Найти тему
ALVI history

Автомобили Российской Империи: Руссо-Балтийский вагонный завод

Оглавление
Русско-Балтийский вагонный завод, 1909 года
Русско-Балтийский вагонный завод, 1909 года

На начало XX века Российская Империя увеличивала число заводов и фабрик по производству какой-либо техники: от радио до авиации. Растут показатели, растёт благосостояние населения, но также в России, как и во всём Мире, росло напряжение и шла гонка технического развития. Так, в Империи в 1869 году появился «Руссо-Балтийский вагонный завод» (далее – РБВЗ) под управление немецко-голландской фирмы «Van der Zypen und Charlier» в городе Рига. И именно на этом заводе в 1908 году под руководством Ивана Александровича Фрязиновского и Дмитрия Дмитриевича Бондарева появился автомобильный отдел. Решение о создании такого отдела подписал председатель правления Михаил Владимирович Шидловский, тут стали производить первый массовый автомобиль «Руссо-Балт» по плану конструктора Жульен Поттера (интересно, что ему было 26 лет на 1908 год).

Первая модель

Первая модель «Руссо-Балт» была выпущен в 1909 году под номером модификации «С24/30» (в последствие появятся «С24/35» (1912 – 1914 гг.), «С24/40» (1913 – 1918 гг.), «С24/50» и т.д.). Эта модель выпускалась вплоть до 1918 года, было выпущено 347 машин различных видов. Так, если расшифровать номер модификации «С24/30», то 24 – это расчётная мощность двигателя в л.с., 30 – максимальная мощность (остальные расшифруются по такому же принципу).

А.П. Нагель за рулем «Руссо-Балта» перед поездкой в Севастополь, 1911 год
А.П. Нагель за рулем «Руссо-Балта» перед поездкой в Севастополь, 1911 год

Под модификациями автомобилей типа «С» выпускались: дубль-фаэтон, торпедо, лимузин, ландоле и спортивные варианты машин. Со временем авто стали применять на государственной службе и в предпринимательской деятельности – появились кареты скорой помощи, грузовички для перевозки раненых и тяжёлых грузов, генераторные установки. На модели «С24/40» в 1913 году выпускались полугусеничные движители, а точнее лыжи и резиновые гусеницы шириной 320 мм. Изобрёл и предложил их использовать Адольф Кегресс француз по происхождению, но трудившийся на Россию и в частности был личным водителем Николая II.

Руссо-Балт С24/40 с полугусеничной ходовой частью Кегресс, 1913 год
Руссо-Балт С24/40 с полугусеничной ходовой частью Кегресс, 1913 год

Другие версии

Позже появились новые типы модификаций «К» («К12/15», «К12/20» и т.д., производились в 1910 – 1914 гг.), «Е» («Е15/30», производились в 1915 – 1916 гг.), «Д» («Д24/35» и «Д24/40», производились в 1912 – 1915 гг.), «М» («М24/35» и «М24/40», производились в 1912 – 1913 гг.) и «Т» («Т40/65», производились в 1913 – 1915 гг.). Автомобили типов «К» и «Е» являлись пассажирскими и в общей сложности было выпущено 212 машин, а типов «Д», «М» и «Т» являлись грузовыми и в общем их было произведено 66 грузовиков.

Автомобиль типа "К"
Автомобиль типа "К"
Автомобиль типа "Д"
Автомобиль типа "Д"
Автомобиль типа "М"
Автомобиль типа "М"
Автомобиль тип "Т"
Автомобиль тип "Т"
Автомобиль типа "Е15/35"
Автомобиль типа "Е15/35"

Автомобили «Руссо-Балт» участвовали во множестве соревнованиях (Международный пробег СПб – Киев МСК – СПб, автомобильный пробег СПб – Севастополь и др.) и даже в Ралли Монте-Карло из Санкт-Петербурга до Монако (декабрь 1911 – январь 1912 гг.). А в 1914 году во время Гран-при на «Руссо-Балт» номера «С24/58» водитель Иван Иванов установил мировой рекорд по скорости – 129 км/ч. Это автомобили стали очень известными во всём мире из-за этих соревнований, где машина могла проехать десятки тысяч километров с наименьшим количеством повреждений и остановок для ремонта. На ней даже можно было подняться в гору, что на то время могли только единицы.

