Найти в Дзене
Панорама КТК

Непропавшая экспедиция

На песке сушится чья-то перевернутая лодка, небольшие волны бьются о волжский берег, на котором чистит перья стайка уток. Только знаки «Якоря не бросать» и «Внимание нефтепровод! Движение техники запрещено!» выдают в этом месте переход стальной артерии через водную преграду. Согласно законодательству, на расстоянии 100 м от осей подводного трубопровода запрещено проводить любую деятельность, способную помешать безопасного эксплуатации магистрали. Стараясь не шуметь в прибрежном лесу, медленно приближаемся к гнезду красавца орлана-белохвоста. – Орлан молодой, – комментирует наблюдения фотограф-натуралист Алена Рыжова. – Но это уже зрелая птица – у нее белый хвост и желтый клюв. У молодняка клюв темный и рябое оперенье без белых перьев. Также возраст может выдавать относительно небольшой размер гнезда. Эти птицы из семейства ястребиных гнездятся в одном месте, каждый год достраивая конструкцию жилища. Большое гнездо может достигать и двух метров в ширину. В основном птенцов контролирует
Оглавление
Пустельга в ильменно-бугровом районе. Фото Алены Рыжовой
Пустельга в ильменно-бугровом районе. Фото Алены Рыжовой

Считается чем-то самим собой разумеющимся, что производственные объекты оказывают негативное воздействие на окружающую среду. Но всегда ли это так? Эту тему мы обсуждаем с компетентными независимыми экспертами в охранной зоне нефтепровода КТК в Астраханской области

На песке сушится чья-то перевернутая лодка, небольшие волны бьются о волжский берег, на котором чистит перья стайка уток. Только знаки «Якоря не бросать» и «Внимание нефтепровод! Движение техники запрещено!» выдают в этом месте переход стальной артерии через водную преграду. Согласно законодательству, на расстоянии 100 м от осей подводного трубопровода запрещено проводить любую деятельность, способную помешать безопасного эксплуатации магистрали. Стараясь не шуметь в прибрежном лесу, медленно приближаемся к гнезду красавца орлана-белохвоста.

– Орлан молодой, – комментирует наблюдения фотограф-натуралист Алена Рыжова. – Но это уже зрелая птица – у нее белый хвост и желтый клюв. У молодняка клюв темный и рябое оперенье без белых перьев.

Также возраст может выдавать относительно небольшой размер гнезда. Эти птицы из семейства ястребиных гнездятся в одном месте, каждый год достраивая конструкцию жилища. Большое гнездо может достигать и двух метров в ширину.

В основном птенцов контролирует мама, но примерно 20% времени в гнезде проводит и отец семейства, пока супруга улетает подкрепиться. Здесь у Волги основной рацион пернатых хищников составляет рыба, охотиться на которую им помогают солнце. В полете над рекой орлан занимает такое положение по отношению к источнику света, чтобы издалека видеть блеск чешуи, отражающей солнечные лучи.

Орланы – самые крупные хищные птицы России. В XX веке их численность серьезно сократилась и орланов занесли в Красную книгу.

Орлан-белохвост в пойме. Фото Алены Рыжовой
Орлан-белохвост в пойме. Фото Алены Рыжовой

Сделав несколько снимков орлана в гнезде и над гнездом, возвращаемся к внедорожнику и вдольтрассовым проездом выдвигаемся в сторону НПС «Астраханская». Эта грунтовая дорога используется для охраны, обслуживания и ремонта объектов линейной части нефтепровода и не предназначена для общественного пользования. Отметим, что сухопутный участок нефтепровода имеет охранную зону по 25 м в обе стороны от магистральной трубы. За строгим соблюдением этого статуса следят все соответствующие службы КТК.

– Особый режим, созданный для протяженного производственного объекта, может позитивно влиять не только на безопасность оборудования, но и на представителей редких видов природы, - отмечает заместитель директора Астраханского биосферного заповедника по научной работе, кандидат биологических наук Кирилл Литвинов. - На таких территориях не пасут скот, не применяются пестициды, контролируется противопожарная обстановка, исключено возникновение стихийных свалок. Эта тема действительно заслуживает специального научного исследования.

