Говоря о развитии промышленности в конце XIX - начале XX вв. в Европе, сразу же хочу сослаться на статью о производстве в Германской империи. В рассматриваемый исторический период большинство европейских держав достигли пика своих индустриальных мощностей, что отражало их доминирующее положение в глобальной экономике. Великобритания, являясь первопроходцем промышленной революции, начала демонстрировать признаки относительного упадка, уступая лидирующие позиции в мировом экономическом пространстве.
Российская империя не стала исключением, за счёт своих размеров и тяжёлый природных условий страна отставала от Европы по нескольким параметрам. Промышленный потенциал Российской империи, несмотря на значительные экономические ограничения, демонстрировал впечатляющие темпы роста. Процент увеличения промышленного производства часто превышал аналогичные показатели в ведущих европейских державах, таких как Германия, Франция и Великобритания. Это свидетельствует о том, что, несмотря на объективные трудности, связанные с суровыми климатическими условиями и обширными территориями, Россия обладала мощным потенциалом для индустриального развития.
Общие параметры
С 1885 по 1913 год промышленное производство в Российской империи увеличивалось в среднем на 5,7% в год. Для сравнения, в США этот показатель составлял 5,2%, в Германии — 4,5%, а в Великобритании — всего 2,1%. До 1890-х годов индустриализация страны шла медленно, но затем значительно ускорилась. В 1901–1903 годах во всех ведущих державах разразился кризис, который замедлил рост производства. За 1890 - 1913 года население России выросло со 135 до 171 миллиона человек. Такой стремительный рост был обусловлен улучшением качества жизни и повышением уровня развития страны.
Рост промышленности с 1887 по 1913 гг. (в млн. пудов (1 пуд = 16,38 кг)):
- Чугун с 36,1 до 283;
- Уголь с 276,2 до 2215;
- Сталь и железо с 35,5 до 246,5;
- Нефть с 155 до 561,3;
- Хлопок с 11,5 до 25,9;
- Сахар с 25,9 до 75,4.
Нефтедобыча и нефтяное производство
В 1846 году в посёлке Биби-Эйбат близ Баку (или Чёрный город) по инициативе Василия Семёнова и инженера Николая Воскобойникова началось бурение первой нефтяной скважины. Глубина составила 21 метр, работа проводилась ударным способом с использованием деревянных штанг. Цель скважины исключительно разведка, а не добыча. Уже к 1860-м годам нефтяное поле Баку давало до 90% мирового экспорта нефти. Это месторождение стало центром и лидером по нефтедобыче в мире. Так, начал складываться современный российский нефтяной промысел, который, как и железные дороги, позволил России выйти на определённые темпы промышленного роста.
Добыча нефти с 1887 по 1900 года выросла в 4 раза (с 155 до 631 млн. пудов), а к 1913 году наоборот упала на 12% (до 561 млн. пудов). Баку в 1901 году обеспечивал более 50% мирового производства нефти. В 1913 году суммарное производство нефти в России составляло около 9 млн. тонн из которых 82% бакинская. Основными добытчиками и поставщиками являлись такие компании как "Братья Нобель", "Нобмазут", "ТОКАМП", "Нефтапорт", "Русская генеральная нефтяная корпорация" и др. Так, "Братья Нобель" к 1916 году добывали около 76 млн. пудов нефти.
В 1878 году появился первый нефтепровод "Балаханы - Чёрный город" по проекту инженера Владимира Григорьевича Шухова. По нему нефть доставлялась в районы Баку для переработки. Протяжённость провода составляла 8,5 вёрст (около 10 км.), диаметр 3 дюйма (7,62 см.) и мог перекачивать до 80 тыс. пудов (280 тонн) в сутки. Позже был построен нефтепровод Баку - Батуми длиной около 833 км., он строился с 1897 по 1907 года. Этот маршрут облегчил экспорт нефтепродуктов на европейский рынок.
