Найти в Дзене

Выставочный проект "Борис Кустодиев. Живопись. Графика. Театр"ч.3

В 1915 году Кустодиев впервые обратился к изображению обнаженного женского тела, написав знаменитую "Красавицу". Золотоволосая девушка смотрит на зрителя пленительным взглядом, стыдливо прикрывая грудь. Приподнявшись на ложе, она лениво опускает ноги с белоснежной перины. Художник с упоением изобразил расписные цветы на сундуке, пышные букеты на обоях, фарфоровые фигурки на туалетном столике, кружевные подушки и розовое атласное одеяло. На картине изображено настоящее розовое одеяло, что было ему подарено женой ко дню рождения.

"Красавица" (1915) (ФОТО АВТОРА)
"Красавица" (1915) (ФОТО АВТОРА)

Работая над "Купальщицами" (1921) и (1922) , художник положил перед собой репродукцию знаменитой "Одалиски" Энгра.

"Купальщица" (1921) (ФОТО АВТОРА)
"Купальщица" (1921) (ФОТО АВТОРА)
Купальщица" (1922) (ФОТО АВТОРА)
Купальщица" (1922) (ФОТО АВТОРА)

Другой классический образ, олицетворяющий красоту обнаженного тела, получил развитие в картине "Русская Венера" (1925-1926), для которой позировала дочь художника Ирина. Кустодиев решил поместить русскую Венеру в баню, именно здесь обнаженность целомудренной русской женщины естественна и закономерна. Требовалось большое полотно, но тогда не нашлось холста нужного размера и решено было исполнить картину на обратной стороне холста с групповым портретом "На террасе" (1906). Мыльную пену в большом тазу взбивал сын художника Кирилл, Кустодиев хотел чтобы пена на картине была настоящим натюрмортом. Позднее в стене предбанника было написано окно, в которое виден город с его оживленной жизнью.

Найденный художником идеал женской красоты во многом оказался близким к народным представлениям: голубоглазая женщина с пышными формами, пышущая душевным и физическим здоровьем.

"Русская Венера" (1925-1926) (ФОТО АВТОРА)
"Русская Венера" (1925-1926) (ФОТО АВТОРА)

Как я уже написал выше, на обратной стороне холста находится групповой портрет "На террасе". На картине находятся, слева на право: старшая сестра Кустодиева Александра (1871-1942) с мужем В.А.Кастальским (1866-1942), дети художника Кирилл и Ирина с няней Дарьей, а также сам художник с женой. Сама терраса находится на любимой усадьбе "Терем".

"На террасе" (1906) (ФОТО АВТОРА)
"На террасе" (1906) (ФОТО АВТОРА)

В 1920 году, когда страна зажила новой жизнью, Борис Кустодиев создал серию из 23 акварелей на тему "Русские типы". Через три года они были опубликованы в книге "Русь.Русские типы Б.М.Кустодиева" с предисловием писателя Евгения Замятина. Отталкиваясь от сюжетов этих работ, писатель увлекательно рассказывает о городе Кустодиевске. Главными персонажами выдуманного города стали купцы и купчихи, продавцы из лавок, монахи, извозчики, странники. Замятин сразу понял замысел художника: запечатлеть уходящую в прошлое Русь. Совместная деятельность двух ярких личностей стала примером удачного творческого диалога.

Первые навыки декоративного мастерства Борис Кустодиев приобрел в 1907-1908 годах у Александра Головина в Мариинском Императорском Театре. В 1911 году он приступил к самостоятельной оформительской деятельности в спектакле по комедии А.Н.Островского "Горячее сердце", поставленном режиссером Ф.Ф. Комиссаржевским в московском театре К.Н.Незлобина.

"Площадь на выезде из города", эскиз к спектаклю по комедии А.Н.Островского "Горячее сердце", 1911 год (ФОТО АВТОРА)
"Площадь на выезде из города", эскиз к спектаклю по комедии А.Н.Островского "Горячее сердце", 1911 год (ФОТО АВТОРА)

Исполненные Кустодиевым эскизы декораций и костюмов высоко оценил К.С.Станиславский, пригласивший его в 1913 году к сотрудничеству с МХТ.

В 1914 году на сцене МХТ художник оформил спектакль по пьесе М.Е. Салтыкова-Щедрина "Смерть Пазухина", который много лет оставался в репертуаре МХТ.

