Найти в Дзене

Что является главным критерием продуктивности игры на варгане?

Полагаю, правильный ответ всего один – творческий продукт, а именно наигрыш.
Наигрыш – это своего рода гештальт, мандала, концентрированная сумма прожитых впечатлений, собранных за жизнь. Выражаясь поэтическим языком, можно сказать, что наигрыш является вашей песней силы, вашим гимном, опорой и поддержкой, раз за разом позволяющей воспроизводить настройку на ресурсное состояние. На пути к наигрышам существуют психологические ловушки, для преодоления которых, те необходимо обнаружить и внимательно изучить. 1. Отсутствие намерения создать нечто законченное.
Просто чередование звуков забавы ради. В целом, в моменте это может быть приятно, но окончательной удовлетворённости так не достигнуть. Всё время чего-то будет не хватать. Чтобы пройти дальше, нужно дать себе чёткую установку выйти на законченную музыкальную форму. Или, как минимум, тему для импровизации. 2. Попытки собрать наигрыш из того, что есть.
Свойственно начинающим и нерегулярным варганистам. На данном этапе освоения инструме

Полагаю, правильный ответ всего один – творческий продукт, а именно наигрыш.


Наигрыш – это своего рода гештальт, мандала, концентрированная сумма прожитых впечатлений, собранных за жизнь. Выражаясь поэтическим языком, можно сказать, что наигрыш является вашей песней силы, вашим гимном, опорой и поддержкой, раз за разом позволяющей воспроизводить настройку на ресурсное состояние.

На пути к наигрышам существуют психологические ловушки, для преодоления которых, те необходимо обнаружить и внимательно изучить.

1. Отсутствие намерения создать нечто законченное.
Просто чередование звуков забавы ради. В целом, в моменте это может быть приятно, но окончательной удовлетворённости так не достигнуть. Всё время чего-то будет не хватать. Чтобы пройти дальше, нужно дать себе чёткую установку выйти на законченную музыкальную форму. Или, как минимум, тему для импровизации.

2. Попытки собрать наигрыш из того, что есть.
Свойственно начинающим и нерегулярным варганистам. На данном этапе освоения инструмента техника может сильно хромать, а арсенал приёмов пока ещё не позволяет развернуться как следует. При этом желание тут же, здесь и сейчас создавать музыку – хоть отбавляй. Обычно это заканчивается двумя-тремя однообразными партиями, которые постепенно превращаются в «рельсы», и всё дальнейшее развитие ходит по кругу ранее заданных ходов. Исправляется это более глубоким и вдумчивым подходом к освоению варгана, постепенной наработкой всё новых моторных навыков и техник извлечения звука.

3. Недовольство результатом в моменте.
Тут часто застревают те, кто уже многое умеет и посвятил достаточно времени освоению базы. Вроде бы всё необходимое уже есть, и местами даже получается неплохо, но в определённый момент внутри звучит: «лажа» – и творческий поток обрубается на корню. Внутренний критик не даёт как следует развернуться. Очень интересные ходы и направления развития так и остаются недоведёнными до ума исключительно по причине излишней требовательности к себе. Двигаться тут нужно смелее и увереннее. Хорошие тропы протаптываются настойчивостью. Рецепт прост как две копейки – нужно продолжать двигаться, несмотря ни на что. Именно ошибки, неточности, недостаточно качественные звуки являются учителями на этом этапе, и каждая последующая ваша проходка будет учитывать ранее совершённые огрехи. Только так.

4. Погоня за вычурностью.
Если я слышу музыку по радио, то чётко понимаю, что над одним треком может работать целая команда профессионалов: тут и аранжировка, и сведение заранее записанных дорожек, и много чего ещё. Пытаться получить нечто подобное с варганом – логическая ошибка. Это невозможно. Так же, как и сыграть Бетховена. Если нужна вычурность в стиле рококо – вам на пианино и в оркестр, со всеми сопутствующими трудами. Варган про другое. Он про интимные переживания, про пребывание в моменте, про тонкое искусство взаимодействия с волной, про голос души. В этом и нужно искать, а не в количественном факторе звука. Опорой для прохождения этой ловушки будет предельно полное проживание момента «здесь и сейчас», с контролем звуковой волны и непрерывным внутренним откликом на играемое. Проще говоря – поток. Не ставьте себе сверхзадач, они будут только сбивать вас с нужной волны.

5. Недостаточное количество репетиций.
Подбираемся к классике. Сыграть на камеру или на людях – это то же самое, что проверить качество своих репетиций. Чем больше репетиций – тем меньше вероятность, что вы «посыплетесь». Чем больше репетиций – тем более выверенный и законченный у вас творческий продукт. Предположим, у вас всего одна идея – гоняйте её. Особенно если ограничены во времени. Гоняйте до тех пор, пока не будете знать все внутренние ходы вдоль и поперёк. Пока тело не запомнит все микродвижения, паузы и дыхательные трюки. Пока вы не научитесь «танцевать» свой наигрыш. Репетиции – наигрышам голова!

6. Недоупаковка.
Если сущность не обозначена, то для нашего сознания её и нет. «Лов» – корень понятия «слово». Ловить, словить – значит обозначить, зафиксировать. Наиграли – обозначьте словом, придумайте название. Так постепенно вокруг вашего наигрыша появится свой маленький миф, а значит, и в вашем сознании он займёт достойное место. Сравните, как звучит: «да, поиграл маленько» или «репетирую наигрыш Легенда о Героях». Думаю, комментарии излишни.

И есть ещё одна ловушка – упомяну её вне списка. Звучит примерно так: «да мне пофиг на рекомендации, у меня свой путь». Пожалуйста! Свобода воли священна, и никто никого никуда не принуждает. Просто если вдруг заблудитесь – припомните о сказанном. Кто знает, может, и пригодится.

Ваш, МБ.