Повесть "Спутники", уважаемые читатели, впервые опубликована в 1946 году. Прозу советской писательницы Веры Пановой отличает скромность слога и лаконичность мысли. Кажется, что художественно ее произведения близки к документальному повествованию. Жизненные сюжеты и характерные, запоминающие образы воссоздают на литературных страницах настоящую правду бытия.
Творчество Пановой вошло в историю социалистического реализма наравне с сочинениями Ивана Стаднюка, Александра Фадеева, Федора Панферова. Но к числу популярных у современного читателя писателей ее отнести сложно. Возможно, имя стало и забываться.
Но вторую половину сороковых, когда и увидели свет первые большие творения, можно смело назвать взлетом известности. Сталинская премия за повесть "Спутники" свидетельство признания и власти.
Трудно предугадать, как сложилась бы судьба произведения, осталась бы книга на полке популярности или нет. К счастью, кинематограф сквозь социалистический реализм увидел правдивую жизненную историю. Небольшое по объему произведение о славном труде команды военно-санитарного поезда пережило три экранизации.
Первая кинематографическая версия под названием "Поезд милосердия" появилась на свет в 64-м , в 1965-м картину увидел зритель. Через десять лет вышла экранная работа легенды отечественного театра Петра Фоменко "На всю оставшуюся жизнь." Современное кино, обратившись к социалистическому реализму Пановой в 2015 году, тоже сказало свое слово. Все экранизации самодостаточные произведения, которые отличает весьма достойное качество.
Сценарий к фильму "Поезд милосердия" Панова писала сама. Режиссер Искандер Хамраев изложил строгую повесть таким же лаконичным языком кино. Создатели вместили повествование о четырех годах немилосердной той войны в одну серию.
В центре сюжета - врачи, сестры, санитарки, военные и технические работники, обеспечивающие перевозку раненых из полевых условий в эвакогоспитали, что были разбросаны по всей стране, часто глубоко в тылу. Санитарные составы курсировали всю войну. История насчитывает порядка 12-ти тысяч таких военно-санитарных поездов. Для раненого оказаться в такой лечебнице на колесах означало попасть в хорошие руки и предвещало обязательную поправку.
Вера Панова по заданию редакции газеты "Гудок" два месяца провела на колесах, кочуя вместе с медиками по кровавым дорогам войны. Она должна была прицельно рассказать об образцово-показательном ВСП-312. В действительности такой поезд стал настоящей легендой Великой Отечественной войны.
Корреспондент Панова честно выполнила свой долг. Написав в соавторстве с майором медицинской службы Николаем Даничевым брошюру " Новое в работе военно-санитарного поезда N 312" , отразила свой фронтовой опыт и в художественной прозе. Повесть "Спутники" и стала началом ее писательской деятельности.
Уникальность произведения Пановой еще и в том, что, наверное, впервые так близко показан поистине титанический труд по спасению жизни бойцов в условиях санитарного поезда. Хотя по признанию самих медиков, это обычная каждодневная работа. Недаром любимой приговоркой героев повести доктора Белова и хирургической сестры Юлии Дмитриевны была: - "Работаем!"
Художественный образ собственно самого поезда в экранизациях чрезвычайно интересен и важен. Через двадцать лет после окончания войны еще не составляло труда найти оригинальный состав. Даже в последующей, через десятилетие, кинематографической версии задействован настоящий ВСП, нашедший ныне свое музейное пристанище где-то в Сибири.
Вера Панова в своих воспоминаниях не скрывала, какое ошеломляющее впечатление произвел на нее санитарный состав: - " Ослепительной чистоты льняные занавески ручной работы..." Она признавалась, что такого порядка и стерильности прежде не видела: - " Пол мыли сулемой каждый день."
Содержание госпиталей на колесах было делом дорогостоящим , что уж скрывать. Неслучайно врач-ординатор Супругов в начале фильма возмутился: - "Отправлять такой поезд на фронт - это вредительство." И после самой страшной бомбежки в Тихвине, когда ВСП-312 получил серьезные повреждения, поезд действительно стал курсировать только до прифронтовой полосы.
