Развитие промышленности в конце XIX - начале XX века - это общая черта практически всех европейских стран того периода. Промышленность, новые технологии и научные открытия стали причиной конфликта интересов в Европе. Каждое государство стремилось быть лучше и успешнее своего соседа. Так, Германская империя вырвалась вперёд среди европейских стран, она обогнала Великобританию в технических, морских и научных достижениях. Единственная держава не дававшая расслабиться немецкому императору и, де-факто, обгонявшая его - это неевропейская страна, Соединённые Штаты Америки.
Железные дороги
Для немецкой промышленности выделяют четыре этапа становления: железнодорожная (1877 - 1886 гг.), красительная (1887 - 1896 гг.), химическая (1897 - 1902 гг.) и электротехническая (1903 - 1918 гг.). Для Германии характерна плотная железнодорожная застройка на 1913 год. Они оценивали свои шансы на войну на два фронта и понимали, что она возможна с большим шансом. По этой причине развитие железных дорог с 1871 года стало ключевым аспектом. Так, к 1877 году началась первая волна, которая сформировала основной костяк для промышленности и войны.
На 1840 г. сеть железнодорожных путей достигла 580 км., к 1850 г. - уже 7.000 км, а к 1870 г. - 25.000 км. Это была крайне перспективная область в Германии, соединялись заводы, армии, штабы, города и др. инфраструктура достигла больших результатов - на 1914 г. длина дорог насчитывала 62.000 км. Можно точно сказать, что бурная индустриализация страны началась с поездов, которые, в-первую очередь, ускоряли производство и транспортировку.
Дополнение:
- Первая полноценная железная дорога в Германии (Пруссии) была построена в 1837 - 1839 гг. по инициативе экономиста Фридриха Листа и составила 115 км. До этого компания Ludwig Railway Company и Adler проводили эксперимент с британской технологией между Нюрнбергом и Фюртом в 6 км.
Химия, электричество и машиностроение
Химическая промышленность
На 1900 год в Германии уже были основаны ключевые промышленные игроки, занимавшиеся производством химии - BASF (1865 г.), Bayer (1863 г.) и Hoechst (1863 г.). До 90% мировых синтетических красителей выпускались в стране, где около 80% экспортировались.
Германская империя занималась активно фотохимией, производством лекарственных препаратов, искусственных красителей и волокон, химических оружий (в-первую очередь, хлор), серной кислоты, аммиака (удобрение), реагентов и др.. Для страны это была большая статья пополнения бюджета и отличный способ в подготовке к потенциальной войне.
Химическая промышленность стала объединяться в картели и альянсы, между ними распределялась прибыль и происходила стабилизация рынка. Так, BASF и Bayer делили рынок и прибыль пополам, хотя Bayer имел намного больший потенциал.
Несмотря на проблемы Вильгельма II в общении со своими родственниками, промышленники легко договаривались и вели безбарьерную торговлю в России, Бельгии, Австро-Венгрии, США, во Франции и др. Доля Германии на 1913 г. в химпроме составляла 28%.
Машиностроение
Экспорт Германии машин и комплектующих с 1890 по 1907 года вырос с 2.45 млн. до 17,48 млн. фунтов. Продажи немецких машин достигли 25 млн. фунтов. Сумма экспортированных машин в 1913 году достигла 175,7 млн. долларов. Германия обгоняла США и Великобританию по этому показателю.
В стране производились и использовались паровые, водные, угольные, электрические и бензиновые машины. Бензиновый стал одним из последних в использовании, изначально ставка делалась на паровые и электрические двигатели. Началась активная автоматизация производства, всё меньше требовался ручной труд. Немецкие инженеры открыто заимствовали и адаптировали технологии сначала из Великобритании, потом из США и Франции. Происходил активный обмен опытом прямо на производствах Америки.
Стали открывать технические колледжи и училища по подготовке инженеров в машиностроительной области. В 1870-е гг. Siemens & Halske создал собственную лабораторию с профессорским составом физики. Немецкие изобретатели патентовали практически все свои работы: машины, модернизированные паровые двигатели, оборудование для производства автомобилей и др.
Дополнение:
- К 1913 году крупными игроками на немецком и международном рынках стали MAN, Rheinmetall и Demag. Также можно найти множество мелких и средних предприятий, которые владели цехами определённой направленности.
Электричество и электротехника
В 1882 году в Штутгарте было положено начало полноценного городского электроснабжения (от станции к городу). Из Мисбах в Мюнхен началась передача передача электричества, протяжённость составляла 57 км. В городах появилось электрическое освещение и снабжение немецких заводов.
Такие компании как Siemens & Halske (1847 г.), AEG (1883 г.) и Bosch (1886 г.) занимались электрификацией страны. Siemens начал выстраивать первую линию электрических трамваев в Берлине в 1881 г.. AEG начал передачу электричества на большее расстояние, 175 км. Это произошло в 1891 году, из Лауфена до Франкфурта, это была первая трёхфазная система переменного тока в Германии. Bosch занимался генераторами зажигания, автомобильными генераторами и фарами для машин.
Дополнение:
- В 1893 году в Германии появилась VDE - профессиональное техническое объединение, стандартизирующее электробезопасность и координирующее развитие отрасли. Стали появляться стандарты и сертификаты. Качество продукции (передачи) и его безопасность значительно выросли.
- Электрификация и машиностроение - это неотделимые части единый цепочки, которые позволили автоматизировать всё производство в стране (где это было возможно).
Дополнение:
- Все технологические и научные достижения Германской империи позволили ей выйти на первое место в Европе и второе во всём Мире. Страна начала борьбу за "место под солнцем", она получала новые колонии, инвестиции и авторитет среди промышленников всего мира. Немецкие и австрийские учёные начали цениться во всех уголках света, включая Российскую империю и Соединённые Штаты Америки.
- Показательно, что промышленные гиганты Германии появились ещё в XIX веке и стали главными спонсорами двух мировых войн.
- Русскоязычные источники достаточно скудны в вопросе истории Германии до 1914 года. Поэтому нужно обязательно использовать англоязычные и немецкоязычные работы.
Что можно почитать?
Иностранные работы:
J. E. Brittain. The International Diffusion of Electrical Power Technology, 1870–1920
Российские работы:
Лыпка Т. И. Эмиль Ратенау – пионер электротехнической промышленности Германии
Ванци Ч. Экономика Германии накануне Первой мировой войны
Худокормов А. Г. История второй промышленной революции
Баранов М. И., Шерстюкова Т. Д. Электротехническая «война» постоянного и переменного токов