С «Нивой» все легко и просто одновременно. Она с нами с 1977 года в плюс-минус неизменном виде. Но при этом год за годом эти изменения, подчас невидимые, накапливались и накапливались. И сегодня «Лада Нива» (4х4, Legend – неважно, как она зовется на очередном витке) немножко не такая, как в 1977-м. Пробежимся по ее апгрейдам.
Цена «Нива 4х4»
Машина одна из самых «тиражных» в истории вообще: впереди ВАЗ «Нива» 4х4, если только какой-нибудь «Жук» от Volkswagen. Тиражи тут тоже миллионные: общий тираж производства автомобиля ВАЗ 2121 «Нива» составляет около 2,5 млн экземпляров. Этот легендарный внедорожник производился не только для российского рынка, но и экспортировался в более 100 стран мира, что обеспечило ему статус культового автомобиля.
Разброс цен бесконечный, потому что на рынке есть как «стоковые» «Лада ВАЗ» 2121, так и трофи-рейдовые, раллийные, охотничьи и прочие кастомные версии вплоть до болотоходов. Отсюда и разброс цен: от 50 тыс. до 3 млн рублей!
Отсюда же и сложность выбора: взять из-под дедули где-нибудь на селе простой советский ВАЗ 2121 б/у в оригинальном исполнении с горизонтальными фарами? Или его более позднюю версию 4x4 Urban с кондиционером? Или версию Bronto на гигантских колесах? А версию «короткую» или «длинную»? Глаза разбегаются, конечно, сколько за без малого полвека наплодилось «Нив».
Осуществляя поиск авто, исходите из потребностей. Если вам не надо в лес за косулями, сильно «упакованная» кастомная «Лада 4х4», наверное, не нужна. Во-вторых, все стоковые «Нивы» плюс-минус одинаковые, поэтому обращайте внимание на состояние и юридическую чистоту конкретного экземпляра.
Вот пример: новая «Лада 4х4» Urban.
Проверка авто показала залог.
Кредит характерен для многих новых машин. Вопрос решаемый, если продавец каким-то образом погасит остаток перед передачей машины новому собственнику. Если не погасит – лучше не связываться.
Еще машина попадала в ДТП и получила повреждения фронтальной части.
Возможно, задета геометрия, что напрямую влияет на безопасность и комфорт перемещения. Как минимум, потребуется углубленная проверка перед покупкой в хорошем сервисе. Но вообще – лучше поискать еще.
Также читайте: Почему важно проверить залог автомобиля и как проверить машину на залоги
Моторы «Лады Нивы»
Не считая экспериментальных вариантов вроде дизеля Peugeot в конце 90-х, всю свою историю «Лада Нива» проездила (и продолжает ездить) с 1,7-литровым атмосферным агрегатом. Этот агрегат в свою очередь развил идеи оригинального 1,6-литрового карбюраторного мотора (72 л. с.), что устанавливался с начала производства в 1977 году. В разные годы 1,7 выглядел так:
- карбюраторный вариант (21213), который появился в 1994 году, мощность 80 л. с.
- инжекторный вариант (21214), до которого «АвтоВАЗ» дорос к началу 2000-х; мощность 82-83 л. с.
- доработанный до эконорм Евро-3 и Евро-5 вариант ВАЗ-2131, 21310, который дошел и до наших дней.
Еще были опыты с 1,8-литровым инжекторным двигателем, но они так и остались опытами.
С коробками передач чудес не будет: ранние ВАЗ 2121 шли с четырехступенчатой КПП, более поздние и до наших дней – с пятиступкой. Во все времена у машины также есть раздаточная коробка с понижающим рядом и возможностью блокировки межосевого дифференциала. Опыты с автоматическими трансмиссиями на ВАЗ 2121 даже не проводились: не нужна она ему. Да и нет у производителя такого узла и ресурса на его прилаживание.
Также читайте: Как проверить номер двигателя автомобиля
Салон ВАЗ 2121
Тут совсем коротко. Нельзя сказать, что производитель не старался все эти годы. Но как ни старайся, из салона поздних 70-х не сделать ничего приличного: он вот так фундаментально скомпонован, ничего ты особо не поправишь. Вот они и не поправили. Да, материалы «Лада Нива» от десятилетия к десятилетию демонстрировали определенный прогресс, но это салон поздних 70-х, спроектированный в духе времени. Он тесный, он не функциональный, он травмонебезопасный.
Он просто ужасен.
Зато там есть кондиционер и панель приборов почти как у «Лады Весты». Хоть что-то.
