и помогает случайно встреченному пареньку добиться высокого положения в обществе… (ну, вы же знаете сюжет сказки в общих чертах?). А в процессе Перо вынужден отбиваться от ассассинов котов-убийц, посланных вслед за ним из страны кошек, дабы «казнить предателя». К слову – те намекнули, что у Перо ЕСТЬ шанс «исправиться»: ему всего-то нужно съесть любую мышь. Впрочем, нашему «неправильному» коту удаётся остаться верным своим убеждениям вплоть до конца истории.

Кадр из обозреваемого аниме. Здесь изображён антагонист Люцифер, ближе к концу истории превратившийся в мышь, дабы похвастаться своим колдовским мастерством. Хотя даже ТАКУЮ мышь не удалось съесть коту Перо (видать, сказался недостаток опыта в ловле мышей); в итоге – антагонист был побеждён другим, менее каноничным способом.
Кадр из обозреваемого аниме. Здесь изображён антагонист Люцифер, ближе к концу истории превратившийся в мышь, дабы похвастаться своим колдовским мастерством. Хотя даже ТАКУЮ мышь не удалось съесть коту Перо (видать, сказался недостаток опыта в ловле мышей); в итоге – антагонист был побеждён другим, менее каноничным способом.

Признаюсь, во время просмотра я почти словил дежавю; ведь эта история похожа на “Бродягу Кэнсина”. Здешним героем является странствующий фехтовальщик, в чьей внешности преобладают красные оттенки; а ещё – у него гуманные наклонности в стиле «не убий», тогда как злодеи, наоборот, хотят склонить такого героя к убийству! Похоже, нашлось произведение, коим вдохновлялся автор “Бродяги Кэнсина”! Эх, а я столько доказывал, что сюжетная концепция “Кэнсина” была сплагиачена “Триганом”; но тут – вон оно чё получается: есть «древний» первоисточник, коим мог вдохновляться как “Кэнсин”, так и “Триган”. Тем более, что у “Кота в сапогах” было продолжение – “Кот в сапогах на Диком Западе”, где протагонист тот же, но сменил свой меч на «Смит и Вессон» шпагу на револьвер, благодаря чему сюжет превратился в вестерн (а “Триган” отчасти относится именно к этому жанру!).

Постер короткометражного аниме “Кот в сапогах на Диком Западе”; другое название – “Возвращение Кота в сапогах” (1972 г.). Во франшизе о коте Перо это произведение можно считать наименее детским, т. к. конкретно здесь присутствуют перестрелки и убийства (но крови всё-таки нет!).
Постер короткометражного аниме “Кот в сапогах на Диком Западе”; другое название – “Возвращение Кота в сапогах” (1972 г.). Во франшизе о коте Перо это произведение можно считать наименее детским, т. к. конкретно здесь присутствуют перестрелки и убийства (но крови всё-таки нет!).

Ну, ладно; на самом деле – я прикалываюсь)) В моём понимании “Триган” всё ещё является плагиатом “Бродяги Кэнсина”, и вот, почему! В обеих франшизах присутствует прямое, никак не завуалированное морализаторство о важности гуманизма, тогда как в аниме про Кота в сапогах такого нет. Да, Перо НЕ ест мышей; однако у него своя причина для этого, без нудных напутствий, что пырять / расстреливать людей или хотя бы любых разумных существ (даже врагов!) – плохо. Но вот “Бродяга Кэнсин” вставил эти самые напутствия, а “Триган” едва ли не слово в слово повторил их! Притом, что те два аниме создавались разными студиями; также у каждого из них есть первоисточник в виде манги – но обе выпускались разными издателями и, естественно, рисовались разными авторами! Наконец, данные франшизы зародились всего-то с разницей в год; как-то подозрительно, что их авторам именно в середине 90-х приспичило вдохновиться культовым аниме конца 60-х и его сиквелом начала 70-х (иными словами – если бы не появился “Кэнсин”, то и “Тригана” в известном нам виде не было бы!). Кроме того, “Кот в сапогах” занизил уровень насилия не через моральные хотелки героя, а через отсутствие возрастных ограничений; зато в “Кэнсине” и “Тригане”, наоборот, насилие более заметно – и зачастую именно «облико морале» главных героев не даёт сюжету превратиться в кровавую баню. Т. е. в случае “Кэнсина” чувствуется «пристойное» вдохновение “Котом в сапогах”, а в случае “Тригана” – не только вдохновение “Котом в сапогах на Диком Западе”, но и наглое копирование идей “Кэнсина”, вышедшего годом ранее!

