- Это же всего лишь деньги! - плачет у меня в кабинете пожилая женщина.
Как я уже раньше не раз писал, я не адвокат и не берусь за уголовные дела, но в жизни бывает всякое и иногда приходится выступать в качестве советчика или медиатора. Как сейчас. Кто попросил меня и почему я согласился, рассказывать не буду. Не смог или не захотел отказать.
Суть дела такова. Семейная пара. Жили в отдалённом селе. Дети уже давно перебрались в город. Родители долго не хотели переезжать. Они и в райцентр выбирались лишь по необходимости, а в нашей региональной столице бывали считанные разы. Но время берёт своё, отъезд детей, состояние здоровья, в конце концов, больницы в городе лучше, сервис выше, качество жизни совсем другое, цены в магазинах зато ниже и родители решили переехать в региональный центр. Продали дом с участком, скотину, трактор, свои земельные паи. Через риэлтора нашли подходящий вариант: двушку-панельку в довольно приличном районе после покупки, которой должны были ещё остаться деньги.
Не часто купля-продажа жилья состоит из одного покупателя и одного продавца, нередко выстраивается целая цепочка, где условные Ивановы покупают квартиру у Петровых, а те на эти деньги приобретают дом у Смирновых, которые в свою очередь переезжают в двушку, купленную у Сидоровых, после чего Сидоровы добавив накопленные деньги покупают квартиру большей площади в строящемся доме, а на остаток снимают комнату в бывшем общежитии до дня ввода новостройки в эксплуатацию. Как правило, в таких случаях участники реально деньги в руках не держат. Прогоняют деньги через счета друг друга, оставляя часть или напротив до внося нужную сумму, в зависимости от того сколько получили и сколько надо потратить, либо обмениваются расписками на тех же условиях.
В данном случае произошло примерно так, но один из покупателей возжелал получить сумму наличными, а именно с ним и предстояло рассчитаться героям моей истории, при этом уложиться в один день по каким-то причинам участники цепочки не смогли. Короче свои деньги они "потратить" не успели и вынуждены были перенести сделку на следующий день. Поскольку свой дом они уже продали и передали по новым хозяевам, подписав нужные документы, договорились лишь, что вещи, которые забирают с собой пока полежат в сарае, то решили переночевать у сестры жены, что давно уже жила в городе.
Почему не у детей? Дочь жила с мужем у его родителей и напрягать, честно скажем, чужих людей не хотелось. Сын в своей квартире, но в однушке с супругой и двумя детьми (год и три года), тут уже все свои, но сначала шумно, а потом наоборот шуметь, даже перемещаться по квартире на цыпочках, нельзя. Со свояками проще. Старшие дети разъехались, младшему семнадцать, у сестёр хорошие отношения, между их мужьями большой дружбы не было, но как собутыльники они друг друга устраивали. А что? Нормальный вариант, покой детей не нарушили, с родней наболтались всласть. Уговорили мужики литр хорошей водки, а жёны поллитра домашней наливки. Обсудили политику и экономику, поругали, как водится правительство и молодежь, гость поделился планами на будущую жизнь, хозяин посетовал на занятость старших дочери и сына, которые совсем забыли родителей.
Младший сын хозяев только весь вечер рядом крутился, что на него не похоже было, обычно в такой ситуации он сваливал к друзьям или рубился весь вечер в какую-нибудь игрушку у себя в комнате.
Все когда-то заканчивается. Закончилась водка, а как известно вместе с водкой заканчиваются и темы для застольных, задушевных разговоров, а самая лучшая, даже изысканная закуска превращается в обычную еду. Хозяева постелили гостям в зале своей "трешки" и все улеглись спать.
Ночью племянник вошёл в комнату, где спали его дядя и тётя, и вытащил из под подушки, на которой спал дядя, ту самую сумку, где лежали не только деньги от продажи имущества, но все нехитрые сбережения супругов. В последний момент дядя проснулся и схватив сумку, стал тянуть ее на себя, шепотом (боялся разбудить жену) приговаривая: "Ну, что ж ты делаешь, паскуда? Что же ты делаешь?"
