Найти в Дзене
Петербургский Дюма

О ТУРИЗМЕ

...или про Санкт-Питер-ПУП земли. «Путешествия губительны для предрассудков, фанатизма и ограниченности, поэтому они так остро необходимы многим», – уверял Марк Твен…
…а россияне считают, что быть петербуржцем плохо по единственной причине: в трудную минуту жизни нельзя бросить всё и уехать в Петербург. Пусть так, зато отправиться отсюда можно куда угодно. И при чём тут окно в Европу?! Смешно слышать. Петербург – это широкие ворота, начало пути в любом направлении. Самый знаменитый российский турист, основатель нашего города Пётр Первый, исколесил пол-Европы, наведывался на юг... Петербурга толком ещё не было, а самые толковые петербуржцы уже поехали за рубеж – учиться инженерному и военному делу, осваивать новые профессии и языки. Живописцы перенимали опыт итальянских мастеров, корабелы брали уроки у англичан и голландцев, архитекторы – у тех же итальянцев и французов, банкиры и оружейники – у германцев. Изначально петербургский туризм был образовательным, но первая русская кругосветн
Оглавление

...или про Санкт-Питер-ПУП земли.

«Путешествия губительны для предрассудков, фанатизма и ограниченности, поэтому они так остро необходимы многим», – уверял Марк Твен
…а россияне считают, что быть петербуржцем плохо по единственной причине: в трудную минуту жизни нельзя бросить всё и уехать в Петербург.

Пусть так, зато отправиться отсюда можно куда угодно. И при чём тут окно в Европу?! Смешно слышать. Петербург – это широкие ворота, начало пути в любом направлении.

Как всё начиналось

Самый знаменитый российский турист, основатель нашего города Пётр Первый, исколесил пол-Европы, наведывался на юг... Петербурга толком ещё не было, а самые толковые петербуржцы уже поехали за рубеж – учиться инженерному и военному делу, осваивать новые профессии и языки. Живописцы перенимали опыт итальянских мастеров, корабелы брали уроки у англичан и голландцев, архитекторы – у тех же итальянцев и французов, банкиры и оружейники – у германцев.

Изначально петербургский туризм был образовательным, но первая русская кругосветная экспедиция, которая стартовала из Петербурга, открыла счёт путешествиям исследователей, а дальше пошло, поехало, поплыло – и полетело: первые российские аэронавты поднимались в воздух с Васильевского острова летом 1803 года.

Вид на "Лахта-центр", самое высокое здание Европы (462 м), с Васильевского острова в Санкт-Петербурге
Вид на "Лахта-центр", самое высокое здание Европы (462 м), с Васильевского острова в Санкт-Петербурге

Северная Ривьера

В окраинных районах Петербурга, в Купчино или на Гражданке, сегодня редко вспоминают о том, что город стоит на берегу моря, а зря.

Петербуржцы прошлого знали про туристический рай на Лазурном берегу, в Италии, Греции… Однако даже состоятельные столичные жители охотно выбирались на пляжи, тянувшиеся вдоль Финского залива. Они ездили на воды не только в Баден-Баден или Карловы Вары, но и курортами Сестрорецка не гнушались.

Близкие радости

Курица – не птица, Финляндия – не заграница.

Эта присказка сохраняла актуальность больше ста лет, с 1809 по 1917 годы, пока Великое княжество Финляндское входило в состав Российской империи и Российской республики. Съездить на денёк в Иматру для петербуржца было делом привычным. Писатель Александр Куприн вспоминал про такое путешествие в компании писателя Ивана Бунина:

Назад мы возвращались поздно ночью и на станции вышли закусить. Длинный стол был уставлен горячими кушаньями и холодными закусками. Тут была свежая лососина, жареная форель, холодный ростбиф, какая-то дичь, маленькие, очень вкусные биточки и тому подобное. Всё это было необычайно чисто, аппетитно и нарядно. И тут же по краям стола возвышались горками маленькие тарелки, лежали грудами ножи и вилки и стояли корзиночки с хлебом.
Каждый подходил, выбирал, что ему нравилось, закусывал, сколько ему хотелось, затем подходил к буфету и по собственной доброй воле платил за ужин ровно одну марку (тридцать семь копеек). Никакого надзора, никакого недоверия. Наши русские сердца, так глубоко привыкшие к паспорту, участку, принудительному попечению старшего дворника, ко всеобщему мошенничеству и подозрительности, были совершенно подавлены этой широкой взаимной верой.

Правда, вспоминал Куприн и о том, как один из попутчиков хвалился, что из принципа съел на три рубля семь гривен, а ещё кокнул стакан и плюнул в рыбу.

«Широкая, лоснящаяся, скуластая красная морда, рыжие волосы, вьющиеся из-под картуза, реденькая бородёнка, плутоватый взгляд, набожность на пятиалтынный, горячий патриотизм и презрение ко всему нерусскому – словом, хорошо знакомое истинно русское лицо», – заметил тогда писатель, и хорошо, что этот тип туриста остался в далёком прошлом.

Ведь так?

-3

«Чугунка»

Чтобы потратить деньги с умом, нужны две вещи: ум и деньги...
...а чтобы путешествовать на поезде, нужны поезд и вокзал.

