В 1915 году Кустодиев впервые обратился к изображению обнаженного женского тела, написав знаменитую "Красавицу". Золотоволосая девушка смотрит на зрителя пленительным взглядом, стыдливо прикрывая грудь. Приподнявшись на ложе, она лениво опускает ноги с белоснежной перины. Художник с упоением изобразил расписные цветы на сундуке, пышные букеты на обоях, фарфоровые фигурки на туалетном столике, кружевные подушки и розовое атласное одеяло. На картине изображено настоящее розовое одеяло, что было ему подарено женой ко дню рождения.
Работая над "Купальщицами" (1921) и (1922) , художник положил перед собой репродукцию знаменитой "Одалиски" Энгра.
Другой классический образ, олицетворяющий красоту обнаженного тела, получил развитие в картине "Русская Венера" (1925-1926), для которой позировала дочь художника Ирина. Кустодиев решил поместить русскую Венеру в баню, именно здесь обнаженность целомудренной русской женщины естественна и закономерна. Требовалось большое полотно, но тогда не нашлось холста нужного размера и решено было исполнить картину на обратной стороне холста с групповым портретом "На террасе" (1906). Мыльную пену в большом тазу взбивал сын художника Кирилл, Кустодиев хотел чтобы пена на картине была настоящим натюрмортом. Позднее в стене предбанника было написано окно, в которое виден город с его оживленной жизнью.
Найденный художником идеал женской красоты во многом оказался близким к народным представлениям: голубоглазая женщина с пышными формами, пышущая душевным и физическим здоровьем.
Как я уже написал выше, на обратной стороне холста находится групповой портрет "На террасе". На картине находятся, слева на право: старшая сестра Кустодиева Александра (1871-1942) с мужем В.А.Кастальским (1866-1942), дети художника Кирилл и Ирина с няней Дарьей, а также сам художник с женой. Сама терраса находится на любимой усадьбе "Терем".
В 1920 году, когда страна зажила новой жизнью, Борис Кустодиев создал серию из 23 акварелей на тему "Русские типы". Через три года они были опубликованы в книге "Русь.Русские типы Б.М.Кустодиева" с предисловием писателя Евгения Замятина. Отталкиваясь от сюжетов этих работ, писатель увлекательно рассказывает о городе Кустодиевске. Главными персонажами выдуманного города стали купцы и купчихи, продавцы из лавок, монахи, извозчики, странники. Замятин сразу понял замысел художника: запечатлеть уходящую в прошлое Русь. Совместная деятельность двух ярких личностей стала примером удачного творческого диалога.
Первые навыки декоративного мастерства Борис Кустодиев приобрел в 1907-1908 годах у Александра Головина в Мариинском Императорском Театре. В 1911 году он приступил к самостоятельной оформительской деятельности в спектакле по комедии А.Н.Островского "Горячее сердце", поставленном режиссером Ф.Ф. Комиссаржевским в московском театре К.Н.Незлобина.
Исполненные Кустодиевым эскизы декораций и костюмов высоко оценил К.С.Станиславский, пригласивший его в 1913 году к сотрудничеству с МХТ.
В 1914 году на сцене МХТ художник оформил спектакль по пьесе М.Е. Салтыкова-Щедрина "Смерть Пазухина", который много лет оставался в репертуаре МХТ.
С самых первых постановок художник был сосредоточен на теме купеческой жизни и со временем получил славу знатока русского провинциального мира. С особою тщательностью он разрабатывал не только костюмы, но и грим, стремясь создать у зрителей целостное впечатление. Кустодиевым было оформлено около 40 спектаклей, из них 20 успешно воплотились на сцене. Он сотрудничал с известными режиссерами и дружил со многими актёрами и театральными деятелями (листаем галерею)👇:
Настоящее признание Кустодиева как художника театра произошло после постановки спектакля "Блоха" в инсценировке Евгения Замятина по рассказу Николая Лескова. "Блоха" представляло собой действо, напоминавшее ярмарочное представление, в котором актеры превращались в участников красочного балаганного мира, полного озорства и меткой иронии. Для постановки "Блохи" на сцене БДТ в Ленинграде (премьера состоялась 7 ноября 1926 года) художник пишет новый вариант эскизов декораций и костюмов, Замятин перерабатывает текст, а композитор А.Ю.Шапорин создает музыкальное сопровождение (листаем галерею):
В истории русского искусства Борис Кустодиев зарекомендовал себя как талантливый портретист. Тонкий по характеристике "Портрет художника И.Я.Билибина" (1901), исполненный в изысканной гамме черных и жемчужно-серых тонов, был отмечен на Международной выставке в Мюнхене малой золотой медалью.
С "Портрета художника В.В.Матэ" (1902) для живописца начинаются поиски новых пространственных построений, которые приведут к созданию больших картин-портретов, трактуемых в соответствии с характером деятельности изображенного персонажа. Большое влияние на формирование его стиля оказала живопись европейских мастеров: Веласкеса, Рубенса,Тициана.