Это покажется идиотизмом, но люди, иногда, от испуга или удивления впадают в ступор и ведут себя мягко скажем нерационально и нелогично.
Как, например, вот в этой истории.
В общем племянник схватил, что подвернулась под руку (стоявшая на столе вазочка) и огрел этим дядю по голове, после чего вырвал сумку с деньгами и выбежал из квартиры, так как оделся заранее и даже загодя открыл замки на входной двери. Дядя придя в себя после весьма сильного удара, в чем был, в трусах и майке, босиком бросился за злоумышленником в погоню, но небольшой заминки хватило, чтобы тот оторвался и скрылся в темноте. Потеряв племянника из виду, чему способствовали как внезапность, так и нападение с той стороны, от которой подобного поведения потерпевший явно не ожидал, плюс залившая ему лицо кровь из раны на голове, он вернулся в квартиру, где уже все были на ногах.
Сестра жены в слезы, бросилась в ноги сестре и еë мужу, не надо полицию, не губите сына, он хороший, он, так шутит и скоро вернется. Отец беглеца потемнел лицом и тут же засобирался на его поиски. Мужик тоже хотел с ним, но из ссадины на голове шло такое обильное кровотечение и болела голова так сильно, что об этом не было и речи. Из всех имеющихся в доме бинтов, ваты и подручных средств ему кое-как соорудили повязку и остановили кровь, но не смотря на это ему стало нехорошо, скорую ему тем не менее не вызвали, иначе пришлось бы объяснять происхождение травмы, да пострадавший и сам не хотел в больницу, чтобы быть в курсе розысков. Жена хлопотала возле занемогшего супруга, а мать начинающего криминального дарования, пока отец носился по городу в поисках непутёвого сына, обзванивала всех его друзей и подруг, чьи телефоны у неë были или смогла разузнать.
К вечеру стало ясно, что мальчик может и хороший, но не шутит, похищенное возвращать не спешит и где он родители не знают, а вот мужику стало так плохо, что вопрос вызывать или не вызывать скорую больше не стоял.
Приехавший врач скорой осмотрел больного, обратил внимание на рану на голове, после чего категорически заявил, что пациент нуждается в срочной госпитализации, а родне придется объяснить полиции при каких обстоятельствах тот получил травму.
Даже после того как мужа отвезли в больницу, а в квартиру на редкость быстро и расторопно прибыли полицейские, супруга с родственниками продолжали выгораживать пацана, пока съевшие собаку на раскрытии подобных дел и видевшие ложь без рентгена менты не пригрозили, что задержат и засунут в камеру самого вероятного виновника ... хозяина квартиры. Тут не выдержала даже мать воровайки и рассказала как всё было.
Малолетнего жулика поймали довольно быстро. Недели не прошло. Вот только денег при нём почти не оказалось. Потратил. Часть раздарил друзьям и подружкам, причём многих из них установить не удалось, т.к. похититель половину из них знал в лучшем случае только по имени. Оставшееся потратил на аренду квартиры, купил автомобиль, правда, в силу возраста, его пришлось оформить на одного из друзей, достигшего совершеннолетия, на кабаки, выпивку, подарки друзьям и подружкам.
Надо признать, что копы сработали достаточно эффективно, они не только разыскали жулика и изъяли у него остаток похищенного, но и сумели вернуть коче-что из потраченного им и изъять гаджеты, украшения и прочие ценности, а также автомобиль купленные им за счёт похищенного. Но о планах потерпевших на вырученные деньги купить квартиру, обставить её, а остаток поделить между детьми, чтобы они свои жилищные вопросы решали, речь уже не шла.