Кирилл Литвинов
Кирилл Литвинов

ПТИЧИЙ ПАТРИАРХАТ

Вооружившись биноклями и телеобъективами, участники экспедиции обнаружили на НПС «Астраханская» значительное количество птиц так называемых парковых видов: воробьев, трясогузок, синиц, грачей, ласточек, зябликов. Разбитый на территории станции фруктовый сад и обширные площади газонов формируют уникальный для засушливой местности биоценоз, благоприятный для птиц, обычно обитающих в городах и парках. Вот среди еловых ветвей показалась зеленушка, а ведь совсем недавно эта предпочитающая хвойные деревья птица была редкостью для Астрахани. Сейчас в городских парках и скверах высадили много таких деревьев, чем привлекли зеленушек. Такая же история случилась и с НПС «Астраханская».

– Это также очень важно для природы: основу биоценоза составляют массовые виды, - говорит Кирилл Литвинов. - Степному орлу, который в эти минуты парит над станцией, не важно, скогтит он обыкновенную зеленушку или более редкого жаворонка. Если мы будем заботиться только о редких видах, то не сохраним устойчивый биоценоз.

Жаворонки на НПС
Жаворонки на НПС

Последний наш фототрофей близ НПС «Астраханская» – птица каменка. В основном эти птицы обитают в горах, но встречаются и в других ландшафтах, предпочитая при этом открытые каменистые места и карьеры, которых немало в Астраханской области. Каменки – одно из исключений пернатого мира. Самок у них значительно больше, чем самцов, и именно последние пользуются привилегией выбора партнерши, принимая или отвергая ее ухаживания.

Территория, на которой находятся объекты и сооружения нефтепроводной системы КТК в границах Астраханской области располагается в зоне северной пустыни и охватывает такие уникальные природные объекты как левобережье Волги и Западный ильменно-бугровой район. Этот регион существенно отличается от типичных зональных пустынь, так как развивался преимущественно на песчаных отложениях Хвалынского моря, а также на глинистых солончаках в понижениях и озерных котловинах. Здесь сформировались бугристые, грядовые и барханные пески.

Удод в ильменно-бугровом районе. Фото Алены Рыжовой
Удод в ильменно-бугровом районе. Фото Алены Рыжовой

ПРАРОДИТЕЛЬ ВСЕХ ТЮЛЬПАНОВ

В местах аккумуляции пресной воды нередко встречаются кусты джузгуна, лоха, тамарикса и других растений. В обширных засоленных понижениях развиваются различные типы солончаков, покрытых самой разной галофильной растительностью – от злаков до солянок. Физико-географическое положение и климатические особенности данной местности определяют специфический видовой состав животных, многие из которых подлежат охране.

По маршруту нефтепровода участников экспедиции сопровождает инженер по эксплуатации нефтегазопроводов КТК Андрей Сапрыкин. В его зоне ответственности 500 км – от государственной границы с Казахстаном, до административной границы между Калмыкией и Ставропольским краем.

– Во время поездок по трассе чаще всего попадаются зайцы-русаки и лисицы, - рассказывает коллега. - Ближе к пойме Волги повышаются шансы встретить змей. А вот в Калмыкии возле нефтеперекачивающих станций КТК нередко можно увидеть сайгаков.

Лисица в ильменно-бугровом районе. Фото Алены Рыжовой
Лисица в ильменно-бугровом районе. Фото Алены Рыжовой

Именно в сторону степной республики и лежит наш путь. Фотосъемка ведется прямо из автомобиля: животные готовы подпустить машину ближе, чем крадущегося по открытой местности человека. Покидаем внедорожник, заметив краснокнижные тюльпаны Биберштейна. Барон Фридрих Август Маршал фон Биберштейн, он же Федор Кондратьевич Биберштейн – немецкий путешественник, зоолог и ботаник, находившийся на русской службе на рубеже XVIII – XIX веков и посвятивший много лет исследованиям Южной России. Его заслуги перед нашей страной были высоко оценены императорами Павлом I и Александром I.

В апреле, глядя на покрытые золотом тюльпанов Биберштейна поля, не очень верится, что эти растения находятся под угрозой исчезновения. И все же это редкий вид, включенный в Красную книгу.

