В продолжение предыдущей статьи я решила немного помочь родителям первоклашек разобраться со школьной программой по русскому языку.
Многи родители считают, что первый класс контролировать не нужно. Первый год обучения называют и продолжением садика, и периодом подготовки к школе.
В этой статье я подробно описала проблему, с которой сталкиваются многие родители.
Из-за отсутствия оценок, полноценных домашних заданий и рекомендаций учителей многие дети упускают очень важную информацию, а родители просто не могут этого понять, так как и сам ребенок пока только привыкает к школе и не может выявить свои пробелы, и родители не имеют представления о том, что именно изучают их дети. А потом дети переходят во второй класс. И вот там то все пробелы «всплывают на поверхность»…
Сегодня я расскажу о стандартах. Это официальная учебная программа ФГОС по русскому языку для первого класса. Я немного упростила информацию, чтобы сделать ее более доступной, и добавила комментарии по подготовке по каждому пункту.
Итак, давайте рассмотрим, что должны усвоить первоклассники к концу учебного года и как можно помочь им справиться с непривычно большим объемом информации.
📍 - стандарт (что ребенок должен знать по ФГОС)
✅ - рекомендации
1. Общие сведения о языке
📍Язык служит основным инструментом общения между людьми.
Ребенок должен различать типы речи: устную (говорение, слушание), письменную (чтение, письмо) и внутреннюю (ее мы используем, когда думаем или читаем про себя).
***************
✅ Просто поговорите с ребенком и попросите его определить разные типы речи.
Если ребенок путается, то лучше дать больше практики, не важно, что тема в школе уже давно пройдена.
2. Фонетика и графика
📍Необходимо освоить:
- Различение гласных и согласных звуков.
- Определение ударений в словах.
- Выделение ударную и безударную гласную.
- Понимание отличий между твердыми и мягкими согласными, звонкими и глухими
- На письме мягкость согласного звука обозначает следующая за ним гласная буква нижнего ряда – Я, Ё, И, Е, Ю. Например, кит, дядя, тётя. Твердость согласного звука на письме обозначает следующая за ним гласная буква верхнего ряда – А, О, У, Э, Ы. Например: кот, дом, таз
- Определение шипящих звуков [ж], [ш], [ч’], [щ’]
- Разделение слов на слоги и определение их количества.
- Осознание разницы между звуковым и буквенным представлением слов.
- Знание алфавита и его использование для упорядочения списка слов.
****************
✅ Нарисовала для вас карточку, по которой легко разобраться с основами фонетики, но необходимо понимать, что выучить мало, необходимо научить ребенка именно слышать, чувствовать.
скачать👇🏻
✅ А научиться делить слова на слоги поможет игровая ситуация.
К примеру, представьте, что вы на футбольном матче скандируете кричалку, хлопая при этом в ладоши. Слова непроизвольно делятся на слоги, а количество хлопков помогает посчитать их количество.
3. Орфоэпия
📍Определять ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике).
****************
✅ Если для разделения слова на слоги мы должны четко "прокричать" каждый слог, хлопая при этом в ладоши, то с ударением наоборот.
Медленно и плавно произносим слово и тянем ударный слог. Ударная гласная определится, как самый продолжительный звук.
4. Лексика
📍Слово как единица языка: его значение и происхождение. Можно исследовать с ребенком слова в контексте предложений, обсуждая их значение и использование.
****************
✅ Можно задать вопрос: «От какого слова образовано новое слово?» или «Почему так назвали?».
Разберите с ребенком слова в предложении. Пусть ребенок объяснит значение каждого слова, попытается разобрать, почему так назвали (пододеяльник, пылесос, красавица)
Приведите в пример два предложения, в которых одно и то же слово имеет разные значения. "Я пишу синей ручкой" и "На двери металлическая ручка".
5. Синтаксис
📍Предложение как единица языка. Наблюдение за структурой предложений и связями слов в них.
****************
✅ Составление предложений из набора слов.
Диване, кошка, на, спит, мягком - Кошка спит на мягком диване.
6. Орфография и пунктуация
📍необходимо знать и уметь применять:
- Раздельное написание слов в предложении;
- Прописная буква в начале предложения и в именах собственных.
- Перенос слов.
- Гласные в сочетаниях жи, ши, ча, ща, чу, щу;
- сочетания чк, чн;
- Словарные слова (слова с непроверяемыми гласными). Должны быть в конце учебника.
- Знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки.
- Алгоритм списывания текста.
****************
✅ Перенос: Слова переносятся по слогам. Одну букву нельзя оставлять на строке и переносить на следующую. Буквы Й, Ь, Ъ не отрываются от предыдущей буквы.
Списывание: из печатного текста - в рукописный
Словарные слова либо в конце учебника, либо список по ФГОС для 1 класса.
7. Развитие речи
📍Ребенок должен знать, что речь, как основная форма взаимодействия между людьми, позволяет передавать мысли, эмоции и идеи.
Текст выступает в роли единицы речи, которая формируется в зависимости от ситуации общения.
Ситуации устного общения, такие как чтение диалогов по ролям, просмотр видеоматериалов или прослушивание аудиозаписей, способствуют развитию навыков восприятия и производства речи.
Приветствие, прощание, извинение и выражение благодарности – ключевые элементы, помогающие наладить взаимопонимание между собеседниками.
****************
Спасибо за внимание! Я очень надеюсь, что кому-то эта информация поможет справиться с самым сложным и самым важным годом в школьной жизни детей:)
В моем ТГ канале больше коротких заметок, переходите, подписывайтесь:)