Самый первый петербургский вокзал дальнего следования – Николаевский – появился в 1851 году, стал первым в России, переименован в Московский и работает до сих пор. Кроме него, принимают и отправляют поезда Витебский, Балтийский, Финляндский и Ладожский, который открыли к 300-летию нашего города в 2003-м. А двумя годами раньше закрылся Варшавский вокзал, который всего на год младше Николаевского. И ещё в 1920-х годах перестали существовать Охтинский и Приморский вокзалы.

Начавшись с «чугунки» – Царскосельской рельсовой дороги длиною в двадцать вёрст, тоже первой в России и шестой в мире, с поездами на конной тяге, а по воскресеньям на паровой, – современная железная дорога из Петербурга убегает в двенадцати направлениях. «До океана помчат поезда!» – пелось в советской песне, и это правда. Из Петербурга действительно можно ехать хоть до Атлантического океана, хоть до Тихого, Северного Ледовитого или Индийского.

Кстати, слово вокзал означает именно вокальный зал: первое время поездов было немного, и в просторных помещениях устраивали концерты популярных исполнителей.

Исторический интерьер Витебского вокзала в Санкт_Петербурге.
Исторический интерьер Витебского вокзала в Санкт_Петербурге.

Вода и воздух

Петербург – не только место пересечения одиннадцати автомобильных магистралей: это вообще крупнейший на северо-западе России транспортный узел и транзитный центр.

Если в стародавние времена по территории нынешней Ленинградской области пролегал водный путь из варяг в греки, то сегодня по рекам и морям из Петербурга можно добраться едва ли не до любой точки мира. До 2022 года на многочисленных маршрутах курсировали роскошные пассажирские паромы и круизные теплоходы в прибалтийские страны, а через Северное море тянулись пути в Атлантику и оттуда куда душе угодно.

Любители внутреннего туризма тоже не забыты: им приятно будет узнать, что Волго-Балтийский канал связывает Балтику с Чёрным и Каспийским морями.

В небе петербургские туристы чувствуют себя, как рыба в воде. Эта фраза звучит не более странно, чем название аэропорта «Шоссейная» (sic!), который появился в 1932 году. Теперь он называется «Пулково»: отсюда ежедневно отправляются сотни междугородных и международных рейсов, здесь до 2022 года проходили авиалинии из скандинавских стран и Великобритании в Китай и Японию...
...но и тогда крупнейший региональный хаб располагался в Хельсинки.

Правда, в 2020 году был обещан переход петербургского аэропорта на работу в режиме «открытого неба». Это значило, что транзитные иностранные самолёты смогут садиться здесь, чтобы подобрать попутных пассажиров. Но по понятным причинам ничего подобного не произошло.

Вид на центральную часть Санкт-Петербурга ночью с самолёта.
Вид на центральную часть Санкт-Петербурга ночью с самолёта.

Почти родственники

В 1953 году Петербург стал пионером, но не галстук повязал, а первым из городов страны начал брататься с городами за рубежом. От побратима требовалась похожая значимость: предпочтение отдавалось бывшим столицам, желательно с выходом к морю, университетами и крупными музеями.

Начали с Турку – в прошлом столицы шведской Финляндии по имени Або. Скоро к братству присоединились немецкий Гамбург, китайский Шанхай, английский Манчестер, кубинская Гавана, итальянский Милан, японская Осака…

Уже упомянутый Марк Твен придумал для Тома Сойера город Санкт-Петербург в штате Миссури. А реальный Санкт-Петербург в штате Флорида тоже оказался среди побратимов нашего города, число которых со временем перевалило за семь десятков – больше, чем у любого другого города мира. Пожалуй, это не последний критерий для выбора туристического направления. Тем более, в том же американском Санкт-Петербурге каждый год бывает 360 солнечных дней. А в нашем от силы 75.

С 2022 года братание с иностранными городами прекратилось: в геополитике стали происходить противоположные процессы.

Охота к перемене мест

Автор этой формулы, поэт Алекандр Пушкин, всю жизнь мечтал побывать за границей и даже собирался тайком бежать из России. Правда, дальше Кишинёва он так и не добрался, но по стране поездил немало.

У современных петербуржцев гораздо больше возможностей для туризма даже сейчас, когда большинству не до путешествий. Главное – помнить нехитрый житейский совет:

Собираясь в дорогу, сперва разложите перед собой необходимые вещи и деньги, а потом возьмите вдвое меньше одежды и вдвое больше денег.

Счастливого пути!

Рекомендованная ссылка "О ДОНБАССЕ"

Рекомендованная ссылка "О КРАСНОЙ КНОПКЕ"

Рекомендованная ссылка "О ПЕРЕКЛИЧКЕ УМНИЦ"

-6

ВНИМАНИЕ!

Читать авторские книги, комментировать эксклюзивные публикации, порой вступать в переписку с автором — эти и другие приятные возможности с начала 2025 года получают подписчики аккаунта "Премиум".
Стартовый минимум — цена пачки дешёвых сигарет.
Подписывайтесь, потолкуем.

★ "Петербургский Дюма" — название авторской серии историко-приключенческих романов-бестселлеров Дмитрия Миропольского, лауреата Национальной литературной премии "Золотое перо Руси", одного из ведущих авторов крупнейшего российского издательства АСТ, кинотелевизионного сценариста и драматурга.

Иллюстрации из открытых источников.