Еще одна ботаническая удача для участников экспедиции - тюльпан Шренка. Занесенный в Красную книгу России цветок считается одним из родоначальников всех культурных сортов тюльпанов. Немец, появившийся на свет в Харьковской губернии, Леопольд Иванович фон Шренк в XIX веке оставил след в таких областях науки как ботаника, зоология, минералогия, лингвистика и этнография. Результатам его исследований придавалось большое значение, поэтому в экспедициях по степи ученого часто сопровождали сибирские казаки.

– Оба вида тюльпанов крайне придирчивы к состоянию окружающей среды, - поясняет Кирилл Литвинов. - Тот факт, что мы встретили эти цветы на трассе нефтепровода, свидетельствует об экологически благополучной обстановке.

Круглоголовка в полупустыне. Фото Алены Рыжовой
Круглоголовка в полупустыне. Фото Алены Рыжовой

ЭТИКА ФОТОГРАФА

Чем дальше от Волги, тем более пустынным становится пейзаж. В условиях жаркого климата с малым количеством воды большинство представителей животного мира ведет здесь сумеречный образ жизни. Но нам повезло среди бела дня сфотографировать на бархане «дракончика» – ящерицу ушастую круглоголовку. Съемки этого пресмыкающегося дали повод поговорить о профессиональной этике фотографов-натуралистов. Дело в том, что на фото ящериц мы часто видим их с широко открытым ртом.

– Такая поза является оборонительной и означает, что круглоголовку специально напугали, - объясняет Алена Рыжова. - Да, такие фотографии производят впечатление, занимают призовые места на выставках, но каждый натуралист знает, какой ценой это сделано.

Алена Рыжова
Алена Рыжова

Какие еще табу существуют в среде фотографов дикой природы, что принципиально может нарушить неписанный кодекс этого профессионального сообщества? Вопрос далеко не праздный – авторам фото, публикуемых в «Панораме КТК» (а многие из них работают на производственных объектах компании) флора и фауна попадается в объектив часто и важно знать соответствующие правила.

– Во-первых, при съемке птиц никогда нельзя применять вспышку, даже если не хватает света, – отвечает Алена Рыжова. - У птиц очень острое зрение, вспышка надолго их дезориентирует. С такой помехой пернатые могут получить серьезную травму в полете или стать легкой добычей хищника. Во-вторых, не стоит использовать электронные манки с голосами птиц, на которых ведется фотоохота. Это нервирует пернатых, заставляет покидать укрытия, чтобы прогнать соперника. Серьезным нарушением этики ученые считают применение дронов для съемок сайгаков: степных антилоп легко напугать, и тогда, убегая, крупные животные могут травмироваться или затопчут малышей.

Скворец строит гнездо на НПС. Фото Алены Рыжовой
Скворец строит гнездо на НПС. Фото Алены Рыжовой

С принципом «не навреди» все примерно понятно. А что может в процессе фотоохоты сделать натуралист, чтобы повысить шансы для хорошего кадра?

– Лапки птиц лучше приспособлены к веткам, чем к плоскому грунту. Вместе с нужным фоном и освещением я создаю «присадку»: ставлю свою ветку и, если нужно, убираю те, которые противоречат моей концепции съемки. Если все сделать правильно, долго ждать «портретируемых» не придется, - делится секретами мастерства Алена Рыжова.

После песчаных дюн трасса нефтепровода снова возвращается в степную зону. Постояв немного среди злаковых растений, ловим в телеобъективы сусликов. Латинское название вида переводится как «любитель семян». Внешне суслики напоминают белок и сурков, с которыми состоят в одном семействе. Но, в отличие от белок, они живут не в гнездах и дуплах, а в норах. Некоторые из таких убежищ достигают в длину 15-20 м. Большое количество сусликов возле трассы нефтепровода, по мнению ученых, может объясняться тем, что по трубе идет теплая нефть. В условиях нередко суровых в степных краях зим «отопление» в норе краснокнижному грызуну явно не помешает.

