Найти в Дзене

Русский язык для 1 класса (ФГОС). Как не упустить ребенка и помочь ему усвоить программу

В продолжение предыдущей статьи я решила немного помочь родителям первоклашек разобраться со школьной программой по русскому языку. Многи родители считают, что первый класс контролировать не нужно. Первый год обучения называют и продолжением садика, и периодом подготовки к школе. В этой статье я подробно описала проблему, с которой сталкиваются многие родители. Из-за отсутствия оценок, полноценных домашних заданий и рекомендаций учителей многие дети упускают очень важную информацию, а родители просто не могут этого понять, так как и сам ребенок пока только привыкает к школе и не может выявить свои пробелы, и родители не имеют представления о том, что именно изучают их дети. А потом дети переходят во второй класс. И вот там то все пробелы «всплывают на поверхность»… Сегодня я расскажу о стандартах. Это официальная учебная программа ФГОС по русскому языку для первого класса. Я немного упростила информацию, чтобы сделать ее более доступной, и добавила комментарии по подготовке по каждом
Оглавление

В продолжение предыдущей статьи я решила немного помочь родителям первоклашек разобраться со школьной программой по русскому языку.

Многи родители считают, что первый класс контролировать не нужно. Первый год обучения называют и продолжением садика, и периодом подготовки к школе.

В этой статье я подробно описала проблему, с которой сталкиваются многие родители.

Из-за отсутствия оценок, полноценных домашних заданий и рекомендаций учителей многие дети упускают очень важную информацию, а родители просто не могут этого понять, так как и сам ребенок пока только привыкает к школе и не может выявить свои пробелы, и родители не имеют представления о том, что именно изучают их дети. А потом дети переходят во второй класс. И вот там то все пробелы «всплывают на поверхность»…

Сегодня я расскажу о стандартах. Это официальная учебная программа ФГОС по русскому языку для первого класса. Я немного упростила информацию, чтобы сделать ее более доступной, и добавила комментарии по подготовке по каждому пункту.

Итак, давайте рассмотрим, что должны усвоить первоклассники к концу учебного года и как можно помочь им справиться с непривычно большим объемом информации.

📍 - стандарт (что ребенок должен знать по ФГОС)

✅ - рекомендации

1. Общие сведения о языке

📍Язык служит основным инструментом общения между людьми.

Ребенок должен различать типы речи: устную (говорение, слушание), письменную (чтение, письмо) и внутреннюю (ее мы используем, когда думаем или читаем про себя).

***************

Просто поговорите с ребенком и попросите его определить разные типы речи.

Если ребенок путается, то лучше дать больше практики, не важно, что тема в школе уже давно пройдена.

2. Фонетика и графика

📍Необходимо освоить:

  • Различение гласных и согласных звуков.
  • Определение ударений в словах.
  • Выделение ударную и безударную гласную.
  • Понимание отличий между твердыми и мягкими согласными, звонкими и глухими
  • На письме мягкость согласного звука обозначает следующая за ним гласная буква нижнего ряда – Я, Ё, И, Е, Ю. Например, кит, дядя, тётя. Твердость согласного звука на письме обозначает следующая за ним гласная буква верхнего ряда – А, О, У, Э, Ы. Например: кот, дом, таз
  • Определение шипящих звуков [ж], [ш], [ч’], [щ’]
  • Разделение слов на слоги и определение их количества.
  • Осознание разницы между звуковым и буквенным представлением слов.
  • Знание алфавита и его использование для упорядочения списка слов.

****************

✅ Нарисовала для вас карточку, по которой легко разобраться с основами фонетики, но необходимо понимать, что выучить мало, необходимо научить ребенка именно слышать, чувствовать.

скачать👇🏻

IMG_5742 (1).JPG — Яндекс Диск

✅ А научиться делить слова на слоги поможет игровая ситуация.

К примеру, представьте, что вы на футбольном матче скандируете кричалку, хлопая при этом в ладоши. Слова непроизвольно делятся на слоги, а количество хлопков помогает посчитать их количество.

3. Орфоэпия

📍Определять ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике).

****************

✅ Если для разделения слова на слоги мы должны четко "прокричать" каждый слог, хлопая при этом в ладоши, то с ударением наоборот.

Медленно и плавно произносим слово и тянем ударный слог. Ударная гласная определится, как самый продолжительный звук.

4. Лексика

📍Слово как единица языка: его значение и происхождение. Можно исследовать с ребенком слова в контексте предложений, обсуждая их значение и использование.

****************

✅ Можно задать вопрос: «От какого слова образовано новое слово?» или «Почему так назвали?».

Разберите с ребенком слова в предложении. Пусть ребенок объяснит значение каждого слова, попытается разобрать, почему так назвали (пододеяльник, пылесос, красавица)

Приведите в пример два предложения, в которых одно и то же слово имеет разные значения. "Я пишу синей ручкой" и "На двери металлическая ручка".

5. Синтаксис

📍Предложение как единица языка. Наблюдение за структурой предложений и связями слов в них.

****************

✅ Составление предложений из набора слов.

Диване, кошка, на, спит, мягком - Кошка спит на мягком диване.

6. Орфография и пунктуация

📍необходимо знать и уметь применять:

  • Раздельное написание слов в предложении;
  • Прописная буква в начале предложения и в именах собственных.
  • Перенос слов.
  • Гласные в сочетаниях жи, ши, ча, ща, чу, щу;
  • сочетания чк, чн;
  • Словарные слова (слова с непроверяемыми гласными). Должны быть в конце учебника.
  • Знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки.
  • Алгоритм списывания текста.

****************

✅ Перенос: Слова переносятся по слогам. Одну букву нельзя оставлять на строке и переносить на следующую. Буквы Й, Ь, Ъ не отрываются от предыдущей буквы.

Списывание: из печатного текста - в рукописный

Словарные слова либо в конце учебника, либо список по ФГОС для 1 класса.

7. Развитие речи

📍Ребенок должен знать, что речь, как основная форма взаимодействия между людьми, позволяет передавать мысли, эмоции и идеи.

Текст выступает в роли единицы речи, которая формируется в зависимости от ситуации общения.

Ситуации устного общения, такие как чтение диалогов по ролям, просмотр видеоматериалов или прослушивание аудиозаписей, способствуют развитию навыков восприятия и производства речи.

Приветствие, прощание, извинение и выражение благодарности – ключевые элементы, помогающие наладить взаимопонимание между собеседниками.

****************

Спасибо за внимание! Я очень надеюсь, что кому-то эта информация поможет справиться с самым сложным и самым важным годом в школьной жизни детей:)

В моем ТГ канале больше коротких заметок, переходите, подписывайтесь:)

Пиши! Решай! Запоминай!