Тупик политики «военного коммунизма» на территории Советской России в победном уже 1920г. начал проявляться всё сильнее. Вооруженные мятежи уже начали охватывать не только крестьянские и казачьи регионы, но даже и части Красной армии.
Формируемая в Самарской губернии 9-я кавалерийская дивизия состояла из двух полков. Один полк был укомплектован из бойцов-крестьян 25-й Чапаевской дивизии. Второй – из уральских казаков, перешедших на сторону РККА. На командные должности начдив А.В. Сапожков (из крестьян, ветеран ПМВ, подпоручик, левый эсер, активный участник революционного движения в Поволжье) назначал своих старых боевых товарищей, многие из которых также разделяли эсеровские взгляды.
Дивизия отличалась низкой дисциплиной, а личный состав, представленный в большинстве своём хлеборобами, очень восприимчиво реагировал на агитацию против продовольственной политики Советской власти. Кавдивизия готовилась для отправки на Польский фронт, а соответственно мотивация у личного состава с 14-го года "не слезавшего с седла" была невысокой. Низкая боеспособность дивизии не была секретом и для штаба Заволжского округа, где решили исправить положение назначением нового начдива Г.О. Стосуя. В конце июня 1920г. Сапожков был вызван в штаб округа, где ему было сделано предупреждение о недопустимости антисоветской агитации в дивизии, а 04.07.1920г. командующий округом К.А. Авксентьевский отстранил Сапожкова с поста начдива по служебному несоответствию.
Начдив Сапожков был обижен отставкой, а честолюбие, авантюризм и левоэсеровское прошлое подтолкнули его к конфронтации Советской властью. Сапожков, не подчинившись приказу о сдаче командования, через доверенных лиц развернул агитацию в подчиненных полках. 08.07.1920г. он созвал собрание комсостава, где указал, что после его ухода начнутся гонения на командиров и предложил начать вооруженный мятеж. Была запущена провокация, якобы в Центре власть раскололась на два враждебных лагеря и Сапожков идет на защиту одного из них. Якобы у него много единомышленников по всей России, с которыми он поддерживает связь и если только взяться за винтовки, то восстание получит обширную поддержку извне. Большая часть командиров, поддавшись на ловко запущенную провокацию, согласилось на мятеж, но об истинных планах Сапожкова знал только узкий круг доверенных командиров.
14.07.1920г. личный состав кавдивизии, расквартированный в селах Липовка и Ново-Александровка вблизи Бузулука, начал волноваться, выдвигая требование об оставлении начальником Сапожкова. По приказу Сапожкова полки из мест постоянной дислокации выступили к Бузулуку. К 10:00ч. Бузулук был оцеплен двойным кольцом мятежных красноармейцев. Сапожков, возглавивший мятеж, организовал свой штаб в Ново-Александровке. В 11:00ч. начались переговоры бузулукского Совета со штабом повстанцев, выдвинувшими требования – выдать 15 бузулукских большевиков, разогнать районную продовольственную комиссию и разрешить свободную торговлю. Дислоцированные в Бузулуке воинские части Советом были разоружены, а оружие в руки взяли советские активисты. В Самару и Оренбург полетели телеграммы о помощи войсками.
К 15:00ч. все требования мятежников свелись к сдаче города, в противном случае они грозили взять его боем. Местные большевики отказались выполнять требования мятежников. Телефонная и телеграфная связь была прервана, и повстанцы начали наступление на Бузулук. Около часа советский гарнизон оказывал сопротивление, но ввиду численного и качественного превосходства повстанцев с боем начал отход в направлении Бугуруслана.
На красном знамени, вступивших в город повстанцев было начертано: "Рос. Соц. Сов. Респ. Долой яйца и масло, да здравствует соль!". Повстанцы говорили местным жителям, что они за Советскую власть, свободную торговлю, но против продотрядов и коммунистов. Главной причиной восстания заявлялось недовольство продовольственной политикой (последней развёрсткой губпродкома на масло и яйца) и местными коммунистами. Требовали перевыборов в Советы. Внешне мятеж был прикрыт революционными лозунгами, и несведущему обывателю разобраться в текущей ситуации было весьма затруднительно. Был издан приказ, объявляющий Бузулук на осадном положении, под угрозой расстрела жителям требовалось сдать оружие. Из тюрьмы и гауптвахты были выпущены заключенные и дезертиры, а их место под замком заняли местные советские работники. Но кровопролития не было. Сапожков пытался переубедить пленённых советских активистов.
Новый комендант города – Серов начал прием добровольцев в «Армию Правды». Среди крестьянского населения окрестных сел развернулась агитационная компания против продовольственной политики Советов. Большинство повстанцев представляли собой бывших казаков-перебежчиков, ещё недавно боровшихся против Красной армии. Именно достаточно большая прослойка классово чуждых Советам элементов в дивизии помогла Сапожкову организовать мятеж.
С подходом частей Красной армии положение повстанцев резко ухудшилось – не имея тылов и снабжения, восполнять потери вооружения и расход боеприпасов не представлялось возможным. 16.07.1920г. советские войска вытеснили повстанцев из Бузулука в степь. Вступать в открытое противоборство с регулярными частями РККА было безрассудно, и единственной возможностью на выживание у повстанцев стало только непрерывное движение. От Бузулука повстанцы устремились на Уральск.
К 18.07.19120г. численность повстанцев достигала – 2000 шашек, 700 штыков при 4-х орудиях и 8-ми пулеметах. Несмотря на столь представительные силы, большого распространения восстание не получило, ограничившись одной губернией. Местное население, опасаясь ответных карательных мер большевиков, к повстанцам относилось с опаской. «Солдаты удачи» и прочий разбойный люд, конечно, шли под знамёна Сапожкова – куда без них.
Дерзкий план – захватить Уральск и Новоузенск, как оперативные базы для восстания и победы, которые укрепят боевой дух, и увеличат приток добровольцев – оказался невыполнимым. В «Армии Правды» началось неизбежное при отступлении дезертирство и сдача в плен. По ходу движения отряд Сапожкова неуклонно превращался в банду – подвергались разграблению кооперативы, райпродкомы и мирное население. В Пугачевском уезде повстанцы захватили 2.300 овец и 700 голов крупно-рогатого скота, в Большой Черниговке более 17 млн рублей.
06.09.1920г. отряд Борисоглебских кавалерийских курсов (около 70 чел.) под командой краскома Тимашева настиг повстанцев Сапожкова в районе Ханской ставки у озера Бак-Баул. Внезапное нападение курсантов привело к паническому бегству повстанцев. Пытавшийся остановить бегущих повстанцев, Сапожков, был убит.
К сожалению, выплеск крестьянской энергии в виде восстания Сапожкова не был оценен Совнаркомом в Москве должным образом и бремя политики «военного коммунизма» в скором будущем будет отменять следующий мятеж – Кронштадский.
По теме:
Таманская республика есаула Горпищенко
Армия Возрождения России генерала Фостикова
Кубанская повстанческая армия генерала Пржевальского
Мятеж красного командира Кочубея
Уважаемые читатели! Если понравилась статья - ставьте лайк и подписывайтесь на канал