В 1910 году вышло руководство Ивана Глушкова "Руководство по бурению нефтяных скважин", это был первый подобный труд в мире. В 1912 году российскому инженеру Семёну Кузьмичу Квитко был выдан патент №21963 под названием "Способ получения бензина и других нефтепродуктов, а также остатков нефти". Квитко разработал схему крекинг-установки, которая сочетала непрерывную работу под давлением с использованием переработанного сырья и рекуперацию тепла. Эта схема была средней между паровыми и жидкостными методами термического крекинга.
В 1914 году Михаил Михайлович Тихвинский предложил метод газлифта, более совершенный способ подъёма нефти из скважины.
Дополнение:
- Доля российского экспорта в Мире менялась от года к году и рассчитывалась всегда по разному, поэтому может скакать от 15% (1916 - 1917 гг.) до 50% (1901 г.).
- В 1910-х гг. произошёл резкий рост технологических и научных совершенствований в нефтяной промышленности.
Что с металлом и углём?
Дать обобщенное представление о предмете анализа представляется затруднительным, учитывая наличие обширного массива статистических данных, которые были приведены ранее. Тем не менее, целесообразно провести отдельный анализ региона, который начал активно развиваться в конце XIX столетия, а также рассмотреть несколько примеров из исторически сложившихся промышленных предприятий.
Донбасс
Основными районами металлургии в Российской империи стали Урал, Тула, Олонец и Донбасс. Так, в 1869 году английский предприниматель Джон Юз выкупил землю у русского князя Сергея Кочубея в Екатеринославской губернии, на берегу реки Кальмиус, где начал строительство металлургического завода с рабочим посёлком вблизи села Александровка. Через три года (1872 г.) началась первая выплавка металла, а именно чугуна по полному металлургическому циклу. Впервые в Российской империи было запущено 8 коксовых печей, освоено горячее дутьё. Посёлок вокруг завода получил название Юзовка (ныне - Донецк). Чуть позже (в 1869 г.) он и Александр II (высочайшем повелением о создании акционерного общества) основали компанию по разработке угля "Новороссийское общество каменноугольного, железного и рельсового производства". Производство Джона стало центральным в Империи.
В недрах Донбасса в XIX - н. XX веков обнаружили и начали добывать каменные и калийные соли, железные, медные, свинцово-цинковые руды, огнеупорные глины, флюсовые известняки, доломиты, кварцевые пески, мел и гипс, графит, асбест, ртуть и другие полезные ископаемые. В 1880-е года завод Юзова выполнял 78% рельсопрокатных заказов государства, а доля металлургической продукции в казне страны составляла 23%. В 1877 году был образован Съезд горнопромышленников Юга России. На 1899 год 75% угля на юге Империи добывали 15 обществ, из которых 10 иностранные. В 1910 году на Донецком угольном бассейне работала только одна врубовая машина, а в 1913 - уже 120. Это значительный рост для страны, но механизация угольного производства началась слишком поздно. По этому показателю США превосходили Россию в 25 раз.
Обуховский сталелитейный завод
В 1863 году был основан Обуховский сталелитейный завод на Шлиссельбургском тракте в селе Александровском товариществом Павла Матвеевича Обухова, Николая Ивановича Путилова и Сергея Галактионовича Кудрявцева по соглашению с Морским министерством. Завод начал выпуск судовой и артиллерийской стали, по образцу Krupp. С 1884 года завод становится ведущим заводом России по производству торпед. В 1895 году при предприятии появился металлографическая лаборатория, по инициативе инженера Альфонса Александровича Ржешотарского.
Нижнесалдинский металлургический завод
Нижнесалдинский металлургический завод стал одним из ключевых, который начал в 1871 году выпуск продукции на домне на высокогорской руде из Нижнего Тагила. Значительно усовершенствовалось производство стальных железнодорожных рельсов. Демидовские рельсы были признаны лучшими в России. Металлург Константин Павлович Поленов создал новые доменные печи, при использовании воздухонагревателя "Каупер". Благодаря этой инновации увеличилась выплавка чугуна на предприятии Павла Павловича Демидова более чем в 1,5 раза.
