Чувствуется что военные машины - не любимые у Долматовского.
Но положение обязывает, и ему пришлось делать публикацию с ними. Я-же в то время был сильно разочарован. Бронетанки в тот период были моим главным интересом, а информации по ним в СССР было безумно мало.
1. ленинский броневик.
БА Остин 1й серии.
Давно уже известно что ни на какой башне броневика немецкий агент "ленин" не стоял.
Стоял на крыше какого-то автомобиля. И всё.
Но первый миф создал культ вокруг двухбашенных броневиков английской фирмы. Благодаря чему было известно, что до октября 1917 года, у российской армии всё таки были достаточно передовые бронесилы. И уже в конце 80-х годов, любители-историки бронетехники, копая архивы в поисках сведений о "Остинах", приоткрыли огромный пласт ранее неизвестной бронетехники. Сведения о которой продолжают открываться до сих пор.
Заказаны "Остины" были ещё осенью 1914 года, и уже в феврале 1915 года поступили в Россию и применялись в бою. Первый-же печальный опыт потребовал доработки машин и усиления бронирования. Фирма оперативно изменила конструкцию броневиков и уже в июле 1915 года, Остины 2й серии пошли в бой.
Огромный пустой ящик в задней части машины, буквально просился чтобы с ним что-то сделали. И в корме машины, уже силами российских фронтовых мастерских оборудовали второе место водителя. А машины стали идти в бой кормой вперёд. И случилось это уже в августе 15 года.
Поставки БА Остин были продлены на 1916 год. Машину снова доработали. В том числе использовали шасси грузовика а не лимузина.
БА Остин 3й серии.
Боевой опыт был использован в полном объёме. В том числе место мехвода в корме стало штатным.
Так что можно опять сказать - правильное восприятие фото, в боевом режиме машина едет влево. В транспортном режиме едет вправо.
Выполнение заказа на фирме затянулось. По очень разным причинам. И когда в 1917 году поставки начались, машины оказались разбросаны по разным портам и складам, откуда потом их забирали то красные, то белые, то серо-буро-малиновые. Часть машин осталась в Англии.
Проблемы с поставками бронетехники и острейшая нужда в бронетанках - БА российской армии применяли как танки - заставили начать разработки единого типа бронекорпуса для бронеавтомобилей. Этот единый тип в разных близких вариантах исполнения, устанавливался на различные шасси, ФИАТ, Армстронг и Остин.
И наконец БА Остин-Путиловский.
На который обычно ставят вошдя всех гегемонов. В 1917 году машина просто не существовала. Сборка первых броневиков началась в декабре 1917 года а первые готовые машины были сданы приёмке в феврале 1918 года.
Одновременно шла сборка гусеничного "русского танка" с приборами "кегресс".
Около 20 пулугусеничных машин собрали в течении 1918 года. Однако каких либо особых успехов за ними не числится.
Все броневики служили до конца 20-х годов.
По сути перед нами полноценный гусеничный танк.
2. БА-10. Герой Халхин-Гола.
В годы когда выходил "Автомузей", печальная правда о тех боях была под страшным секретом. Выпячивалось только героическое, или считающееся героическим.
В целом машины оказались малопригодны для той тактики что применяли в 39м году.
3. БТР Уайт.
M2 scout car. Первым крупносерийным бронетранспортёром Американской Армии стал колёсный Скаут. Однако проходимость машины не устраивала Кавалерийский корпус. И Скаута переделали на полугусеничное шасси. Опыт создания которого позаимствовали в патентах Уолтера Кристи. Хотя в целом конструкция шасси конечно-же сильно отличалось.
Полугусеничник настолько понравился военным, что его делали в двух вариантах, охватывающих практически все сферы использования. Начиная от санитарного транспорта и подвоза на передовую боеприпасов и прочей амуниции, буксировки орудий и цистерн с водой\топливом и заканчивая функциями собственно БТР и носителя различного вооружения.
Вариант с коротким бронекорпусом служил тягачём для артиллерии и трактором поля боя, для доставки амуниции передовым частям.
БТР имел корпус который был немного длиннее, для лучшего размещения десанта.
БТР в кузове которого установлена зенитная система из 4х пулемётов М2 Браунинг, калибра 0.50. Т.е. калибра 12.7мм. Пулемёт вообще широко применялся в боях 2й мировой, и получил народное прозвище "Ма дьюс". M2 Browning (Ma Deuce).
Хотя с английского прозвище переводится как "двойка", но оно созвучно латинскому "deus" - "бог".
И этот пулемёт действительно страшное, "божественное" оружие. Достойный наследник тяжёлых станковых пулемётов 1й мировой войны.
Т48. Опытная 57мм противотанковая САУ на шасси полугусеничника. Возможно эта машина и показана у Долматовского. Только без бронещита. В серию -же пошли установки из 76мм и 105мм орудий.
4. БТР-152.
Sd.Kfz.251 (Sonderkraftfahrzeug 251).
Прообразом для создания советского БТР послужил немецкий полугусеничник. Подаривший советской машине форму корпуса и опыт боевого применения.
Однако учитывая печальное применение советских полугусеничных машин, в БТР-152 сразу применили новое 6-колесное шасси повышенной проходимости.
БТР-152, создавался одновременно с полноприводным армейским грузовиком.
И впоследствии выпускался массовой серией в разных вариантах.
Построено до 1962года - 12 421 штука.
На вооружении Армии СССР состоял до середины 70-х годов. А переданный как-бы союзникам в Азии и Африке служит до сих пор.
БТР Шоэт. Армии Израиля.
Трофей ЦАХАЛ, после войны "Судного дня". Египтяне и иже с ними, все кто ненавидел евреев и вооружался Советским Союзом, оставили победителям огромное количество бронетехники в том числе примерно сотню "152"х. Которые после некоторых раздумий немного переделали. Заменили двигатель, трансмиссию, вооружение. В сущности - скорее переставили бронекорпус на шасси более современного полноприводного грузовика.
Хотя официально машина не состояла на вооружение ЦАХАЛ, есть её армейские фотографии, в том числе с различным носимым вооружением - минометы, малокалиберные зенитки и прочее.
Кстати, неестественно чёрные шины броневика, видимо по советской армейской традиции - 60% населения Израиля составляют выходцы из СССР и России и имеют "опыт" службы в СА - натёрты гуталином.
Спасибо за внимание!
Продолжение следует.