Ну, раз уж зашла речь о “Коте в сапогах на Диком Западе”, продолжу разбирать этот сиквел! По-моему, он не просто неплох, а откровенно хорош. Сюжет стал по-настоящему оригинальным; изначальная «вуаль» сказочности исчезла, и заместо неё появилось вдохновение более серьёзным произведением “За пригоршню долларов”, судя по режиссёрскому решению вооружить положительного героя револьвером, а отрицательного – ружьём (также отсылкой на “Пригоршню долларов” можно считать неудачную попытку убить хорошего героя ружейным выстрелом в сердце). В общем, сиквел оказался достойным – и оттого-то обидно, что на “Шикимори” у него нагло заниженная средняя оценка 6.09 балла (ну, даже у шлака под названием “Перерождение: Монстр” средний балл значительно выше; где тут справедливость?!). Да, не всем зрителям понравился «повзрослевший» сюжет; но разве это повод мешать мультфильм с грязью, учитывая, что он всё равно не скатывается в какой-то жесткачь и не дотягивает даже до рейтинга 12+ / PG-13?!

Постер полнометражного аниме “Кот в сапогах: Вокруг света за 80 дней” (1976 г.)
Постер полнометражного аниме “Кот в сапогах: Вокруг света за 80 дней” (1976 г.)

Далее: триквел, т. е. третья часть похождений кота Перо, с подзаголовком “Вокруг света за 80 дней”; на мой взгляд – она самая слабая, ибо сюжет плохо продуман даже для детского произведения, если уж оно снято по мотивам не сказки, а более-менее серьёзной книги. Прежде всего – с чего это в реалиях XIX века Перо решил, будто сможет объехать мир за 80 дней? Он делал какие-то предварительные расчёты? Не похоже. Перо всего-то вмешался в сторонний спор о том, возможно ли объехать мир за полгода, и сказал, что управился бы гораздо быстрее – за 80 дней. Да и на какие средствá он собирался отправиться (и отправился!) в путь, учитывая, что работал официантом? Это всё-таки не аристократ Филеас Фогг! В общем, триквел непродуман изначально; но на “Шикимори” у него средняя оценка 6.78 балла, что значительно выше, чем у более серьёзного сиквела.¯\_(``)_/¯ Впрочем, ладно уж; перейду к другой особенности сюжета! Третью часть о коте Перо правильнее называть альтернативной вселенной, никак не связанной с первыми двумя произведениями. Даже радикально разнящаяся развитость стран, показанных в первой и второй частях франшизы, может быть объяснена особенностями строения мира “Кота в сапогах”; но с третьим произведением такое вряд ли получится, ведь заместо людей там появились сплошь антропоморфные животные! Не знаю, зачем было вводить такую особенность, но она возымела своё культурное влияние: позднéе, в начале 80-х появился мультсериал “Вокруг света с Вилли Фогом” совместного, японо-испанского производства. Там тот же антропоморфизм: вместо людей сплошные животные, и кое-кто из них сильно напоминал свой аналог из третьей части приключений Кота в сапогах.

Постер мультсериала “Вокруг света с Вилли Фогом” (1983 г.)
Постер мультсериала “Вокруг света с Вилли Фогом” (1983 г.)

Пожалуй, можно закругляться. Как вы могли убедиться, культурное влияние трилогии о Перо, коте в сапогах, довольно немаленькое; пусть не все поздние франшизы «красиво» вдохновлялись упомянутой классикой, но подобное часто бывает. Кстати, я ведь до сих пор не упомянул, что кот Перо стал маскотом студии “Toei Animation”, которая и создавала анимационные произведения о нём; он уже давно красуется на её логотипе:

А на этом пока всё; спасибо за внимание!
А на этом пока всё; спасибо за внимание!