Он – величайший пианист в истории музыки, обладатель звезды на Голливудской аллее славы и 25-ти премий «Грэмми». За один концерт он мог собрать миллион долларов и перечислить их в благотворительный фонд. О великом Владимире Горовице написано множество книг и статей. Его называли «королём королей пианистов», а он утверждал, что это не так, ведь его сестра Регина играет лучше.
Пианисту удалось покинуть Советский Союз и раскрыть свой потенциал, покорить все мировые сцены. Регина осталась в забвении. Она не стала великой, не получила признание и славу, но оставила после себя учеников – профессионалов, которые её никогда не забудут. О жизни семьи Горовицей писали Юрий Зильберман и Василий Катанян. Все они уверены – Регина – неогранённый алмаз, которому так и не позволили заблестеть.
Начало новой жизни
С 1906 года семья Горовицей переехала в просторную квартиру в центре Киева. Дед-купец оставил потомкам солидный капитал. Четверо детей росли в творческой атмосфере, особую роль в их жизни играла музыка. Всего девять членов семьи прошли школу профессионального обучения в Киевском музыкальном училище или Киевской консерватории. Жизнь Горовицей изменилась после революции.
В 1915 году брат Яков погиб на фронте. Через два года семейный бизнес был экспроприирован. Всех переселили на окраину города, отобрали музыкальные инструменты, имущество и даже одежду.
1918-1919 годы семья называла безумными. Смена власти, потеря всего, скоропалительное замужество Регины и аресты отца сильно повлияли на Владимира. Он, мечтавший стать композитором, начал играть на фортепиано, выступать в клубах и красноармейских частях – буквально за еду.
Вскоре Павел Коган, импресарио ведущих музыкантов страны, начал организовывать концерты для брата и сестры. Чуть позже к фортепианному дуэту присоединился блестящий скрипач Натан Мильштейн.
В мемуарах Горовиц вспоминает:
«Я хорошо работал, играл много сольных концертов. Я штурмовал рояли, публика визжала. Мы ели. Мильштейн был хорошим товарищем, весёлым и остроумным, и у сестры было доброе сердце».
Регина тем временем не отставала от брата. Была солисткой и концертмейстером в филармонии в Киеве, затем в Москве. Выступала в дуэте с известными инструменталистами и была постоянным концертмейстером Д. Ойстраха.
1925 год всё изменил для Регины. Оказавшись на гастролях в Европе, Горовиц решил не возвращаться. Но остаться за границей с братом Регина не могла – на родине оставались живые родители, муж и дочь. Регина переехала в Харьков, куда перевели её мужа Евсея Либермана в 1927 году. Работала концертмейстером в филармонии. Вскоре стало понятно, что Владимир не вернётся, и беды посыпались, как из рога изобилия.
В 1930 году Регина потеряла мать – Софья Горовиц умерла от приступа аппендицита. Брат Григорий был осужден 16 августа 1930 года на три года ссылки, которые отбывал в печально знаменитых Соловках, а спустя несколько лет после освобождения он покончил с собой. Отец Регины как социально опасный элемент был сослан в лагеря, откуда не вернулся.
18 апреля 1938 года ещё одна беда обрушилась на пианистку. Был арестован её муж, молодой учёный, по обвинению в «участии в антисоветской эсеровской организации». Свою роль вновь сыграли сомнительные семейные связи и рабочие поездки в Европу.
Как это всё переживала Регина Горовиц? Вот что она писала в своём дневнике:
«Каждую ночь я ждала ареста. Да и как ему не быть? Отец в ссылке, брат – эмигрант-невозвращенец, муж арестован…».
В это время пианистка лишилась работы. Однако руководство Харьковского музыкального училища и консерватории не испугалось – они приняли её в коллектив. О выступлениях, сцене и овациях она больше не мечтала. Так началась её вынужденная педагогическая деятельность – до конца жизни. Повышения для Регины Самойловны добивались ученики, коллеги и известнейшие советские музыканты: Я. Зак, Г. Нейгауз, Д. Ойстрах. Однако ей отказали в праве быть доцентом.
Основным «отягчающим обстоятельством» её жизни был всемирно известный брат, которого спецслужбы пытались безуспешно вернуть в СССР.
Мужа всё-таки освободили зимой 1939 года, он 22 месяца провел в тюрьме, но затем продолжил работать. А 12 февраля 1965 года появился на обложке журнала «Тайм». Статья рассказывала о роли идей Либермана в реформировании советской экономики. По воспоминаниям Виктора Львовича Макарова, ученика Регины Самойловны, которого она приютила, в этот день Владимир Горовиц звонил из США.
«Регина, твой муж стал знаменитым!», – воскликнул он.
Брат и сестра мечтали увидеться, но даже после официальных запросов Регину не выпустили из СССР.
Она могла затмить брата, но вынуждена была оставаться простым педагогом. О её выдающемся музыкальном таланте говорили Г. Г. Нейгауз, Д. Ойсграх, Я. В. Флиер и народный артист СССР Яков Зак.
Регина не дожила до встречи с братом в 1986 году. Когда он вернулся с концертом в Москву, родных уже не осталось. Регина Самойловна ушла из жизни после третьего инфаркта 9 сентября 1984 года. Партийное руководство даже запретило провести траурную процессию от консерватории. Благодаря публикациям её учеников, например Нины Руденко, Виктора Макарова, нам удалось ближе познакомиться с сестрой «короля».
Подробнее о жизни семьи Горовицей рассказывают следующие публикации:
- «Семь очерков о Владимире Горовице», Юрий Зильберман.