Найти в Дзене

"Если хотите, как в СССР — тогда объясняйте, как в СССР"

Лето. Каникулы. Время отдохнуть, набраться сил, играть, путешествовать, просто быть ребёнком. Но в родительских чатах то и дело всплывает одна и та же тема: "Нам сказали — пусть за лето выучит таблицу умножения." "Раньше в первом классе учили — и ничего!" "Пусть лучше заранее вызубрит — всё равно понадобится." Такие советы звучат от некоторых учителей, а иногда — просто от родителей, которые переживают, что ребёнок будет отставать, когда начнется эта гонка с таблицей по школьной программе. Намерения хорошие. Скажу больше! Гонка действительно начнется. Сложно будет, да! Но не потому, что таблицу нужно будет выучить в короткие сроки, а потому, что фундамент непрочный. То есть вопрос куда глубже и серьезнее, чем просто "выучить цифры". По школьной программе умножение и деление вводятся только во втором полугодии второго класса. Ребёнок должен: Без этого таблица умножения будет восприниматься как набор непонятных цифр, которые нужно зубрить и не ошибиться. Именно так у детей рождается стр
Оглавление

Нужно ли учить таблицу умножения летом после 1 класса?

Лето. Каникулы. Время отдохнуть, набраться сил, играть, путешествовать, просто быть ребёнком.

Но в родительских чатах то и дело всплывает одна и та же тема:

"Нам сказали — пусть за лето выучит таблицу умножения."

"Раньше в первом классе учили — и ничего!"

"Пусть лучше заранее вызубрит — всё равно понадобится."

Такие советы звучат от некоторых учителей, а иногда — просто от родителей, которые переживают, что ребёнок будет отставать, когда начнется эта гонка с таблицей по школьной программе.

Намерения хорошие.

Скажу больше! Гонка действительно начнется. Сложно будет, да! Но не потому, что таблицу нужно будет выучить в короткие сроки, а потому, что фундамент непрочный.

То есть вопрос куда глубже и серьезнее, чем просто "выучить цифры".

Учебник арифметики 1955 г, учебники математики 2025г
Учебник арифметики 1955 г, учебники математики 2025г

Факт: умножение и деление не изучаются в 1 классе. Даже не сразу во 2.

По школьной программе умножение и деление вводятся только во втором полугодии второго класса.

До этого — база.

Ребёнок должен:

  • Уметь уверенно складывать и вычитать в пределах 100;
  • Освоить состав числа;
  • Знать свойства сложения (например, что от перестановки слагаемых сумма не меняется);
  • Понимать, что такое уравнение с неизвестным;
  • Разобраться, как считать периметр (где на деле уже закладывается принцип повторения — основа будущего умножения);
  • Начать логически мыслить в числах, а не просто выполнять действия по образцу.

Без этого таблица умножения будет восприниматься как набор непонятных цифр, которые нужно зубрить и не ошибиться.

Именно так у детей рождается страх математики — ещё до того, как они успели её по-настоящему понять.

Умножение — это не формула. Это повторение сложения.

2 × 3 — это три раза по два. Или два раза по три.

Именно так подаётся умножение в начальной школе — через понимание, а не через зубрёжку.

Если ребёнок пока не умеет:

  • понимать состав числа,
  • рассуждать, а не просто складывать,
  • менять местами слагаемые и замечать, что результат не меняется, —

значит, он просто не готов к таблице умножения.

Это не лень, не слабость, не отставание. Это естественная логика развития.

Но ведь в СССР учили таблицу в 1 классе! Советское образование-самое лучшее!

Да, это правда.

Но здесь важное уточнение:

Советская школа была десятилетней, и программа строилась по-другому.

Сегодня в начальной школе существуют две разные программы обучения:

🔹 Программа 1–3 (ускоренная):

  • В первом классе дети проходят программу сразу 1 и 2 классов;
  • По окончании первого года переходят не во 2, а сразу в 3 класс;
  • Темп высокий, нагрузка серьёзная, и предполагается, что ребёнок быстро осваивает материал.

