В небе, на высоте свыше 20 километров, начинается совсем иная реальность. Там, на пороге вакуума, воздух разрежён, радиация достигает запредельных показателей, а солнце светит безжалостным белым светом, не смягчённым ласковой атмосферой нашей планеты. Именно в этом почти космическом пространстве и был призван действовать один из самых необычных самолётов советской эпохи — М-17 «Стратосфера».
М-17 «Стратосфера» - не рокочущий реактивными двигателями истребитель, не могучий бомбардировщик с ядерным грузом на борту, а тихий, почти призрачный монстр с крыльями, растянутыми, как у альбатроса, созданный для борьбы с невидимым врагом — дрейфующими аэростатами, запускавшимися с территории противника для разведки и, по некоторым данным, даже с потенциальной угрозой доставки биологических или радиологических агентов.
Рождение проекта
Проект М-17 зародился сразу же после инцидента с американским U-2, который невозбранно пересёк границу СССР и произвёл фотографирование, а рос на фоне беспрецедентно возросшей угрозы воздушного наблюдения на высотах, недоступных для тогдашней ПВО Советского Союза. Поэтому наши уважаемые инженеры немедленно столкнулись с необходимостью создать авиационный ответ, что в рамках самого разгара гонки вооружений было сравнимо с задачами особой важности, ибо налицо была, уж простите, "дыра в обороне".
Ни один из существующих истребителей того времени просто не мог эффективно действовать выше 18 км. Требовался абсолютно новый самолёт, способный и добраться до стратосферы, и маневрировать, и удерживать цели в поле зрения, и поражать любую цель при необходимости.
В 1967 году ЦК КПСС и Совет Министров поручили Владимиру Мясищеву — гению советского самолётостроения, создателю тяжёлых дальних бомбардировщиков — разработать специализированный перехватчик. Так началась работа над программой нового самолёта, которая должна была вывести советскую авиацию в самые верхние слои атмосферы, где только начиналась борьба технологий.
Логика и минимализм конструкции М-17
Конструкция М-17 поражает своей логикой и минимализмом. Двухбалочная схема, огромное крыло с нулевой стреловидностью и множество других конструкторских наработок позволили достичь замечательных аэродинамических качеств, которые были вполне сопоставимы с показателями передовых мировых планеров того времени.
Двигатель РД-36-51В обеспечивал скромную тягу на высоте — всего 600 кгс при 21 км, но именно это позволяло удерживать устойчивый горизонтальный полёт в условиях почти что вакуума.
Через тернии...
Первый лётный экземпляр М-17 погиб ещё до своего официального первого полёта в 1978 году — трагическая случайность, вызванная нештатной рулёжкой на ВПП, привела к аварии и гибели лётчика-испытателя...
... Лишь через четыре года, в 1982-м, второй прототип успешно поднялся в воздух на Смоленском авиазаводе.
К 1983 году было выполнено 133 полёта, достигнута высота 21 500 метров, а на третьем экземпляре — вооружённом двухствольной 23-мм пушкой — проводились реальные испытания по сбитию аэростатов-мишеней. Девять воздушных шаров были поражены на высотах от 9 до 21 км, что подтвердило боевую эффективность комплекса.
... К опозданию
Но к тому моменту, когда М-17 наконец-то мог пройти все государственные испытания и поступить на вооружение, та угроза, ради которой самолёт создавался, исчезла. США прекратили запуски аэростатов после международного соглашения, и программа перехвата была закрыта.
Самолёт, в который было вложено огромное количество сил и времени, так и остался ещё одним пунктом в огромном списке "секретного оружия", которому элементарно не нашлось применения. Однако его история не закончилась.
Жизнь, после снятия грифа "совершенно секретно"
Из-за ненужности гриф секретности был снят, что было редкостью для того времени. И просто замечательный инновационный самолёт нашёл вторую жизнь — в науке.
В рамках международной программы "Глобальный резерв озона" М-17 стал летающей лабораторией, изучающей состояние озонового слоя. Вооружение сменила научная аппаратура. А к 1990 году теперь уже совершенно мирная машина установила 25 мировых рекордов высоты и скорости для самолётов с массой 16–20 тонн и одним реактивным двигателем. К примеру, лётчик-испытатель Владимир Архипенко поднял М-17 на 21 860 метров — абсолютный максимум для самолётов этого класса, зафиксированный ФАИ.
Созданный как охотник за шпионскими шарами, М-17 стал символом технологической избыточности, превратившейся в научный прорыв совершенно в другой области. Прямым наследником стал совершенно не военный М-55 «Геофизика» — намного более продвинутый вариант, способный работать на ещё больших высотах и до сих пор участвующий в атмосферных исследованиях.
С уважением, Иван Вологдин
Подписывайтесь на канал «Культурный код», ставьте лайки и пишите комментарии – этим вы очень помогаете в продвижении проекта, над которым мы работаем каждый день.
Прошу обратить внимание и на другие наши проекты - «Танатология» и «Серьёзная история». На этих каналах будут концентрироваться статьи о других исторических событиях.