С самых первых постановок художник был сосредоточен на теме купеческой жизни и со временем получил славу знатока русского провинциального мира. С особою тщательностью он разрабатывал не только костюмы, но и грим, стремясь создать у зрителей целостное впечатление. Кустодиевым было оформлено около 40 спектаклей, из них 20 успешно воплотились на сцене. Он сотрудничал с известными режиссерами и дружил со многими актёрами и театральными деятелями (листаем галерею)👇:

Настоящее признание Кустодиева как художника театра произошло после постановки спектакля "Блоха" в инсценировке Евгения Замятина по рассказу Николая Лескова. "Блоха" представляло собой действо, напоминавшее ярмарочное представление, в котором актеры превращались в участников красочного балаганного мира, полного озорства и меткой иронии. Для постановки "Блохи" на сцене БДТ в Ленинграде (премьера состоялась 7 ноября 1926 года) художник пишет новый вариант эскизов декораций и костюмов, Замятин перерабатывает текст, а композитор А.Ю.Шапорин создает музыкальное сопровождение (листаем галерею):

"Гуляние купцов на берегу Волги", 1917-1918 (ФОТО АВТОРА)
"Гуляние купцов на берегу Волги", 1917-1918 (ФОТО АВТОРА)

В истории русского искусства Борис Кустодиев зарекомендовал себя как талантливый портретист. Тонкий по характеристике "Портрет художника И.Я.Билибина" (1901), исполненный в изысканной гамме черных и жемчужно-серых тонов, был отмечен на Международной выставке в Мюнхене малой золотой медалью.

"Портрет художника И.Я.Билибина" (1901) (ФОТО АВТОРА)
"Портрет художника И.Я.Билибина" (1901) (ФОТО АВТОРА)

С "Портрета художника В.В.Матэ" (1902) для живописца начинаются поиски новых пространственных построений, которые приведут к созданию больших картин-портретов, трактуемых в соответствии с характером деятельности изображенного персонажа. Большое влияние на формирование его стиля оказала живопись европейских мастеров: Веласкеса, Рубенса,Тициана.

"Портрет художника В.В.Матэ" (1902) (ФОТО АВТОРА)
"Портрет художника В.В.Матэ" (1902) (ФОТО АВТОРА)

К художнику часто обращались с заказами первые лица императорской фамилии и крупные государственные чиновники. После Октябрьской революции персонажами полотен художника становятся творческие личности: писатели, поэты, коллекционеры, издатели, деятели театра. Автор предпочитал изображать своих героев в момент наивысшего интеллектуального подъема, запечатлевать на их лице муки творчества-раздумье, тревогу, грусть, иногда горечь.

"Портрет Р.И.Нотгафт",1909 год (ФОТО АВТОРА)
"Портрет Р.И.Нотгафт",1909 год (ФОТО АВТОРА)

Ренэ Ивановна Нотгафт (Кестлин) (1880-1950)- жена Федора Федоровича Нотгафта, близкого друга художника Б. М. Кустодиева, известного коллекционера и издателя, позже сотрудника Эрмитажа. Неоднократно была моделью художника, увлеченного своеобразной красотой и грацией этой уроженки Швейцарии.

"Цветущая глициния"(1912) (ФОТО АВТОРА)
"Цветущая глициния"(1912) (ФОТО АВТОРА)
"Портрет А.Д. Романовой" (1908) (ФОТО АВТОРА)
"Портрет А.Д. Романовой" (1908) (ФОТО АВТОРА)

Александра Дмитриевна Романова (Покотилова) (1871-1940)- жена П.М.Романова (1851-1911), тайного советника, члена Государственного совета, коллекционера портретной живописи XVIII-первой половины XIX века.

"Портрет И.С.Золотаревского" (1922) (ФОТО АВТОРА)
"Портрет И.С.Золотаревского" (1922) (ФОТО АВТОРА)

Исидор Самойлович Золотаревский (1885-1961) - скульптор, архитектор.

"Портрет М.Н.Плотниковой" (1910) (ФОТО АВТОРА)
"Портрет М.Н.Плотниковой" (1910) (ФОТО АВТОРА)

Мария Николаевна Плотникова (1889-1972) - двоюродная сестра Б.М.Кустодиева.

"Портрет А.В.Щусева" (1917) (ФОТО АВТОРА)
"Портрет А.В.Щусева" (1917) (ФОТО АВТОРА)

Алексей Викторович Щусев (1873-1949)-один из крупнейших архитекторов XX века. Портрет был написан весной 1917 года, тогда архитектор был занят строительством Казанского вокзала в Москве.

"Репетиция балета" (1910) (ФОТО АВТОРА)
"Репетиция балета" (1910) (ФОТО АВТОРА)
"Танцовщица в кабаре" (1904) (ФОТО АВТОРА)
"Танцовщица в кабаре" (1904) (ФОТО АВТОРА)

Картина нарисована художником во время путешествия по Испании, изображена танцовщица фламенко.

В ложе Императорского Мариинского театра (1909) (ФОТО АВТОРА)
В ложе Императорского Мариинского театра (1909) (ФОТО АВТОРА)

Групповой портрет художников общества "Мир Искусства" (1920) был заказан Кустодиеву для Третьяковской галереи Игорем Грабарем в память о состоявшемся 6 октября 1910 года собрании, на котором было принято решение образовать новое общество под уже известным названием "Мир искусства". Сам Кустодиев также присутствовал на встрече и официально стал членом объединения. С художниками "Мира искусства" Кустодиева связывали дружеские отношения, участие в выставках, совместная работа в журналах.