Таким детям и правда стоит заниматься таблицей умножения летом — ведь они формально уже перешли в 3 класс.

🔹 Программа 1–4 (стандартная, массовая):

  • Здесь обучение построено последовательно и логично;
  • 2 класс — это настоящий второй этап, без спешки;
  • Умножение и деление появляются только в конце второго класса, когда ребёнок уже прошёл все необходимые «лестницы» подготовки.

❗️Для таких детей зубрить таблицу летом после первого класса не только бессмысленно, но и вредно.

Они просто ещё не дошли до той ступени, на которой таблица начинает иметь смысл.

-2

А если вы всё же опираетесь на советское образование...

Если вы считаете, что «мы в советское время учили — и ничего», — давайте говорить по существу.

Вот выдержки из учебника "Арифметика. 1 класс", 1955 год:

✏️ "Что значит три раза по два? Это значит — взять по два предмета три раза."

✏️ "Сложим: 2 + 2 + 2 = 6.

Запишем: 3 × 2 = 6."

✏️ "Чтение: три умножить на два."

Что делается до этого?

  • Сотни задач на повторяющееся сложение;
  • Игровые и наглядные ситуации с предметами: конфеты, кружки, цветы, игрушки;
  • Логические сравнения и практические рассуждения.

‼️То есть, никто и тогда не начинал с таблицы.

Начинали с жизни, понимания, смысла — только потом переходили к символам и формулам.

Если уж хотите «как в советской школе» — тогда сначала так же качественно и понятно объясняйте, как они объясняли. А не просто: "Выучи, пригодится".

Кстати, старые советские учебники арифметики до сих пор ценны.

Если у вас есть возможность — найдите их. Многие темы в них объяснены проще, глубже и доступнее, чем в современных учебниках.

Учебник арифметики 1955 г.
Учебник арифметики 1955 г.

Современный математики 2 класс, 2часть, Школа России
Современный математики 2 класс, 2часть, Школа России

Не знаю почему, но мне гораздо ближе лаконичность советского учебника.

Личный пример

Я, например, объяснила своему ребёнку, что значит 2×2 и 2×3.

Сын понял принцип и теперь сам с удовольствием:

  • Считает в уме,
  • Решает простые примеры,
  • Ищет, где применить умножение в жизни: сколько тарелок нужно, если по 2 на каждого и нас трое? Сколько кубиков будет, если взять по 3 на 2 ряда?

Я пока не прошу его учить таблицу наизусть.

Я наблюдаю за его готовностью.

Когда он будет спокойно рассуждать, легко оперировать числами, понимать структуру задач — мы перейдём к следующему шагу.

Вывод

Не торопитесь с таблицей умножения.

Летние каникулы — не время для зубрёжки, если нет понимания.

  • Если ребёнок готов — учите понятно, по шагам, в жизни, а не в тетради.
  • Если не готов — не мучайте его. Укрепляйте базу: счёт, состав числа, логика, уравнения, мышление.

Вот здесь я писала текст о том, что необходимо знать ребенку по русскому языку после первого класса. Очень полезный материал! И это действительно полезно «прогнать» летом!👇🏻

Что касается математики - состав числа "Как Отче наш"! На этом действительно строится весь счет. Большинство детей с 2 по 6,7 класс имеющие проблемы по математике просто плохо освоили этот примитивный счет. Отсюда и проблемы. Плюс неуверенность, потеря интереса.

Таблица не должна быть наказанием. Она должна стать инструментом, понятным и полезным.

И главное — не сравнивайте вслепую с тем, как "было раньше".

Тогда учили по-другому. И если вы действительно хотите качества, а не просто галочки в дневнике — дайте ребёнку понять, а не выучить.

Спасибо за внимание! Жду ваших комментариев🩵

СССР
2461 интересуется