Также читайте: Автомобили для рыбалки и охоты: что купить для активного отдыха
«Нива 4х4» на ходу
Бич «Лады Нивы» на протяжении всей ее истории и ее родовое проклятие – тот самый 1,7-литровый мотор, которого откровенно мало в большинстве жизненных ситуаций. Ползти по лесу на пониженной передаче – еще куда ни шло, но про обгоны и вообще понятие «ускорение» просто забудьте. 19 секунд до первой «сотни» делают ее одной из самых медленных машин в истории вообще.
Плюс, на ходу не надо ждать от «Нивы» откровений по части плавности хода и шумоизоляции. Ход у нее неплавный, а изоляция очень номинальная.
По большому счету, в быту «Нива» просто никчемна:
- мелкий багажник;
- тесный салон;
- никудышная ездовая выправка;
- отсутствующая динамика.
Совместная поездка в ближайший супермаркет за продуктами на неделю сулит настоящую пытку.
Тогда зачем она здесь? Она здесь как инструмент для покорения бездорожья. Как молоток: деревянная ручка, металлическая отбойная часть – все, можно забивать гвозди. А сушить волосы или готовить стейк – не можно. Для бытового комфорта есть другие приборы, а «Лада Нива» не прибор, «Лада Нива» – инструмент. Простой, эффективный, надежный, неприхотливый. И даже если ненадежный, всегда можно починить ветошью, палками, или что там подвернется под руку. За то и любят, за то и ценят.
Также читайте: Американские внедорожники на российском рынке: пять лучших огромных джипов
Отзывы о «Лада Нива 4х4»
Отзывы владельцев о «Ладе Нива» довольно разнообразны, и можно выделить несколько основных положительных и отрицательных векторов, о которых часто упоминают.
Из однозначно положительных – отзывы о проходимости и универсальности. Владельцы часто хвалят «Нива 4х4» за ее выдающиеся внедорожные характеристики. Она реально легко справляется с пересеченной местностью, бездорожьем, грязью и снегом, что делает ее особенно актуальной и любимой среди сельских жителей и любителей охоты и рыбалки.
Благодаря простой конструкции и отсутствию сложной электроники многие владельцы считают «Нива 4х4» надежной и неприхотливой в эксплуатации. Многие неполадки можно устранить своими силами, а запчасти доступны и нередко стоят (буквально) копейки.
Отрицательные же отзывы традиционно сосредоточены вокруг нескольких вещей.
Большинство владельцев отмечают, что комфорт у «Нивы» оставляет желать лучшего:
- тесный салон;
- скромная шумоизоляция;
- устаревший дизайн интерьера;
- недостаточная эргономика сидений.
Длительные поездки на автомобиле ВАЗ 2121 «Нива» утомляют.
Двигатель «Нивы» слабоват для шоссе:
- разгон медленный;
- максимальная скорость невелика;
- автомобиль не отличается хорошей маневренностью на высокой скорости.
Также многие жалуются на высокий расход топлива по сравнению с легковыми машинами.
Уже привычной для волжского автопрома стала критика качества сборки: подгонка элементов до сих пор на уровне 70-х, низкокачественные материалы в салоне не выдерживают вообще никакой критики.
Отсюда далеко не рекордные баллы.
На агрегаторах «Нива» по отзывам собирает 3,9 из 5 или 8,4 из 10 возможных, то есть не очень крепкое «хор.». Хотя в целом многие владельцы вполне справедливо признают, что «Лада Нива» – это автомобиль, созданный в первую очередь для суровых условий и бездорожья, где ее простота и выносливость становятся ключевыми преимуществами.
А для условий не суровых надо что-нибудь еще.
Также читайте: Зачем нужно проверять владельца перед покупкой авто? О чем расскажет проверка автовладельца
Стоит ли покупать «Лада 4x4» и кому она подойдет
Как отмечено выше, машина подойдет жителям села или труднодоступной местности. Здесь достоинства «Нивы» видны особенно четко, а недостатки легко прощаются на фоне достоинств.
Но покупать ли «Лада Нива» для быта и города в 2024 году? Увольте! Есть масса куда более комфортабельных и универсальных вариантов, которые немногим хуже будут в естественной среде «Лады Нивы» (бездорожье), но гораздо приятнее в повседневности и городской суете. Вот взять хотя бы «Рено Дастер».
Ранее я рассказывал про лучшие внедорожники «Тойота». Также публиковал обзор ВАЗ-2110. А еще вам может быть интересно почитать про самые медленные машины в мире.