Художник создает "парадный" портрет мирискусников по образцу голландских цеховых портретов, изображая оживленно беседующих участников за столом в интерьере, украшенном картинами - свидетельствами их профессиональных занятий. Художник создал первые этюды в 1910 году, работа с перерывами шла почти 10 лет, но так и не завершилась. Кустодиев создал целую галерею "эскизов", которые так и не стали общей картиной.

Эскиз группового портрета художников общества "Мир искусства", 1916-1920 (ФОТО АВТОРА)
Эскиз группового портрета художников общества "Мир искусства", 1916-1920 (ФОТО АВТОРА)
Портрет И.Э.Грабаря , 1916 год (ФОТО АВТОРА)
Портрет И.Э.Грабаря , 1916 год (ФОТО АВТОРА)

Игорь Эммануилович Грабарь (1871-1960)-живописец, график, историк искусства, музейный деятель, педагог. Сотрудничал в журнале "Мир искусства", участвовал в выставках объединения.

Портрета К.А.Сомова , 1914 год (ФОТО АВТОРА)
Портрета К.А.Сомова , 1914 год (ФОТО АВТОРА)

Константин Андреевич Сомов (1869-1939)-живописец, график, скульптор, педагог. Сын историка искусства, старшего хранителя Императорского Эрмитажа, тайного советника А.И.Сомова (1830-1909).

Портрет Л.С. Бакста, 1910 год (ФОТО АВТОРА)
Портрет Л.С. Бакста, 1910 год (ФОТО АВТОРА)

Лев Самойлович Бакст (Розенберг) (1866-1924)-живописец, график, художник театра. Член-соучредитель "Мира искусства". С 1909 года жил в Париже и редко приезжал в Россию, поэтому на общем эскизе группового портрета художников не изображен.

Портрет А.П.Остроумовой-Лебедевой, 1910 год (ФОТО АВТОРА)
Портрет А.П.Остроумовой-Лебедевой, 1910 год (ФОТО АВТОРА)

Анна Петровна Остроумова-Лебедева (1871-1955)-художник-график, ксилограф, живописец, акварелист, участник объединения. Способствовала возрождению в России станковой гравюры на дереве и ее отдельного направления - техники цветной ксилографии.

Портрет Е.Е.Лансере, 1913 год (ФОТО АВТОРА)
Портрет Е.Е.Лансере, 1913 год (ФОТО АВТОРА)

Евгений Евгеньевич Лансере (1875-1946)-график, живописец-монументалист, иллюстратор. Старший сын скульптора Е.А.Лансере (1848-1886), брат художницы З.Е.Серебряковой (1884-1967). Один из ведущих членов объединения, председатель (1915-1916).

Портрет М.В.Добужинского, 1913 год (ФОТО АВТОРА)
Портрет М.В.Добужинского, 1913 год (ФОТО АВТОРА)

Мстислав Валерианович Добужинский (1875-1957)- график, художник театра, участник выставок объединения и Союза русских художников.

Портрет М.В.Добужинского за столом, 1913 год (ФОТО АВТОРА)
Портрет М.В.Добужинского за столом, 1913 год (ФОТО АВТОРА)
Портрет Н.К.Рериха, 1913 год (ФОТО АВТОРА)
Портрет Н.К.Рериха, 1913 год (ФОТО АВТОРА)

Николай Константинович Рерих (1874-1947) - живописец, график, художник театра, археолог, философ. Участник Союза русских художников и объединения "Мир искусства" (1910-1913-председатель).

Портрет Г.И.Нарбута, 1914 год (ФОТО АВТОРА)
Портрет Г.И.Нарбута, 1914 год (ФОТО АВТОРА)

Георгий Иванович Нарбут (1886-1920)- график, педагог. Учился у И.А.Билибина, в 1907 году посещал художественный кружок в Санкт-Петербургском университете. Член объединения, с 1916 - секретарь.

Портрет И.Я.Билибина, 1914 год (ФОТО АВТОРА)
Портрет И.Я.Билибина, 1914 год (ФОТО АВТОРА)

Иван Яковлевич Билибин (1876-1942)- график, книжный иллюстратор, художник театра.

Графический раздел выставки открывает для нас новые грани творчества Кустодиева как яркого представителя Серебряного века. Кустодиев перепробовал все графические техники: графитный карандаш и уголь, пастель, гуашь, акварель, темперу, тушь, перо, гравюру. В 1920-е годы, когда художник оказался прикован к инвалидному креслу, графика стала его заработком и спасительным средством отвлечения от тяжелых жизненных обстоятельств (листаем галерею)👇:

Цитата Сергея Глаголя (ФОТО АВТОРА)
Цитата Сергея Глаголя (ФОТО АВТОРА)

На этом я заканчиваю обзор этой выставки, спасибо всем кто побывал на ней вместе со мной, я постарался показать ее вам как можно подробнее.

Всем всех благ!