В 1896 году обеспечивала государство рельсами для строительства Транссибирской магистрали. А к 1914 году значительно увеличилось производства, завод обеспечивал Сибирь железом и сталью для железных дорог.
Анализ:
- Большинство заводов на территории России действовали ещё с XVII - XVIII вв., которые в XIX веке значительно увеличили собственное производство, которые можно увидеть по статистике выше указанной.
- Рост металлургии в 5, в 10 и в 15 раз - это реальные значения в Российской империи, которые скаканули с 1880-х к 1913 годам. Для страны это был большой шаг, некоторые страны Европы начали отставать в металлургическом росте.
- Обмен опытом с Германией, Австро-Венгрией, Великобританией и США - это была базовая практика. Многие металлурги и инженеры из иностранных государств приезжали в России, а российские ездили к ним. Шло тесное сотрудничество по проектированию полноценных заводов и производств на них.
- Производство металла в 1912 году в России составляло 28 кг. на человека, в то же время в Германии - 156 кг.
Машиностроение
Машиностроение в Российской империи было плохо развито, в отличии от Германии или США. Большая часть оборудования импортировалось из-за границы - от 60 до 80% в зависимости от отрасли. Хоть машиностроение и было стратегически важным для страны, но Россия так и не смогла вырваться на определённый уровень.
Стоит отметить несколько предприятий, которые работали в этом направлении - "Коломенский завод" (в 1907 году выпустили "Коломенский дизель"), "Воткинский завод", "Руссо-Балтийской вагоностроительный завод", "Тульский машиностроительный завод", "Путиловский завод" и др. Это лишь малая часть, но практически все из них изначально имели другое направление производства - оружие, пушки, вагоны, паровозы и др.
По этой причине механизация производства в Российской империи сильно отставало от всего Мира достигая уровне в 1,7% на 1913 год, в то время как в Англии 7,7%, а в США все 50%. Механизация нужна была для облегчения труда на заводах и фабриках, это позволяло устанавливать ограниченный рабочий день, льготы и социальные гарантии.
Дополнительно:
- Отдельно нужно сказать про автомобили, где тоже было всё не так чудесно. Самой выпускаемой машиной на тот период являлся "Руссо-Балт", которых на 1914 год насчитывалась около 1.000 шт. Остальные авто завозились из Германии, Франции, США и др.
Железные дороги
Железные дороги с 1860 по 1913 года выросли с 1.626 до 71.000 км. - это более чем в 30 раз. По состоянию на конец 1913 года железнодорожная сеть была распределена по 64 губерниям Европейской России и 7 регионам в Азии. В этом же году сразу строилось 13.000 км. дорог, где 2/3 из них были на счету частных компаний. Так, Транссибирская и Трансаральская железные дороги стали ключевыми проектами в Российской империи. Они обеспечивали страну всем необходимым, позволяли развивать частное предпринимательство, ярмарочные и рыночные мероприятия. Соединялись заводы и фабрики, строились маршруты для транспортировки солдат и военной техники.
В 1913 году товарный оборот составил 132,4 млн. тонн грузов, а пассажирооборот составил 184,8 млн. человек. Для ускорения процесса застройки делались большие вложения в металлургические заводы, паровозные депо, вагоностроение и машиностроение.
Как пример развития железных дорог:
В 1870-х гг. железная дорога протянулась по направлению Курско-Харьково-Азовскому. Артерией экономики региона стала Донецкая каменноугольная железная дорога, построенная в 1878 - 1879 гг. Основными ее частями стали линии Краматорская – Дебальцево – Луганский Завод и Ясиноватая – Дебальцево – Луганский Завод. Важными ветвями стали участки Попасная – Лисичанск, Дебальцево – Зверево, Хацепетовка – Криничная – Ясиноватая. Были построены подъездные пути к рудникам и малонаселенным шахтерским поселкам. 1880 г. к Донецкой каменноугольной присоединили Константиновскую железную дорогу (85 верст), построенную на средства Новороссийского общества каменноугольного, железоделательного и рельсового производства. В 1882 г. была введена в эксплуатацию Мариупольская линия, связавшая угольные месторождения с портом на Азовском море. Общая протяженность дороги – 479 верст. Управление Донецкой каменноугольной дороги находилось в Луганске. Для подготовки квалифицированных кадров в городе открыли первое в Донбассе железнодорожное училище. Связь между станциями поддерживалась с помощью телеграфа. Основной сортировочной станцией стало Дебальцево. Здесь же было основное паровозное депо дороги.
