Выставка картин Бориса Кустодиева проходит в Инженерном корпусе Третьяковской галереи с 30 апреля по 28 сентября 2025 года.
Кустодиев создал уникальный и неповторимый стиль, соединив традиции реализма с импрессионизмом,символизмом и с элементами изобразительного фольклора-лубка, расписных подносов и сундуков,вывесок,народной игрушки, костюма, вышивки. Он был участником четырех выставочных объединений- Нового общества художников (1904-1906), Союза русских художников (1906-1910), "Мира искусства"(1910-1924), Ассоциации художников революционной России(1923-1926), но при этом сохранял творческую оригинальность и независимость.
Известность живописцу принесли прекрасные картины из провинциальной жизни, на которых запечатлена дореволюционная Россия в ее неспешной красоте- с патриархальностью и уютом небольших волжских городов, залихватской яркостью народных гуляний,неподражаемыми образами купцов, мещан,простонародья. Вся эта потрясающая самобытность еще при его жизни безвозвратно уходила в прошлое.
Значительное место в творчестве Кустодиева занимал живописный и графический портрет. Он запечатлел на полотнах галерею известных современников: поэтов, писателей, артистов, художников, критиков, коллекционеров. С невероятным постоянством художник изображал жену, сына, дочь и сцены из семейной жизни, проявил себя как великолепный мастер поэтического пейзажа.
Кустодиев много работал в театре, создавая эскизы для декораций и костюмов к разным постановкам. Вершиной его сценографического опыта стал спектакль "Блоха", поставленный на сценах Москвы и Ленинграда.
Борис Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани в семье с купеческими и со священническими корнями. В 1896 году поступил в Высшее художественное училище при Императорской академии художеств, где был одним из талантливых учеников Ильи Репина. С 1909 года у художника стали проявляться первые признаки болезни. В 1911 году он проходил длительный курс лечения в одной из частных клиник Швейцарии. Тоскуя по семье и мечтая вернуть былое здоровье, Кустодиев стал писать картины, так появились его знаменитые купчихи и начался новый этап в творчестве.
Операции на спинном мозге приносили лишь временное облегчение. В 1916 году после очередной операции он потерял подвижность и оказался прикованным к инвалидному креслу. В этот тяжелый период появились самые солнечные и жизнерадостные произведения мастера, а сам он становится поддержкой и опорой для многочисленных друзей. К художнику тянутся разные люди, чтобы получить от него заряд целительной энергии, потому что несмотря на тяжелую болезнь, он обладал неиссякаемым оптимизмом.
Кустодиева называли "художником счастья", для него жизнелюбие, восторг перед природой стали целью творчества. Не смогли сломить мастера его постоянная борьба за жизнь, а также послереволюционные голод и разруха. Поэтому на его полотнах всегда присутствует радостное, праздничное настроение, в них сложно найти даже легкой интонации грусти, трагического накала, безысходности.
На выставке собраны лучшие произведения художника, которые помогут по-новому взглянуть на его, казалось бы, столь хорошо известное искусство.
Семья.
В 1903 году Кустодиев венчался с Юлией Евстафьевной Прошинской (1880-1942), выпускницей Александровского училища при Смольном институте в Петербурге, увлеченной живописью и поэзией.
Будущие супруги познакомились в усадьбе Высоково Костромской губернии, где Юлия воспитывалась в дворянской семье пожилых сестер Грек. Рано лишившись отца художник был наделен повышенным "чувством семьи", которое нашло отражение в его искусстве.
Кустодиев оставил нежный и обаятельный образ своей супруги в более чем десятке живописных и графических портретах. Юлия изображена в разные моменты жизни, например при купании ребенка на картине "Утро" (1904).
При прогулке с ребенком на картине "Сирень"(1906)
На полотне "Портрет Ю.Е.Кустодиевой с дочерью Ириной" (1908)
На позднем "Портрете Ю.Е.Кустодиевой" (1920) мы видим ее уставшей и изнеможденной, ведь ей приходилось в суровые годы разрухи ежедневно заботиться об обустройстве быта и оставаться бессменной сиделкой тяжелобольного мужа.
Художник в 1908-1910 годах начал осваивать мастерство скульптора, он создал небольшую серию детских скульптурных портретов, в Третьяковской галерее сохранилась скульптура изображающая его племянницу Ию Михайловну Кустодиеву.
Частыми персонажами произведений мастера, кроме супруги, становятся также сын Кирилл (1903-1971) и дочь Ирина (1905-1981).
Кирилл Борисович Кустодиев-живописец, график, театральный художник, служил в Театре оперы и балета имени С.М.Кирова (ныне Государственный академический Мариинский театр) и Ленинградском академическом театре драмы имени А.С.Пушкина (ныне Национальный драматический Александрийский театр России).
Михаил Михайлович Кустодиев (1880-1942)-инженер,изобретатель,летчик, младший брат художника. Прошел полный курс обучения в Астраханском духовном училище. Занимался рисованием у П.А. Власова.
В 1905 году Кустодиев приобрел недалеко от села Маурино Костромской губернии небольшой участок земли. Здесь он построил двухэтажный дачный дом-мастерскую в русском стиле, который получил название "Терем". Вплоть до 1915 года, пока у художника не начали проявляться симптомы болезни, семейство приезжало сюда каждое лето. В "Тереме" художник написал много пейзажей, натюрмортов, жанровых композиций. Картина "Лето"(Поездка в "Терем"(1918) создавалась по памяти, как светлое воспоминание о счастливой поре. Картина очень нестандартная по своим размерам с развернутым сюжетом, поэтому я сделал еще отдельные фотографии трех ее фрагментов (листаем галерею)👇
Среди русских художников, его современников, мало кому удавалось так же ярко и эмоционально передавать радость материнства, безмятежный мир ребенка, прелесть и значимость домашних будней и в целом уют хорошо налаженного семейного очага.
На этом я заканчиваю обзор этой части выставки, спасибо всем кто посмотрел ее вместе со мной.
Всем всех благ и продолжение следует.