От меня требовалось помочь родителям парня и потерпевшим, точнее его жене, т.к. супруг лежал в больнице с сердечным приступом и раной головы и даже говорить толком не мог, договориться и найти варианты решения проблемы. Почему не пошли к адвокату? Причина банальная. Денег нет и не верят посторонним людям. То, что я по сути такой же посторонний, всего лишь хорошо знаком с человеком, который попросил за них, а услуги мои обойдутся бесплатно, только потому, что от меня требовалось один раз с ними поговорить, стороны не смущало.
- Вы поймите, - ораторствовал я. - Вашему сыну грозит ответственность за разбой с применением предметов, используемых качестве оружия и в крупном размере. К слову до 12 лет, но поскольку ваш сын несовершеннолетний, то больше 10 ему не грозит.
Хотя реально вряд ли больше пятёрки получит, ибо ранее ни судимостей, ни даже приводов не имел, на учёте не состоял, характеристики у него сплошь положительные. Правда внятно причины своего поступка она объяснить не сумел. Сказал только, что никогда столько денег не видел и хотел хоть недельку пожить как человек.
- Сестрёнка, прости моего дурака, - воет мать воришки, ставшего разбойником.
- Простит, - остановил я свою клиентку, явно собиравшуюся что-то сказать. - Если деньги вернёте... От наказания его это не освободит, но, как минимум, поможет уменьшит срок. Может быть даже до суда под домашний арест или под ваш присмотр из СИЗО отпустят.
Хотя это вряд ли. Парень несовершеннолетний, но не малолетний, а статья у него тяжкая, да ещё связанная с применением насилия опасного для жизни и здоровья потерпевшего.
- Да нет у нас таких денег, - рыдает сестра.
- Другого варианта у вас нет, - развожу руками. - Преступление, которое совершил ваш сын относится к тяжким, а учитывая размер похищенного, то и к особо тяжким. Тут нет возможности отозвать заявление. Более того, для возбуждение уголовного дела по такой категории преступлений даже не требуется заявления от потерпевших, достаточно того, что правоохранительным органам станет известным о нём, а им стало известно.
Отец подозреваемого неожиданно резко встаёт и хриплым, срывающимся голосом гневно произносит:
- Пошли отсюд!. Где им буржуям простого человека понять! Они за свои деньги даже родственника родного засудят. Соблазнили пацана несмышлёного и жизнь ему готовы сломать из-за каких-то денег.
Выражение лица моей клиентки становится жалобным и она пускает слезу, ей тяжелее всего, с обеих сторон близкие ей люди. Зато меня охватывает нешуточная злость. Я выхожу из-за стола, подхожу к папаше этого мелкого крадуна и рявкаю прямо ему в лицо:
- Это не какие-то деньги! Человек их зарабатывал всю жизнь потом и даже кровью. Крестьянский труд до сих пор самый тяжёлый. Твой сын не только обокрал у своего родственника и гостя, но ещё и избил его так, что он в больнице и не скоро выйдет оттуда. Ты сейчас должен возместить своей родне то, что растратил твой сын и просить их о снисхождении. Это единственный способ если не оставить его на свободе, то хотя бы смягчить наказание.
- Где я такие деньги возьму? - защищается тот.
- Квартиру продай, - уже спокойно говорю я. - После того как возместишь похищенное, вам с женой в аккурат на однушку хватит. Ну, а сыну твоему в любом случае несколько лет ещё жильё не понадобится и от тебя с женой зависит сколько их будет.
Больше они у меня не появлялись. Лишь супруга потерпевшего через неделю позвонила и сообщила, что её муж так и умер в больнице не дождавшись своих денег. Потом, через довольно длительное время, она позвонила снова и рассказала, что племяннику дали девять лет. Суд учёл и размер похищенного, и рану, которую не пережил потерпевший. Не помогло даже то, что она, как потерпевшая, в суде просила о снисхождении и заявила о примирении. Недовольные приговором сестра с мужем отказались возмещать ей ущерб, переведя стрелки на своего непутевого сына, ему к тому времени исполнилось восемнадцать лет, дескать, он совершеннолетний, вот пусть за себя и платит. Просила вести её дело, но я отказался.