К художнику часто обращались с заказами первые лица императорской фамилии и крупные государственные чиновники. После Октябрьской революции персонажами полотен художника становятся творческие личности: писатели, поэты, коллекционеры, издатели, деятели театра. Автор предпочитал изображать своих героев в момент наивысшего интеллектуального подъема, запечатлевать на их лице муки творчества-раздумье, тревогу, грусть, иногда горечь.
Ренэ Ивановна Нотгафт (Кестлин) (1880-1950)- жена Федора Федоровича Нотгафта, близкого друга художника Б. М. Кустодиева, известного коллекционера и издателя, позже сотрудника Эрмитажа. Неоднократно была моделью художника, увлеченного своеобразной красотой и грацией этой уроженки Швейцарии.
Александра Дмитриевна Романова (Покотилова) (1871-1940)- жена П.М.Романова (1851-1911), тайного советника, члена Государственного совета, коллекционера портретной живописи XVIII-первой половины XIX века.
Исидор Самойлович Золотаревский (1885-1961) - скульптор, архитектор.
Мария Николаевна Плотникова (1889-1972) - двоюродная сестра Б.М.Кустодиева.
Алексей Викторович Щусев (1873-1949)-один из крупнейших архитекторов XX века. Портрет был написан весной 1917 года, тогда архитектор был занят строительством Казанского вокзала в Москве.
Картина нарисована художником во время путешествия по Испании, изображена танцовщица фламенко.
Групповой портрет художников общества "Мир Искусства" (1920) был заказан Кустодиеву для Третьяковской галереи Игорем Грабарем в память о состоявшемся 6 октября 1910 года собрании, на котором было принято решение образовать новое общество под уже известным названием "Мир искусства". Сам Кустодиев также присутствовал на встрече и официально стал членом объединения. С художниками "Мира искусства" Кустодиева связывали дружеские отношения, участие в выставках, совместная работа в журналах.
Художник создает "парадный" портрет мирискусников по образцу голландских цеховых портретов, изображая оживленно беседующих участников за столом в интерьере, украшенном картинами - свидетельствами их профессиональных занятий. Художник создал первые этюды в 1910 году, работа с перерывами шла почти 10 лет, но так и не завершилась. Кустодиев создал целую галерею "эскизов", которые так и не стали общей картиной.
Игорь Эммануилович Грабарь (1871-1960)-живописец, график, историк искусства, музейный деятель, педагог. Сотрудничал в журнале "Мир искусства", участвовал в выставках объединения.
Константин Андреевич Сомов (1869-1939)-живописец, график, скульптор, педагог. Сын историка искусства, старшего хранителя Императорского Эрмитажа, тайного советника А.И.Сомова (1830-1909).
Лев Самойлович Бакст (Розенберг) (1866-1924)-живописец, график, художник театра. Член-соучредитель "Мира искусства". С 1909 года жил в Париже и редко приезжал в Россию, поэтому на общем эскизе группового портрета художников не изображен.
Анна Петровна Остроумова-Лебедева (1871-1955)-художник-график, ксилограф, живописец, акварелист, участник объединения. Способствовала возрождению в России станковой гравюры на дереве и ее отдельного направления - техники цветной ксилографии.
Евгений Евгеньевич Лансере (1875-1946)-график, живописец-монументалист, иллюстратор. Старший сын скульптора Е.А.Лансере (1848-1886), брат художницы З.Е.Серебряковой (1884-1967). Один из ведущих членов объединения, председатель (1915-1916).
Мстислав Валерианович Добужинский (1875-1957)- график, художник театра, участник выставок объединения и Союза русских художников.
Николай Константинович Рерих (1874-1947) - живописец, график, художник театра, археолог, философ. Участник Союза русских художников и объединения "Мир искусства" (1910-1913-председатель).
Георгий Иванович Нарбут (1886-1920)- график, педагог. Учился у И.А.Билибина, в 1907 году посещал художественный кружок в Санкт-Петербургском университете. Член объединения, с 1916 - секретарь.
Иван Яковлевич Билибин (1876-1942)- график, книжный иллюстратор, художник театра.
Графический раздел выставки открывает для нас новые грани творчества Кустодиева как яркого представителя Серебряного века. Кустодиев перепробовал все графические техники: графитный карандаш и уголь, пастель, гуашь, акварель, темперу, тушь, перо, гравюру. В 1920-е годы, когда художник оказался прикован к инвалидному креслу, графика стала его заработком и спасительным средством отвлечения от тяжелых жизненных обстоятельств (листаем галерею)👇:
На этом я заканчиваю обзор этой выставки, спасибо всем кто побывал на ней вместе со мной, я постарался показать ее вам как можно подробнее.
Всем всех благ!