На начало XX века Российская Империя увеличивала число заводов и фабрик по производству какой-либо техники: от радио до авиации. Растут показатели, растёт благосостояние населения, но также в России, как и во всём Мире, росло напряжение и шла гонка технического развития. Так, в Империи в 1869 году появился «Руссо-Балтийский вагонный завод» (далее – РБВЗ) под управление немецко-голландской фирмы «Van der Zypen und Charlier» в городе Рига. И именно на этом заводе в 1908 году под руководством Ивана Александровича Фрязиновского и Дмитрия Дмитриевича Бондарева появился автомобильный отдел. Решение о создании такого отдела подписал председатель правления Михаил Владимирович Шидловский, тут стали производить первый массовый автомобиль «Руссо-Балт» по плану конструктора Жульен Поттера (интересно, что ему было 26 лет на 1908 год).
Первая модель
Первая модель «Руссо-Балт» была выпущен в 1909 году под номером модификации «С24/30» (в последствие появятся «С24/35» (1912 – 1914 гг.), «С24/40» (1913 – 1918 гг.), «С24/50» и т.д.). Эта модель выпускалась вплоть до 1918 года, было выпущено 347 машин различных видов. Так, если расшифровать номер модификации «С24/30», то 24 – это расчётная мощность двигателя в л.с., 30 – максимальная мощность (остальные расшифруются по такому же принципу).
Под модификациями автомобилей типа «С» выпускались: дубль-фаэтон, торпедо, лимузин, ландоле и спортивные варианты машин. Со временем авто стали применять на государственной службе и в предпринимательской деятельности – появились кареты скорой помощи, грузовички для перевозки раненых и тяжёлых грузов, генераторные установки. На модели «С24/40» в 1913 году выпускались полугусеничные движители, а точнее лыжи и резиновые гусеницы шириной 320 мм. Изобрёл и предложил их использовать Адольф Кегресс француз по происхождению, но трудившийся на Россию и в частности был личным водителем Николая II.
Другие версии
Позже появились новые типы модификаций «К» («К12/15», «К12/20» и т.д., производились в 1910 – 1914 гг.), «Е» («Е15/30», производились в 1915 – 1916 гг.), «Д» («Д24/35» и «Д24/40», производились в 1912 – 1915 гг.), «М» («М24/35» и «М24/40», производились в 1912 – 1913 гг.) и «Т» («Т40/65», производились в 1913 – 1915 гг.). Автомобили типов «К» и «Е» являлись пассажирскими и в общей сложности было выпущено 212 машин, а типов «Д», «М» и «Т» являлись грузовыми и в общем их было произведено 66 грузовиков.
Автомобили «Руссо-Балт» участвовали во множестве соревнованиях (Международный пробег СПб – Киев МСК – СПб, автомобильный пробег СПб – Севастополь и др.) и даже в Ралли Монте-Карло из Санкт-Петербурга до Монако (декабрь 1911 – январь 1912 гг.). А в 1914 году во время Гран-при на «Руссо-Балт» номера «С24/58» водитель Иван Иванов установил мировой рекорд по скорости – 129 км/ч. Это автомобили стали очень известными во всём мире из-за этих соревнований, где машина могла проехать десятки тысяч километров с наименьшим количеством повреждений и остановок для ремонта. На ней даже можно было подняться в гору, что на то время могли только единицы.
В целом, производство в Российской Империи автомобилей только росло и на начало XX века выпуском машин занималась не только РБЗВ, но и множество других компании (позже будут статьи). Так, «Руссо-Балт» стал одним из лучших автомобилей в Империи, им пользовался Великий князь Константин Константинович, примьер-министр Сергей Витте, князь Борис Голицын, промышленник Эдуард Нобель и другие люди выского статуса. Машина типа «С» стала самой надёжной, самой быстрой и самой долго производящей моделью из всей серии. На этих авто участвовали в Гран-при, Монте-карло, перевозиле членов царской фамилии. «Руссо-Балт» один из первых автомобилей в Европе показавшей такую надёжность, которые хотели бы видеть люди того времени. Она могла проехать тысячи километров без ремонта и ей хватало мощностей взбраться в гору. Таким образом, в России ещё в начале XX века зародилась автомобильная промышленность выского уровня, которая превосходило качеством своей продукции другие ведущие страны (Германия, США, Франция, Великобритания и др.). Но Первая Мировая и последующая революция затормозили Империю и далее СССР, страна начала оставать от остальных участников рынка, ей нужен был рывок в развитие.
Дополнение:
- Существовал автомобиль типа "Л", который был впервые опубликован в 1911 году в Рижском журнале "Sport", в этом же году они как раз и начали производиться Это грузовик с 4-цилиндровым двигателем, мощьностью 18 л.с. Основной заказчик было военное ведомство, а его конструктором Жульен Поттер. За основу был взят швейцарский автомобиль "Arbenz" и на него установили двигатель "Руссо-Балт". В 1912 году выпускались авто с более мощным двигателем "Л24/30" и "Л24/35".
- В августе 1914 года на основании автомобилей типа "С" будут созданы бронемашины с башей-пулемётом. Машину стали производить по приказу главнокомандующего и Великого князя Николай Николаевича, а работа была поручена лейб-гвардии Егерского полка полковнику Добржанскому и штабс-капитану Некрасову, под руководством которых был спроектирован первый российский серийный бронеавтомобиль.
- В 1902 году в Российской Империи появилось Российской Императорское автомобильное общество. Его учередителями стали граф В.В. Гудович, В.М. Безобразов, граф А.Д. Шереметьев, барон Н.В. Остен-Сакен, князь В.Н. Тенишев и Г.Г. Елисеев. Но покровительством "автомобильного общества" занимался Николай II. Это общество занималось популяризацией и развитие автомобильной промышленности в стране, и к моменту появления первых "Руссо-Балт" в 1909 году они накопили достаточно денег, чтобы вложить в развитие новых машин.
Стоимость:
Тип "С" – 7.500 – 7.800 р.и. (рубль империи)
Тип "Е" – около 7.000 р.и.
Тип "К" – около 5.500 р.и
Автор: Горшков И.С.
- Российская государственная библиотека. Автомобили. URL: https://viewer.rsl.ru/ru/rsl07000440529?page=35&rotate=0&theme=white
- Russoauto. Руссо-Балт тип "С". URL: http://russoauto.ru/auto/russo-balt/model-c
- Russoauto. Руссо-Балт тип "Л". URL: http://russoauto.ru/auto/russo-balt/model-l
- Aviarmor. Руссо-Балт тип "Т". URL: http://aviarmor.net/tww2/armored_cars/ussr/ac_russo-balt_aa.htm
- Автомобили. Рыцарь "Руссо-Балт". URL: https://web.archive.org/web/20140714222502/http://automobili.ru/magazine/2009/11_november/param/persons/legend/468/
- Car. Руссо-Балт тип С. URL: https://www.carstyling.ru/en/entry/Russo_Balt_tip_S_1914_Legkiy_broneavtomobil/
- Грузовик Пресс. Пожарный "Руссо-Балт". URL: http://www.gruzovikpress.ru/article/24416-russo-balt-d-24-40-hp-iz-rijskogo-motornogo-muzeya-pojarniy-russo-balt-ch-1/
- Я-Капиталист. Цена на машины в России в XIX веке. URL: https://yakapitalist.ru/finansy/stoimost-mashiny-v-19-veke/
- Livejournal. РБВЗ. URL: https://imperium-ross.livejournal.com/1860.html