"Мы на фронт теперь не ходим,"- обронила как-то Лена Огородникова в последней экранизации. Как раз в фильме 2015 года использовано много материалов из истории настоящего поезда N 312.
Частенько современные киношники в погоде за душераздирающей картинкой советской действительности представляют нищету и ободранность санитарных вагонов.
К чести создателей поезд милосердия во всех экранизациях выглядит достойно со всех сторон. Быт как элемент эпохи в правдивой художественной картинке передает атмосферу времени. Благодаря повести Пановой и трехкратной экранизации нынешний читатель и зритель имеет реальное представление о санитарном поезде времен ВОВ.
Но сами фронтовики, посмотрев "Поезд милосердия", были разочарованы. Так медицинская сестра Клавдия Мосеева написала фронтовому другу капитану интендантской службы, тому самому парторгу-рационализатору, который придумывал и конструировал все технические новшества в ВСП, Ивану Порохину: - "Я понимаю, что это произведение искусства, а не документальный фильм, но я, живой свидетель тех событий, хотела увидеть на экране более правдивую жизнь и работу коллектива."
И по-женски добавила: - "У нас была красивая форма. Форма для всех, от командира поезда до рядового солдата, была сшита по фигуре, мы сами были подтянутыми и опрятными."
И все же опыт ВСП-312 был действительно уникальным, он стал образцом для других, как и было принято в социалистической действительности. Обычный поначалу поезд для перевозки раненых очень скоро стал настоящей здравницей на колесах - с водолечением, тренажерами для ЛФК, физиотерапевтическими процедурами. И все необходимое для этого местные мастера соорудили самостоятельно, вовсе не ориентируясь на указания сверху.
Питание раненых тоже было организовано на должном уровне, существовало несколько диетических столов. И тут новаторы пошли своим путем. Под вагоном в специальных подвесных ящиках неслись куры. На крыше росла зелень и редиска. Часть багажного вагона отвели под выращивание поросят.
В последней экранизации есть характерные сцены, где заведующий АХЧ Семен Васильевич Соболь закупает на местном рынке молодняк. И вся команда чуть позже умиляется молочным пятачкам.
В реальности ВСП-312 за годы войны заготовил целую тонну свинины. А в фильме 1965 года, когда поезд расформировывается, из-под вагона победно выпускается куриная "гвардия", которая всю войну кормила раненых.
Поезд ВСП-312 включал 19 вагонов, четыре из них были кригеровскими на сто мест со специальным оборудованием для транспортировки тяжелораненых. Укладывали бойцов на ярусные полки женщины-санитарки. В кригеровском вагоне и работала героиня повести Лена Огородникова. И семь вагонов в составе отводилось для бойцов с легкими ранениями.
Первая экранизация повести, пожалуй, самая лаконичная и сжатая. Персонажи Пановой выписаны крупными штрихами, хотя общий рисунок роли сохранен. Ясно видится, насколько разные люди собрались в одной команде, какими разными путями шли они прежде по жизни. Война объединила их под крышей поезда милосердия, сделала спутниками раненых.
Фильм 1965 года создан в совершеннейшей эстетике тех лет. Он светлый, добрый, слегка идеализированный.
Пановой вообще крупно повезло с кино. Писательское умение создавать живые образы кинематограф оценил и практически все произведения перенес на экран. Сценарии к некоторым фильмам Вера Федоровна писала сама. Режиссер Искандер Хамраев, сняв "Поезд милосердия", словно задал верный тон, последующие экранизации тоже получились вполне достойного качества.
Спасибо, с вами было интересно. Подписывайтесь на канал. Возможно, найдете что-то полезное для себя. Продолжение разговора о кинематографических версиях повести Пановой "Спутники" - в следующей публикации.
Старые экранизации можно найти в You Tube, новую - на онлайн-платформах, в частности, на "Кинопоиске".
К прочтению с почтением, автор канала Яна Никитина
Ссылка на продолжение здесь: