Найти в Дзене
Альви

До Первой Мировой войны: промышленность Германии

Развитие промышленности в конце XIX - начале XX века - это общая черта практически всех европейских стран того периода. Промышленность, новые технологии и научные открытия стали причиной конфликта интересов в Европе. Каждое государство стремилось быть лучше и успешнее своего соседа. Так, Германская империя вырвалась вперёд среди европейских стран, она обогнала Великобританию в технических, морских и научных достижениях. Единственная держава не дававшая расслабиться немецкому императору и, де-факто, обгонявшая его - это неевропейская страна, Соединённые Штаты Америки. Для немецкой промышленности выделяют четыре этапа становления: железнодорожная (1877 - 1886 гг.), красительная (1887 - 1896 гг.), химическая (1897 - 1902 гг.) и электротехническая (1903 - 1918 гг.). Для Германии характерна плотная железнодорожная застройка на 1913 год. Они оценивали свои шансы на войну на два фронта и понимали, что она возможна с большим шансом. По этой причине развитие железных дорог с 1871 года стало кл
Оглавление

Развитие промышленности в конце XIX - начале XX века - это общая черта практически всех европейских стран того периода. Промышленность, новые технологии и научные открытия стали причиной конфликта интересов в Европе. Каждое государство стремилось быть лучше и успешнее своего соседа. Так, Германская империя вырвалась вперёд среди европейских стран, она обогнала Великобританию в технических, морских и научных достижениях. Единственная держава не дававшая расслабиться немецкому императору и, де-факто, обгонявшая его - это неевропейская страна, Соединённые Штаты Америки.

Немецкий город Гейдельберг, 1906 год
Немецкий город Гейдельберг, 1906 год

Железные дороги

Для немецкой промышленности выделяют четыре этапа становления: железнодорожная (1877 - 1886 гг.), красительная (1887 - 1896 гг.), химическая (1897 - 1902 гг.) и электротехническая (1903 - 1918 гг.). Для Германии характерна плотная железнодорожная застройка на 1913 год. Они оценивали свои шансы на войну на два фронта и понимали, что она возможна с большим шансом. По этой причине развитие железных дорог с 1871 года стало ключевым аспектом. Так, к 1877 году началась первая волна, которая сформировала основной костяк для промышленности и войны.

На 1840 г. сеть железнодорожных путей достигла 580 км., к 1850 г. - уже 7.000 км, а к 1870 г. - 25.000 км. Это была крайне перспективная область в Германии, соединялись заводы, армии, штабы, города и др. инфраструктура достигла больших результатов - на 1914 г. длина дорог насчитывала 62.000 км. Можно точно сказать, что бурная индустриализация страны началась с поездов, которые, в-первую очередь, ускоряли производство и транспортировку.

Дополнение:

  • Первая полноценная железная дорога в Германии (Пруссии) была построена в 1837 - 1839 гг. по инициативе экономиста Фридриха Листа и составила 115 км. До этого компания Ludwig Railway Company и Adler проводили эксперимент с британской технологией между Нюрнбергом и Фюртом в 6 км.

Химия, электричество и машиностроение

Химическая промышленность

На 1900 год в Германии уже были основаны ключевые промышленные игроки, занимавшиеся производством химии - BASF (1865 г.), Bayer (1863 г.) и Hoechst (1863 г.). До 90% мировых синтетических красителей выпускались в стране, где около 80% экспортировались.

Германская империя занималась активно фотохимией, производством лекарственных препаратов, искусственных красителей и волокон, химических оружий (в-первую очередь, хлор), серной кислоты, аммиака (удобрение), реагентов и др.. Для страны это была большая статья пополнения бюджета и отличный способ в подготовке к потенциальной войне.

Химическая промышленность стала объединяться в картели и альянсы, между ними распределялась прибыль и происходила стабилизация рынка. Так, BASF и Bayer делили рынок и прибыль пополам, хотя Bayer имел намного больший потенциал.

Несмотря на проблемы Вильгельма II в общении со своими родственниками, промышленники легко договаривались и вели безбарьерную торговлю в России, Бельгии, Австро-Венгрии, США, во Франции и др. Доля Германии на 1913 г. в химпроме составляла 28%.