Химическая промышленность
Как и в машиностроении, судостроении и др., химическая промышленность не имела развития от слова совсем. Существовало много мелких предприятий, на 1913 год около 349 (43.000 чел.), но они не выполняли полных циклов производства и делали товар меньшего качества, чем их коллеги из Германии.
Объём производства в тыс. тонн:
- Серная кислота – 145,
- Кальцинированная сода – 152,
- Каустическая сода – 51,
- Анилиновые красители – 9
Все приводимые цифры они не точны, ибо большая часть того, что нам уже известно, берётся из работ советских учёных. Также не имеет достаточно оцифрованных документов того периода, чтобы можно было на месте проанализировать ситуацию.
Во время войны:
Начало промышленного производства химоружия — вторая половина 1915 года, после немецких газовых атак. Юзовка (Донбасс), Иваново-Вознесенск, Казань — места строительства первых заводов по производству отравляющих веществ.
К концу 1916 года Россия произвела (в тоннах):
- Хлор — 2500
- Фосген — 117
- Хлорпикрин — 516
- Цианистые соединения — 180
- Сульфурилхлорид — 340
- Хлорное олово — 135
Также осуществлялась массовая выработка бензола, толуола, азотной кислоты из аммиака; общий выпуск взрывчатых веществ вырос с 330 тыс. пудов до 2,7 млн пудов в год.
Электричество и электрификация
В 1879 году в Санкт-Петербурге был освещён Литейный мост (тогда Александра II), став первым в мире мостом с электрическим освещением, что можно считать отправной точкой в электрификации Российской империи. К 1883 году Кремль тоже подключился к свету, торжественно иллюминирован электричеством. Для этого на Софийской набережной построили временную электростанцию.
В 1886 - 1888 годах было основано "Общество Электрического Освещения" под руководством компании "Сименс", многие немецкие предприниматели вложились в это дело совместно с русскими инженерами и банкирами. Целью такого мероприятия стало - освещение улиц, фабрик, заводов, магазинов и других помещений. Началось создание первой подземной кабельной линии в Москве. В 1897 году общество ввело в эксплуатацию одну из первых электростанций - Георгиевская, которая освещала Невский проспект. Позже были построены электростанции трёхфазного переменного тока в Москве и Санкт-Петербурге.
В 1892 - 1899 годах были запущены первые электрические трамвайные пути: в Киеве (1892) и Санкт-Петербурге (1899). Позже строительство таких путей началось в Москве, Казани, Нижнем Новгороде и других городах. Также Санкт-Петербург получил большую ГЭС на Большой Охте, построенную в 1895 году под руководством русских инженеров В. Н. Чиколева и Р. Э. Классона.
Уже в начале XX века стали появляться электростанции в других городах: в Курске и Ярославле в 1901, в Чите в 1908, во Владивостоке в 1912 и др. Параллельно ставились мини-станции таких местах как Соловецкий монастырь или при чиновничьих дворах Абхазии.
К 1913 году численность электростанций выросло до 9.537, а выработка до 1,875 млрд. кВт/ч. Электротехника преподавалась в 11 высших учебных заведениях в Санкт-Петербурге, Харькове, Томске, Варшаве, Киеве и др.