Суслик в полупустыне. Фото Алены Рыжовой
Суслик в полупустыне. Фото Алены Рыжовой

Еще одним любопытным экземпляром нашей фотоколлекции стал серый сорокопут. Маленькая миловидная птичка, издающая приятные трели, в действительности - жестокий охотник. Ее латинское название lanius excubitor переводится как «караульный мясник» и основано на повадках пернатого. Своих жертв – мышей и крупных насекомых – сорокопут разрывает и накалывает на колючки кустарника, сохраняя их там, как «консервы». Проблему сосуществования на одной территории с крупными крылатыми хищниками решает не менее эффективно: всякий раз предупреждает об их атаке других певчих птиц, и неудачливые конкуренты вынуждены мигрировать в другие районы.

Гнездо воробья в конструкциях НПС. Фото Алены Рыжовой
Гнездо воробья в конструкциях НПС. Фото Алены Рыжовой

ПОЛЕТ НАД ГИМАЛАЯМИ

Уже в сумерках поблизости от А-НПС-5А наметанный глаз фотографа замечает в низине пару журавлей-красавок. На гнездование в Калмыкию и Астраханскую область эти редкие птицы прилетают из Индии. Преодолевая Гималаи, журавлиные клинья поднимаются на высоту 5 км, превозмогая низкие температуры, нехватку кислорода и тяготы многочасового перелета. Красавки – единственный в мире вид журавлей, приспособившийся жить в засушливых степях. При этом они никогда не станут гнездиться в местности, где есть проблемы с окружающей средой. Их чрезвычайную привередливость ученые используют как индикатор здоровья степных экосистем.

Изо всех объектов А-НПС-5А наибольшее внимание фотографа-натуралиста и ученого-зоолога привлекли пруды-испарители. Прежде чем подойти к ним поближе, долго снимали со всех сторон редчайший цветок горицвет, который также называют «уголек в огне». Латинское наименование цветка Adonis происходит от древнегреческого мифа, согласно которому богиня Афродита превратила своего возлюбленного после его смерти в растение с красными цветами. В народной медицине горицвет, обладающий антибактериальными свойствами и повышающий свертываемость крови, применяется при болезнях почек. Но при превышении дозировки лекарство мгновенно становится ядом. Так, попавшие в заготовленное сено цветки горицвета способны убить лошадь.

Морской зуек на прудах-испарителях НПС. Фото Алены Рыжовой
Морской зуек на прудах-испарителях НПС. Фото Алены Рыжовой

Работники А-НПС-5А ежегодно наблюдают множество различных видов перелетных птиц, включая пеликанов. В дикой природе последние строят гнезда у морских мелководий, неглубоких пресных и соленых озер, устьев крупных рек. Пеликаны ходят неуклюже, но прекрасно летают и плавают. Интересно, что в геральдике изображение пеликана является символом беззаветного служения делу и самоотверженной родительской любви.

В искусственном водоеме очистных сооружений нас встречают зуйки из группы куликов. Чистоплотные птички с коротким клювом приводят в порядок оперение. Кстати, название «зуёк» восходит к младшим чинам команды на поморских ладьях. Такое же происхождение имеет и русская фамилия Зуев. Украшающие герб и флаг города Орехово-Зуево, свою пищу эти птицы добывают в земле, быстро перемещаясь по ее поверхности. Для удобства бега их лапки лишены заднего пальца.

– В засушливой местности любой водоем имеет огромную ценность для обитателей и гостей степи. Силы нередко оставляют перелетных птиц во время дальних перелетов, а такой пруд оказывается единственным спасением. Близ нефтепровода мы насчитали около 40 видов птиц и видели несколько видов млекопитающих, но их и сложнее обнаружить. Заметили лежанку волка, сфотографировали лису, зайца, сусликов. Дикая природа комфортно соседствует с линейными и площадочными объектами нефтепроводчиков, – подводит итог экспедиции Кирилл Литвинов.

Факт, конечно, примечательный. Получается, что, охраняя свою инфраструктуру, КТК берет по защиту как животный, так и растительный мир. И, если посетить эти места в другие сезоны года, а также посмотреть на ситуацию в динамике, то собранные материалы могут стать основой для полноценного научного исследования.

-13

Текст: Павел Кретов