Машиностроение

Экспорт Германии машин и комплектующих с 1890 по 1907 года вырос с 2.45 млн. до 17,48 млн. фунтов. Продажи немецких машин достигли 25 млн. фунтов. Сумма экспортированных машин в 1913 году достигла 175,7 млн. долларов. Германия обгоняла США и Великобританию по этому показателю.

В стране производились и использовались паровые, водные, угольные, электрические и бензиновые машины. Бензиновый стал одним из последних в использовании, изначально ставка делалась на паровые и электрические двигатели. Началась активная автоматизация производства, всё меньше требовался ручной труд. Немецкие инженеры открыто заимствовали и адаптировали технологии сначала из Великобритании, потом из США и Франции. Происходил активный обмен опытом прямо на производствах Америки.

Стали открывать технические колледжи и училища по подготовке инженеров в машиностроительной области. В 1870-е гг. Siemens & Halske создал собственную лабораторию с профессорским составом физики. Немецкие изобретатели патентовали практически все свои работы: машины, модернизированные паровые двигатели, оборудование для производства автомобилей и др.

Дополнение:

  • К 1913 году крупными игроками на немецком и международном рынках стали MAN, Rheinmetall и Demag. Также можно найти множество мелких и средних предприятий, которые владели цехами определённой направленности.

Электричество и электротехника

В 1882 году в Штутгарте было положено начало полноценного городского электроснабжения (от станции к городу). Из Мисбах в Мюнхен началась передача передача электричества, протяжённость составляла 57 км. В городах появилось электрическое освещение и снабжение немецких заводов.

Такие компании как Siemens & Halske (1847 г.), AEG (1883 г.) и Bosch (1886 г.) занимались электрификацией страны. Siemens начал выстраивать первую линию электрических трамваев в Берлине в 1881 г.. AEG начал передачу электричества на большее расстояние, 175 км. Это произошло в 1891 году, из Лауфена до Франкфурта, это была первая трёхфазная система переменного тока в Германии. Bosch занимался генераторами зажигания, автомобильными генераторами и фарами для машин.

Дополнение:

  • В 1893 году в Германии появилась VDE - профессиональное техническое объединение, стандартизирующее электробезопасность и координирующее развитие отрасли. Стали появляться стандарты и сертификаты. Качество продукции (передачи) и его безопасность значительно выросли.
  • Электрификация и машиностроение - это неотделимые части единый цепочки, которые позволили автоматизировать всё производство в стране (где это было возможно).

Дополнение:

  • Все технологические и научные достижения Германской империи позволили ей выйти на первое место в Европе и второе во всём Мире. Страна начала борьбу за "место под солнцем", она получала новые колонии, инвестиции и авторитет среди промышленников всего мира. Немецкие и австрийские учёные начали цениться во всех уголках света, включая Российскую империю и Соединённые Штаты Америки.
  • Показательно, что промышленные гиганты Германии появились ещё в XIX веке и стали главными спонсорами двух мировых войн.
  • Русскоязычные источники достаточно скудны в вопросе истории Германии до 1914 года. Поэтому нужно обязательно использовать англоязычные и немецкоязычные работы.

Что можно почитать?

Иностранные работы:

J. Streb. Catching-Up and Falling Behind: Knowledge Spillover from American to German Machine Toolmakers

J. Streb, J. Baten. Technological and geographical knowledge spillover in the German empire 1877-1918

F. Steinfeld. De-coding the image of the firm: secret reserves and internal financing in the German chemical industry, c. 1890–1916

S. T. Braun, R. Franke. Railways, Growth, and Industrialization in a Developing German Economy, 1829–1910

Th. Gutberlet. Mechanization and the spatial distribution of industries in the German Empire, 1875 to 1907

J. E. Brittain. The International Diffusion of Electrical Power Technology, 1870–1920

Industrial output of Germany, including East and West Germany, as a share of industrialization in selected years between 1850 and 1975

Российские работы:

Лыпка Т.  И. Эмиль Ратенау – пионер электротехнической промышленности Германии

Лыпка Т. И. Социальная политика на промышленных предприятиях Германии (II половина XIX - начало XX В.)

Ванци Ч. Экономика Германии накануне Первой мировой войны

Худокормов А. Г. История второй промышленной революции

Баранов М. И., Шерстюкова Т. Д. Электротехническая «война» постоянного и переменного токов

Фотки Германии н. XX века