Дополнение:
- В 1901 году появилась дочерняя компания электротехнического концерна AEG - "Всеобщая компания электричества", которая стала одной из крупнейших в стране. Цели у предприятия были определённые - это освещение и эксплуатация производственных и электрических сооружений, продажа электрических машин и различных других принадлежностей. В 1913 году компания выкупила имущество Русского электрического общества "Унион", после чего расширилась его сфера влияния. Заводы AEG находились в Москве, Харькове, Риге, Костроме, Санкт-Петербурге, Владивостоке и др. Также предприятие занималось производством электрооборудования для 7 линкоров, 6 крейсеров и 16 миноносцев в 1912 - 1913 гг.
Военно-промышленный комплекс
До Первой мировой войны промышленность Российской империи переживала период активного роста, включая и военно-промышленный сектор, который стал одной из ключевых опор модернизации страны. К началу XX века основой военного производства были казённые заводы, большинство из которых возникли ещё в XVIII веке. Среди них — Тульский, Сестрорецкий, Ижевский оружейные заводы, а также пороховые, артиллерийские, патронные и металлургические предприятия. К 1914 году таких заводов насчитывалось 21, что свидетельствует о высоком уровне государственной концентрации в этой сфере.
После Русско-японской войны государство активнее стало привлекать частный капитал в оборонную промышленность. Крупные машиностроительные и металлургические заводы, такие как Путиловский, Брянский, Невский судостроительный и другие, начали получать военные заказы, расширяя объёмы выпуска вооружения и боеприпасов. Уже в преддверии Первой мировой войны объём военного производства в частном секторе значительно вырос.
Хотя тут нужно выделить определённые проблемы, которые были на протяжении большей части XIX и начала XX века (до 1910-х годов). Это нехватка сырья для создания качественного пороха, ибо производственная мощность Российской империи отставала от европейских, но позволяла обеспечивать регулярную армию в мирное время. Начало войны показало, что мобилизационные резервы обеспечить было невозможно и требовался резкий скачок, который произошёл только в 1915 - 1916 годах, с выпуском пороха, винтовок, пушек и другого. Россия не реализовывала свой потенциал пока находилась в спокойствии.
Также в стране отсутствовали государственные специализированные заводы, а именно те, у которых производство было налажено на один калибр, тип вооружения, снарядов, бронирования и др. Обуховский завод мог производить снаряды разного калибра и оружие к нему, мины, броню и для всего этого требовалось переоборудование. Тут же стоит сказать, что некоторые металлургические заводы также пытались ставить на поток по выпуску оружия, пушек и снарядов, но как и Обуховский они являлись универсальными и требовали много сил для перестройки производства.
Большинство специализированных заводов являлись частными, которые смогли наладить выпуск определённой направленности. С сайта Великой войны нам известно о следующих предприятиях: "Общество Путиловских заводов, Русское общество для производства снарядов и военных припасов, Русское общество артиллерийских заводов, Общество Брянских заводов, Общество механических, гильзовых и трубочных заводов Барановского, Тульские оружейные и патронные заводы, Русское общество для выделки пороха, пороховые заводы Барановского, Общество Невского судостроительного и механического завода, Акционерное общество франко-русских заводов и др.".
Общий анализ:
- Судостроительная отрасль России характеризовалась значительным отставанием, несмотря на наличие заводов, специализирующихся на строительстве морских и речных судов. Эти предприятия удовлетворяли лишь около 20% внутреннего спроса, что вынуждало страну импортировать значительную часть необходимых судов из-за рубежа.
- Анализ структуры промышленного капитала в России свидетельствует о доминировании иностранного капитала, особенно французского, в большинстве производственных отраслей. По некоторым оценкам, от 70 до 80% производственных мощностей различных секторов экономики страны находились под контролем зарубежных инвесторов, что существенно влияло на экономическую политику и стратегическое развитие промышленности.
- Нефтяная промышленность играла ключевую роль в общем объеме промышленного производства Российской империи. Бурное развитие данной отрасли стало возможным благодаря развитой инфраструктуре железных дорог и трубопроводов, которые обеспечивали эффективную транспортировку сырья и готовой продукции. Эти транспортные артерии способствовали интеграции нефтяной промышленности в национальную и международную экономику, создавая предпосылки для дальнейшего экономического роста и модернизации страны.