Автомобиль "С24/55"
Автомобиль "С24/55"

В целом, производство в Российской Империи автомобилей только росло и на начало XX века выпуском машин занималась не только РБЗВ, но и множество других компании (позже будут статьи). Так, «Руссо-Балт» стал одним из лучших автомобилей в Империи, им пользовался Великий князь Константин Константинович, примьер-министр Сергей Витте, князь Борис Голицын, промышленник Эдуард Нобель и другие люди выского статуса. Машина типа «С» стала самой надёжной, самой быстрой и самой долго производящей моделью из всей серии. На этих авто участвовали в Гран-при, Монте-карло, перевозиле членов царской фамилии. «Руссо-Балт» один из первых автомобилей в Европе показавшей такую надёжность, которые хотели бы видеть люди того времени. Она могла проехать тысячи километров без ремонта и ей хватало мощностей взбраться в гору. Таким образом, в России ещё в начале XX века зародилась автомобильная промышленность выского уровня, которая превосходило качеством своей продукции другие ведущие страны (Германия, США, Франция, Великобритания и др.). Но Первая Мировая и последующая революция затормозили Империю и далее СССР, страна начала оставать от остальных участников рынка, ей нужен был рывок в развитие.

Дополнение:

  • Существовал автомобиль типа "Л", который был впервые опубликован в 1911 году в Рижском журнале "Sport", в этом же году они как раз и начали производиться Это грузовик с 4-цилиндровым двигателем, мощьностью 18 л.с. Основной заказчик было военное ведомство, а его конструктором Жульен Поттер. За основу был взят швейцарский автомобиль "Arbenz" и на него установили двигатель "Руссо-Балт". В 1912 году выпускались авто с более мощным двигателем "Л24/30" и "Л24/35".
  • В августе 1914 года на основании автомобилей типа "С" будут созданы бронемашины с башей-пулемётом. Машину стали производить по приказу главнокомандующего и Великого князя Николай Николаевича, а работа была поручена лейб-гвардии Егерского полка полковнику Добржанскому и штабс-капитану Некрасову, под руководством которых был спроектирован первый российский серийный бронеавтомобиль.
  • В 1902 году в Российской Империи появилось Российской Императорское автомобильное общество. Его учередителями стали граф В.В. Гудович, В.М. Безобразов, граф А.Д. Шереметьев, барон Н.В. Остен-Сакен, князь В.Н. Тенишев и Г.Г. Елисеев. Но покровительством "автомобильного общества" занимался Николай II. Это общество занималось популяризацией и развитие автомобильной промышленности в стране, и к моменту появления первых "Руссо-Балт" в 1909 году они накопили достаточно денег, чтобы вложить в развитие новых машин.
Автомобиль тип "Л"
Автомобиль тип "Л"
Бронемашина тип "С", пример 1914 года
Бронемашина тип "С", пример 1914 года

Стоимость:

Тип "С" – 7.500 – 7.800 р.и. (рубль империи)

Тип "Е" – около 7.000 р.и.

Тип "К" – около 5.500 р.и

Жульен Поттер на автомобили "С24/55"
Жульен Поттер на автомобили "С24/55"
Автомобиль "С24/55"
Автомобиль "С24/55"
И. Иванов в Руссо-Балт "C24/58" на старте Гран-при России, 1913 года
И. Иванов в Руссо-Балт "C24/58" на старте Гран-при России, 1913 года
Модель "С-24/55" перед стартом ралли в Монако, 1912 год
Модель "С-24/55" перед стартом ралли в Монако, 1912 год
Пожарный автомобиль "Д24/40"
Пожарный автомобиль "Д24/40"
Санитарный автомобиль "Д24/40"
Санитарный автомобиль "Д24/40"
Каталог автомобилей "Руссо-Балт"
Каталог автомобилей "Руссо-Балт"
Пожарная машина "Д24/40" шасси № 405 Петровского добровольного общества в Риге, 1913 года
Пожарная машина "Д24/40" шасси № 405 Петровского добровольного общества в Риге, 1913 года
Торжественный смотр 1-й автомобильной пулемётной роты перед отправкой на фронт, Петроград, Семёновский плац, 19 октября 1914 года
Торжественный смотр 1-й автомобильной пулемётной роты перед отправкой на фронт, Петроград, Семёновский плац, 19 октября 1914 года

Характеристика двух автомобилей "Руссо-Балт" типа "С"
Характеристика двух автомобилей "Руссо-Балт" типа "С"
Характеристика двух автомобилей "Руссо-Балт" типа "С"
Характеристика двух автомобилей "Руссо-Балт" типа "С"

Автор: Горшков И.С.